Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 14:13, контрольная работа
Бюджетный контроль.
Задачи бюджетного контроля.
Субъекты, объекты бюджетного контроля.
Виды, формы и методы бюджетного контроля.
Президентский контроль.
Контроль законодательных (представительных) органов власти.
Направления работы Счетной палаты.
Права органов казначейства в сфере финансового контроля.
Меры ответственности за бюджетные правонарушения.
Тема: Бюджетный контроль
Бюджетный контроль
Контроль в бюджетной сфере – это политико-правовая конструкция, призванная обеспечить баланс финансовых интересов федерального центра, субъектов РФ, всех ветвей власти, а также строгое неукоснительное исполнение законодательства, соблюдение правовой дисциплины органами государственной власти, местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Бюджетный контроль - это контроль формирования и использования государственных бюджетных фондов.
Бюджетный контроль - совокупность действий и операций по проверке деятельности экономических субъектов, связанной с движением бюджетных средств.
Его цель - последовательное проведение бюджетной политики государства, обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности распорядительных и исполнительных действий по управлению бюджетными ресурсами, включая стадии планирования, формирования, распределения и использования бюджета.
Бюджетный контроль, как и контроль вообще, представляет собой специальный способ обеспечения законности в финансовом праве и осуществляется на всех стадиях бюджетной деятельности.
Основные функции бюджетного контроля:
1) обеспечение своевременной и достоверной информации о движении денежных средств;
2) предупреждение кризисных ситуаций в бюджете;
3) стимулирование деятельности субъектов государственных финансов.
Принципы бюджетного контроля:
Задачи бюджетного контроля
Соответственно функциям бюджетный контроль выполняет следующие задачи:
1) проверка правильности
и своевременности
2) проверка правильности и своевременности расходов всех звеньев бюджетной системы;
3) проверка соблюдения финансово-бюджетной дисциплины;
4) предотвращение хищений государственных средств;
5) выявление и мобилизация
резервов эффективного
6) проверка соблюдения правил учета и отчетности экономических субъектов.
Субъекты, объекты бюджетного контроля
Объектами бюджетного контроля является движение денежных средств в процессе аккумулирования, распределения и использования публичных денежных фондов.
Предметом бюджетного контроля выступает финансово-бюджетные операции, сметы предприятий, операции с бюджетными средствами, бухгалтерская документация и т.п.
Субъектами бюджетного контроля являются государственные и муниципальные органы, а также негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения финансового законодательства.
Подконтрольными субъектами выступают РФ в целом, ее субъекты и муниципальные образования, органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения и физические лица, совершающие или опосредующие финансовые операции с бюджетными средствами.
Виды, формы и методы бюджетного контроля
В зависимости от времени проведения различают три основные формы бюджетного контроля:
1. Предварительный контроль осуществляется в основном на стадиях прогнозирования и планирования денежных потоков, т. е. до реального движения финансовых средств. Его проводят при составлении проектов бюджетов, разработке программ, инвестиционных планов и. т. д. Это позволяет заранее предупредить возможные нарушения бюджетной дисциплины, неправильное и нерациональное расходование средств, выявить резервы. Осуществляют предварительный контроль специальные подразделения органов власти.
Цель контроля - предупреждение возможных злоупотреблений при получении и расходовании средств, соблюдение финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Его исполнителями является большое число государственных структур. Основной принцип текущего контроля - поддержание системы обратной связи.
2. Последующий контроль проводится после осуществления денежных операций на основе учетной и отчетной документации с целью проверки правильности, своевременности и целесообразности расходов, полноты и своевременности получения доходов.
В зависимости от субъекта, осуществляющего бюджетный контроль, различают:
1) Государственный контроль - проводится органами государственной представительной и исполнительной власти, его главная цель - обеспечение интересов государства в рамках функционирования государственной собственности и, прежде всего, при поступлении доходов и расходовании государственных средств;
2) Ведомственный контроль - осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств и охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;
3) Внутрихозяйственный контроль - проводится экономическими и финансовыми службами организаций, его объект - хозяйственная и финансовая деятельность;
4) Общественный контроль - осуществляют неправительственные организации и граждане, его объект зависит от поставленной задачи;
5) Независимый контроль - проводится специальными органами: аудиторскими фирмами.
В зависимости от источников используемой информации контроль подразделяется на:
1. Документальный контроль проводится на основании первичных документов, реестров бухгалтерского учета, сметы расходов бюджетных организаций и расчетов к ним, а также иной документации.
Основные приемы документального контроля:
2. Фактический контроль
Основные приемы фактического контроля:
Методами проведения финансового контроля являются:
Президентский контроль
Контроль законодательных (представительных) органов власти
Контроль за исполнением бюджета – этап бюджетного процесса, в ходе которого реализуются контрольные мероприятия различных сторон исполнения бюджета по доходам и расходам.
Контроль за исполнением бюджета имеет две формы:
Он предполагает:
Парламентский контроль осуществляют Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы, созданные законодательными органами субъектов РФ (в том числе счетные палаты субъектов РФ), контрольно-счетные органы, созданные представительными органами местного самоуправления.
Он предполагает:
Административный контроль осуществляют Министерства финансов РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного контроля, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ, финансовые органы муниципальных образований, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.
Направления работы Счетной палаты
Для контроля над исполнением бюджета Федеральное Собрание РФ образует специальный орган – Счетную палату РФ.
Счетная палата является органом государственного финансового контроля (данный орган участвует также в предварительном контроле – при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета).
Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.
Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату РФ Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июля вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:
Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год в течение полутора месяцев после предоставления отчета в Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение полутора месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ, после чего принимает решение об утверждении или отклонении отчета.