Бюджетный механизм в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета и их сбалансированность, бюджетное регулирование.
Задачи работы:
Раскрыть сущность, роль и главные функции государственного бюджета.
Рассмотреть формирование доходов и расходов бюджета, а также пути сбалансирования государственного бюджета.
Определить методы бюджетного регулирования.
Рассмотреть государственный бюджет Республики Беларусь.

Содержание

Введение
1. Сущность и структура государственного бюджета
1.1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета
1.2 Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике
1.3 Проблема сбалансированности государственного бюджета
2. Формы и методы бюджетного регулирования
3. Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Доходы республиканского бюджета Республики Беларусь на 2009г

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 120.45 Кб (Скачать файл)

Кейнсианский метод использования государственного бюджета впервые признал за бюджетными инструментами функций по стабилизации экономики. В основе его лежит концепция «функциональных финансов», согласно которой формирование и реализация бюджетной политики включают как финансовую, так и экономическую сторону, причем последней отдается предпочтение. Главное – сбалансированность экономики

Бюджетное регулирование – одна из важнейших хозяйственных функций государства. Его цель – обеспечение и поддержание стабильности экономики, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества.

Государство берет на себя роль субъекта распределения финансовых ресурсов с помощью бюджета, потому что кроме него этого никто не может сделать. Только государство способно решить задачи, осуществление которых посредством только рыночных механизмов бесперспективно. Это стабилизация экономики и преодоление колебаний деловой конъюнктуры, защита конкурентной среды и национального производства, обеспечение процесса социально справедливого перераспределения доходов и национального богатства, выравнивание уровня экономического развития регионов страны.

Так как применяемые методы бюджетного регулирования весьма разнообразны, целесообразно провести их классификацию для обеспечения возможности выбора оптимального сочетания данных методов с целью усиления роли бюджета и повышения его действенности.

Выделяют следующие уровни бюджетного регулирования:

1) общегосударственный – устанавливает макроэкономические пропорции в развитии общегосударственного воспроизводства в рамках государства;

2) межтерриториальный – регулирует  уровень развития территорий;

3) межбюджетный – обеспечивает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

4) межгосударственный – регулирует  степень участия республики в  межгосударственных программах  и мероприятиях, финансируемых за  счет средств бюджета.

Каждому уровню бюджетного регулирования соответствуют комбинации форм и методов, которые необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его исполнения.

Для регулирования межбюджетных отношений используются:

- межбюджетные трансферты –  бюджетные средства, передаваемые  из одного бюджета в другой  бюджет на безвозвратной и  безвозмездной основе;

- бюджетный кредит – бюджетные  средства, предоставляемые из вышестоящего  бюджета нижестоящему бюджет, а  также из республиканского бюджета  бюджету государственного внебюджетного  фонда или из бюджета государственного  внебюджетного фонда республиканскому  бюджету на возвратной основе.

Государство может применять прямые и косвенные методы регулирования, влияя тем самым на экономические интересы субъектов хозяйствования. Прямые методы государственного управления непосредственно воздействуют на субъект хозяйствования и ограничивают его экономические свободы. Косвенные, или рыночные, методы в форме бюджетной политики действуют обезличенно и направлены на управление мотивациями и логическими действиями субъектов хозяйствования для достижения поставленных целей экономического развития. Косвенные методы управления экономикой получили широкое распространение.

Задачи бюджетного регулирования:

регулирование народнохозяйственных и отраслевых пропорций;

регулирование доходов населения и уровня жизни;

обеспечение социальных гарантий

выравнивание уровня социально-экономического развития регионов;

предупреждение и ликвидация последствий нежелательных событий, стихийных бедствий, предупреждение диспропорций в развитии экономики путем создания бюджетных резервов и финансирования соответствующих мероприятий;

регулирование сальдо бюджета;

формирование бюджета Союзного государства Беларуси и России и участие в международных общественных и финансовых организациях.

Практическая реализация бюджетной политики требует применения соответствующего инструментария. Существует целый ряд инструментов и методов, с помощью которых осуществляется бюджетное регулирование в рыночной экономике.

Выделяют следующие формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов бюджета:

1) изъятие части доходов, полученных  в результате первичного распределения  национального продукта (методы  изъятия налогов и неналоговых  платежей в бюджет, включая целевые  бюджетные фонды);

2) предоставление налоговых привилегий:

- полное освобождение от уплаты  налогов и неналоговых платежей;

- предоставление льгот по налогам;

- налоговых кредитов;

3) перераспределение общегосударственных  доходов и налогов между уровнями  бюджетов:

- закрепление за местными бюджетами  полностью или частично общегосударственных  доходов;

- передача регионам части общегосударственных  доходов в виде регулирующих  доходных источников;

- предоставление трансфертов для  сбалансирования доходов и расходов  региональных бюджетов и др.;

4) резервирование части бюджетных  ресурсов достигается созданием  резервных фондов в составе  бюджетов всех уровней;

5) регулирование привлечения государственных  кредитов осуществляется посредствам  внутреннего государственного кредита  и международного государственного  кредита.

К группе форм и методов бюджетного регулирования, действующих в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием расходов бюджета, относятся:

1) финансирование расходов на  отрасли экономики на отрасли  экономики, социально-культурную сферу, управление и оборону:

- прямое финансирование;

- дотация – межбюджетные трансферты, предоставляемые из вышестоящего  бюджета нижестоящему бюджету  в случае, если собственных и  регулирующих доходов недостаточно  для сбалансированности нижестоящего  бюджета;

- субсидии – бюджетные трансферты, предоставляемые организации, физическому  лицу на условиях участия в  финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов

- субвенции – межбюджетные трансферты, предоставляемые другому бюджету  на осуществление определенных  целевых расходов.[1, статья 2]

2) выравнивание расходов на отрасли  непроизводственной сферы в региональном  разрезе:

- принятие единого для всех  территорий республики норматива  бюджетной обеспеченности в отраслях  непроизводственной сферы в расчете  на одного жителя;

- предоставление трансфертов из  фонда финансовой поддержки регионов;

- финансирование капитальных вложений  в развитие сети учреждений  непроизводственной сферы.

3) перераспределение расходов между  уровнями бюджетной системы:

- передача объекта финансирования  с бюджета одного уровня на  другой ;

- передача трансфертов в качестве  дополнительных источников финансирования.

4) регулирование погашения государственного  долга (выплата долгов и процентов  по ним).

5) участие в формировании доходов  международных организаций, бюджета  Союзного государства Беларуси  и России.

Эффективность использования бюджетных методов регулирования обуславливается тем, что они гораздо легче поддаются корректированию со стороны государственных органов, чем другие экономические методы, так как находятся в сфере непосредственного влияния государства и могут применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта.

 

3. Особенности бюджетной  политики в Республике Беларусь

 

За многовековой период своего развития государственный бюджет Беларуси претерпел существенные изменения. Менялись формы и содержание бюджетного фонда, его качественные и количественные характеристики. В историческом процессе развития бюджета Республики Беларусь можно выделить этапы, соответствующие отдельным периодам развития государства.

I этап – с IX в. до конца XII в. –  характеризует зарождение бюджета  в волостях-княжествах Полоцкой  Руси и его развитие в составе  Древнерусского государства. На  этом этапе закладываются основы  бюджетного устройства, соответствующие  отдельным периодам развития  государства.

II этап – с XIII в. до конца XVIII в. – отражает развитие государственного  бюджета в Великом княжестве  Литовском, Речи Посполитой и заканчивается воссоединением белорусских земель с Россией. В течение этого периода продолжает формироваться бюджетная система, укрепляются бюджеты городов. Осуществлен переход к налоговому государству. Доходы государственной казны увеличиваются за счет развития косвенного налогообложения, с развитием товарно-денежных отношений все больше платежей поступает в денежной форме, происходит трансформация бюджета в финансовую категорию. Вырабатывается механизм сбора государственных доходов и контроля их поступлений. Государственная казна формируется из натуральных и денежных податей и платежей. Доходы средневекового государства включали в себя добровольные дары, договорные домены, налоги и пошлины, доходы от верховного права на бесхозное имущество.

III этап – с конца XVIII в. по 1919 г. – связан с формированием  бюджетов белорусских губерний  в составе России. На этом этапе  формируется многоуровневая бюджетная  система: образуются местные бюджеты  – земские, городские, мирские, в  них впервые появляются расходы  на хозяйственные мероприятия  территорий и социальные нужды  населения. Укрепляется налоговая  система, широкое распространение  получают акцизы. Бюджеты белорусских  губерний участвуют в формировании  общеимперских доходов.

IV этап – с 1919 г. по 1990 г. – охватывает  период развития бюджета Белорусской  Советской Социалистической Республики  в основном в составе СССР. На этом этапе проводится ряд  мероприятий по реорганизации  финансовых отношений на основе  перестройки хозяйственного механизма, преобразования форм и методов  руководства экономикой. Изменяются  состав и структура доходов  и расходов бюджета БССР, укрепляется  доходная база местных бюджетов. Бюджетная система Беларуси формируется  как часть единой бюджетной  системы мощного государства, способная  к самостоятельному функционированию.

V этап – с 1990 г. по настоящее  время – характеризует развитие  бюджета и формирование национальной  бюджетной системы Беларуси в  условиях суверенитета республики  и рыночных преобразований.

В настоящее время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система в Республике Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов. В соответствии с территориальным уровнем местных Советов депутатов местные бюджеты делятся на:

бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

бюджеты областного уровня и бюджет города Минска.

Различают еще такое понятие, как «консолидированный бюджет», который представляет собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:

1. единства;

2. полноты отражения доходов  и расходов бюджетов;

3. сбалансированности бюджетов;

4. гласности;

5. самостоятельности бюджетов;

6. эффективности использования  бюджетных средств;

7. общего (совокупного) покрытия расходов  бюджетов;

8. достоверности бюджетов;

9. адресности и целевого назначения  бюджетных средств;

10. ответственности участников  бюджетного процесса.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., основными направлениями бюджетной политики страны на среднесрочную перспективу являются:

1) повышение эффективности и  результативности бюджетных расходов  на основе совершенствования  форм и процедур их финансирования;

2) создание условий для полного  и устойчивого выполнения обязательств  государства и концентрации финансовых  ресурсов на достижении целей  и решении задач социально-экономического  развития при одновременном сокращении  неэффективности расходов;

3) совершенствование межбюджетных  отношений и организация бюджетного  процесса;

4) повышение эффективности использования  бюджетных средств;

5) завершение работы по привлечению  бюджетной классификации Республики  Беларусь в соответствие с  международными стандартами статистики  государственных финансов;

6) переход к среднесрочному бюджетному  планированию;

7) упорядочение государственной  поддержки реального сектора  экономики за счет сокращения  объема субсидий и льгот, ликвидации  перекрестного субсидирования в  сфере жилищно-коммунальных услуг  на основе пересмотра тарифов  и рационализации ценообразования  и т.п.;

8) обеспечение сбалансированности  бюджетов всех уровней и сокращение  их дефицита.

Динамика консолидированного бюджета Республики Беларусь, его доходной и расходной частей, величины дефицита (профицита) бюджета в абсолютном выражении и в процентах к величине валового внутреннего продукта за 1995-2007 гг. представлена в таблице 1 и приложении В.

Информация о работе Бюджетный механизм в Республике Беларусь