Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 18:36, контрольная работа
Целью данной работы является исследовать государственное финансирование расходов на образование за рубежом, а также проанализировать способы реализации специальных проектов, выявить пути решения и совершенствования финансирования расходов на образование за рубежом.
Объектом исследования являются расходы бюджета РФ на образование за рубежом.
Необходимо рассмотреть действующую систему финансирования образования, выявить ее недостатки и разработать пути решения. Для этого в рамках данной работы необходимо решить следующие задачи:
- выявить проблемы бюджетного финансирования образования;
-рассмотреть программы, разработанные в рамках темы;
-сравнить государственное финансирование на образование в России и других странах;
Введение………………………………………...………………………..……..3
1.Государственное финансирование образования…………………….……5
2. Программа "Глобальное образование"…...…………………….…….…...7
3. Гранты, кредиты, стипендии…………...………………………….…….….9
4.Сравнение финансирования России с другими странами……………….11
Заключение……………………………………………………………………14
Список используемой литературы.…………………………………….……15
Третьим способом, является кредитование. Суть образовательного кредита сводится к государственной поддержке, которая заключается в предоставлении банкам, участвующим в программе, тех средств, которых они лишились в результате выдачи кредитов абитуриентам по льготным условиям (под низкий процент). Следовательно, абитуриенты получают «дешевый» кредит в банке-участнике государственной программы, а государство впоследствии расплачивается с этим банком.
Государство выплачивает банкам-партнерам не только издержки по процентам, но и компенсирует средства по невозвращенным образовательным кредитам. В программе участвуют крупнейшие отечественные банки.
Так же стоит отметить, что часто проходит государственный конкурс на обучение за рубежом. Министерство образования объявляет конкурс по отбору на обучение студентов и аспирантов, а также стажировку научных и научно-педагогических работников в высших учебных заведениях за рубежом. Срок обучения по правительственной программе не превышает одного года. Финансирование расходов, связанных с обучением, осуществляется за счет средств государственного бюджета. Основными задачами программы, которые ставит перед собой государство, является повышение уровня теоретической и практической подготовки студентов, овладения ими знаниями в области науки, техники и высшего образования.
4.Сравнение финансирования России с другими странами.
Основным показателем развития экономики страны является объем валового внутреннего продукта (ВВП).
Основа трудового потенциала любого общества - образование. По подсчетам экономистов, каждая единица затрат на образование дает отдачу на уровне 1,7-1,9 единицы произведенного ВВП. Без сомнения, инвестиции в образование имеют большой срок окупаемости, но при этом они всегда высокорентабельны.
Сейчас доля людей с высшем образованием в России составляет 68,9% (для сравнения, в США - всего 42,9%). Глядя на эти цифры, невольно вспоминаешь известный афоризм: «Если ты такой умный, почему же ты такой бедный?». Согласно рейтингу лучших университетов мира на 2012-2013 годы Times Higher Education World University Rankings, ни одному из российских вузов не удалось войти даже в топ-200. МГУ занимает в нем 216-е место, а «второй» вуз страны, СПбГУ, в этом году и вовсе покинул рейтинг. Согласно другому исследованию, которое проводит международная сеть университетов Universitas 21, по качеству образования Россия занимает только 32-е место в мире.
К подобным рейтингам некоторые относятся скептически, указывая на относительность таких исследований. Однако трудно поспорить с тем, что расходы российского бюджета на образование ниже уровня, который обеспечит устойчивое развитие этой отрасли. На эти цели в 2012 году власти выделили 4,1% ВВП, тогда как в США, Канаде, Франции, Великобритании, Венгрии, Польше, балтийских странах - 5,3-6,5% ВВП. Согласно бюджету на 2013 год, затраты на образование в России снизились до 3,9% ВВП.
Недостаток финансирования испытывает и научная деятельность. В большинстве стран «восьмерки» затраты на науку составляют 2,5-3% ВВП, тогда как в России - около 1%, и тенденции к улучшению ситуации пока не наблюдается.
Для наглядности хотелось бы посмотреть, какова финансовая поддержка в других странах. Например, Франция, где главное различие двух систем заключается в порядке поступления в высшие учебные заведения. По окончании лицея французские школьники сдают экзамены на степень бакалавра, которую не следует путать с общеевропейским бакалавриатом - степенью, получаемой после четырех лет обучения в университете. Обладание этим научным званием позволяет французским абитуриентам поступить без экзаменов на первый курс любого университета страны. При этом престижные высшие школы - гордость французского образования - для вчерашних лицеистов недоступны. Туда могут попасть лишь те, кто сдал экзамены и имеет за плечами 2 года университетской учебы. Для тех же, кто закончил школу в России и планирует получить высшее образование во Франции, предлагаются подготовительные курсы при университетах или долгосрочные экзаменационные курсы в языковых школах.
Важнейшая особенность американской системы формального образования - преобладающая роль государства в его финансировании. На цели образования в США ассигнуются гигантские средства. Так, государственные и частные затраты на образование заметно возросли в 80-е и 90-е гг. XX в. - на 70% и составили в 2005 г. 878 млрд. долл., или около 7,5% ВВП, что заметно превосходило годовые расходы США на военные цели (495 млрд. долл. - 4,0% ВВП в том же году). В рамках «образования взрослых», например, в 2001 г. в различных программах обучения участвовало 92 млн. человек, или 46% взрослого населения страны.
А в Японии, например расходы на образование составляют 14% своего ВВП. Более того: с 2010 года японцы приняли закон, и перешли к обязательному всеобщему бесплатному высшему профессиональному образованию больше всех денег на образование тратит Южная Корея – там расходуют 23% своего ВВП. Отсюда и ответ, почему Южная Корея, не имеющая ни нефти, ни газа, ни других полезных ископаемых, заняла одно из самых ведущих мест в мире по экономическому развитию.
В Германии слишком мало средств выделяется из бюджета на нужды образования, как государственного, так и частного, примерно, 4,8% от валового внутреннего продукта (ВВП). Поэтому в международном сравнении Германия ощутимо отстает от многих развитых стран, занимая лишь 24-ое место среди них (по данным международной организации экономического сотрудничества и развития - OECD). А ведь основным источником благосостояния страны, в которой нет таких полезных ископаемых, как нефть и газ, является ее высококвалифицированная рабочая сила. Поэтому еще в начале лета канцлер Германии Ангела Меркель выступила с общенациональной инициативой улучшения качества образования. На так называемом «саммите по вопросам образования» в Дрездене, в котором приняли участие наряду с канцлером и двумя профильными министрами ее кабинета премьер-министры всех 16 федеральных земель, было решено к 2015 году довести расходы на образование до 7 процентов ВВП, a расходы на науку – до 3 процентов.
С помощью таблицы хотелось бы показать, сколько было потрачено на образование в России, а так же в других странах. Объём валовой добавленной стоимости в российской системе образования — 1,05 трлн руб. (2009). Государственные расходы на образование в 2005 году составляли 3,8 % ВВП, в 2006 году — 3,9 % ВВП. Частные расходы на образование в 2006 году составляли 0,7 % ВВП. Совокупные расходы на образование в 2006 году составляли 4,6 % ВВП, в 2007 году — 4,8 % ВВП.
В ноябре 2010 года на заседании
президиума правительства РФ Владимир
Путин заявил, что на мероприятия федеральной
программы развития образования в РФ в
2011—2015 годах будет выделено 137 миллиардов
рублей.
Таблица 1.
Динамика расходов федерального бюджета.
год |
Расходы федерального бюджета | |
1997 |
18,5 | |
1998 |
17,2 | |
1999 |
20,8 | |
2000 |
37,6 | |
2001 |
48,8 | |
2002 |
80,0 | |
2003 |
99,0 | |
2004 |
119,0 | |
2005 |
160,5 | |
2006 |
211,9 | |
2007 |
294,6 | |
2008 |
329,7 | |
2009 |
387,9 | |
2010 |
386,4 | |
2011 |
552,4 | |
2012 |
603,5 | |
2013 |
558,9 | |
2014 |
499,5 |
По данным ФЗ «О федеральном бюджете» за выше представленные года видно, что средств на развитие образования с каждым годом увеличивалось, следовательно, и качество образования выходило на новые уровни.
Заключение.
В рамках данной темы «Государственное финансирование расходов на образование за рубежом» было исследовано государственное финансирование расходов на образование за рубежом. А именно была проанализирована программа "Глобальное образование, целью которой является повышение конкурентоспособности российского высшего образования и науки, качества государственного и муниципального управления, управления в высокотехнологичных компаниях, организациях социальной сферы, и создание социальных лифтов, стимулирующих российскую молодежь на достижение успеха и самореализацию через получение образования на уровне мировых стандартов. На мой взгляд, это отличная возможность для многих получить хороший опыт и осуществить свою мечту. Так же были рассмотрены другие бюджетные варианты для получения образования за границей, а именно предоставление грантов (выдача субсидий на обучение по магистерским и аспирантским программам в ведущих иностранных вузах), образовательные кредиты, стипендии (финансовая помощь за заслуги или особые отличия в учёбе учащегося) и различные государственные конкурсы на обучение за рубежом. Все перечисленные программы это шанс многих студентов и не только проявить себя и попасть в то учебное заведение, которое они хотят. Ни одна программа не идеальна, поэтому я бы хотела предложить несколько пунктов для совершенствования того, что есть. Например, предоставить больше мест для конкурсной основы, тогда за место 2000 человек могло бы поехать 4000; увеличить материальную поддержку и предложить варианты трудоустройства по приезду обратно.
Так же мной было проведено сравнение между Россией, США, Францией, Германией и Японией по государственным расходам на образование от ВВП. Удалось выяснить, что примерно расходы на образование от ВВП в Японии составляют 14 %, в США 7,5%, во Франции 5,6%, в Германии 4,8%, в России 4,6. Видно, что России есть куда стремиться и есть сфера, в которой можно стать лучше.
Список используемой литературы:
1.Проект Указа Президента
России о Президентской
2. Данченков В. Государственные расходы на образование // Бюджет. 2004. №4.
3. Клячко Т. Как федеральный
бюджет планирует
http://ecpol.ru/
4. Кожанова А. О. Система
государственного финансового
5. Куценко Ю. Государственное финансирование образования // Образовательное право. 2005. № 38.
6. Мерзлова, М. П. Кредиты на образование[Текст] / М. П. Мерзлова // ЭКО.2007.№5.С.128−130.
7. Государственные гранты для 100,000 студентов РФ на учебу за рубежом // http://www.sgu.ru Обращение к источнику 12.06.2013.
8. Государственные расходы
на образование (в процентах к
ВВП) // http://www.statinfo.biz/
9. Финансирование образования в США //
http://usedu.ru/educational-
Информация о работе Государственное финансирование расходов на образование за рубежом