Дефицит федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ бюджетного дефицита, выявление его особенностей, источников его покрытия и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию бюджетной политики страны.
В соответствии с намеченной целью в работе были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и виды бюджетного дефицита, причины возникновения и социально-экономические последствия
- определить источники финансирования бюджетного дефицита

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие, сущность и причины возникновения бюджетного дефицита . . . . . . 4
2. Виды бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
3. Источники финансирования дефицита бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
4. Регулирование бюджетного дефицита в России и зарубежных странах . . . . 27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

Вложенные файлы: 1 файл

дефицит.docx

— 62.18 Кб (Скачать файл)

• разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

• разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации.

Остатки средств местного бюджета на начало текущего финансового  года в объеме, определяемом правовым актом представительного органа муниципального образования, могут  направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов.

Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в  отличие от источников внешнего финансирования (которые все-таки по мере погашения  основного долга имеют тенденцию  к сокращению) – это постоянно  возобновляемый ресурс заемных средств  государства и государственных  запасов. Частично этот ресурс расходуется  на погашение самих источников (государственных  займов), но он может и накапливаться.

Особенность внутренних источников финансирования бюджетного дефицита связана с тем, что Правительство Российской Федерации постоянно увеличивает сроки заимствования на внутреннем рынке, что, естественно, приводит к общей реструктуризации задолженности и изменению соотношения государственных ценных бумаг с различными сроками погашения.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита обеспечивают поступление  иностранной валюты в бюджет на финансирование текущих расходов и импортных  закупок. Улучшению структуры внешних  заимствований в значительной степени  способствует получение кредитов от ведущих международных организаций. Однако внешние заимствования сопряжены  с необходимостью поддержания такой  структуры платежного баланса, когда  валютные поступления достаточны для  своевременного выполнения обязательств по займам. В противном случае создаются  дополнительные сложности в регулировании  валютного курса относительно российского  рубля.

Дефицит федерального бюджета в 2010 году составил на уровне 5,3% ВВП (2 371,9 млрд. рублей). В 2011-2013 годах объем дефицита бюджета будет постепенно сокращен: до 3,6% ВВП (1 814,0 млрд. рублей) – в 2011 году, 3,1% ВВП (1 734,4 млрд. рублей) – в 2012 году и 2,9% ВВП (1 795,7 млрд. рублей) – в 2013 году5.

В 2011 году дефицит федерального бюджета будет на 16,0% (289,4 млрд. рублей) финансироваться за счет использования  средств Резервного фонда и Фонда  национального благосостояния, на 16,4% за счет поступлений от приватизации федеральной собственности (298,0 млрд. рублей) и на 67,6% (1 226,6 млрд. рублей) –  за счет иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, из которых 65,1% (1 180,9 млрд. рублей) составляют внутренние источники финансирования дефицита федерального бюджета и 2,5% (1,5 млрд. долл. США) – внешние источники  финансирования дефицита федерального бюджета).

В 2012 году дефицит федерального бюджета будет финансироваться  на 0,4% за счет использования средств  Фонда национального благосостояния (7,5 млрд. рублей), на 15,9% - за счет поступлений  от приватизации федеральной собственности (276,1 млрд. рублей), на 83,7% (1 450,8 млрд. рублей) - за счет иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, в том числе на 78,9% (1 367,9 млрд. рублей) - за счет внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета, на 4,8% (2,7 млрд. долл. США) - за счет внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета.

В 2013 году дефицит будет  на 0,6% финансироваться за счет использования  средств Фонда национального  благосостояния (10,0 млрд. рублей), на 17,2% - за счет поступлений от приватизации федеральной собственности (309,4 млрд. рублей), на 82,2% (1 476,3 млрд. рублей) - за счет иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, из них на 77,6% (1 392,8 млрд. рублей) - за счет внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета, на 4,6% (2,7 млрд. долл. США) - за счет внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета.

«Чистое» привлечение  денежных средств на внутреннем и  мировом финансовых рынках в течение 2011-2013 гг. составит 4 721,4 млрд. рублей, в  том числе: в 2011 году – 1 432,9 млрд. рублей, в 2012 году – 1 651,8 млрд. рублей и в 2013 году – 1 636,7 млрд. рублей.

Низкий уровень государственного долга позволяет проводить политику наращивания объема государственных заимствований, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости Российской Федерации. Несмотря на резкое ухудшение внешних условий экономического развития и серьезное бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор, показатели долговой устойчивости Российской Федерации остаются на безопасном уровне: при планируемых объемах заимствований долговая нагрузка на федеральный бюджет будет оставаться в пределах параметров, позволяющих надлежащим образом осуществлять обслуживание государственного долга Российской Федерации.

 

4. Регулирование бюджетного дефицита в России и зарубежных странах

Государственные бюджеты  западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично развивающейся экономики  с устойчивыми и эффективными международными связями бюджетные  дефициты (конечно, в допустимых границах) не рассматривается как крайне отрицательные  финансовые показатели. В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства, хотя справедливо  было бы отметить наметившуюся в последнее  время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран.

В бюджетной политике разных стран сейчас можно обнаружить две  модели. Развитые страны упорно снижают  свои бюджетные дефициты в основном за счет экономии государственных средств, а в редких, кризисных случаях (Греция, Португалия, Испания) — и за счет аккуратного повышения налогов. Наоборот, страны, получающие сверхдоходы от высокой цены нефти, резко увеличивают бюджетные траты — в основном социальные и расходы на инфраструктуру.

У России оказался свой путь — между первыми и вторыми. Во-первых, растет бюджетный дефицит  и особенно — бюджетные обязательства  будущих лет, ведущие к росту  расходов. Но пока дефицит низок, как  и госдолг, рынки не требуют от России никаких чрезвычайных мер по сокращению дефицита. Тем не менее правительство обсуждает повышение с 2013 года страховых взносов с оплаты труда до 34%. Роста дефицита, однако, это не остановит.

Таблица. Бюджетный дефицит, в % ВВП6 

 

2009

2010

2011*

2012*

Мир

6,7

5,5

4,6

3,8

Развитые страны

8,8

7,5

6,7

5,4

США

12,8

10,3

9,6

7,9

Еврозона

6,4

6,1

4,2

3,2

Германия

3,1

3,3

1,7

1,3

Великобритания

10,3

10,2

8,5

7

Япония

10,3

9,2

10,3

9,1

Развивающиеся страны

4,8

3,7

2,6

2,3

Китай

3,1

2,3

1,6

0,8

Индия

9,7

8,8

8

7,6

Россия

6,3

3,5

1,1

2,1

Латинская Америка

3,6

2,9

2,3

2,2

Экспортеры нефти

3,1

0,8

-0,8

-0,4


* - Прогноз

«+» - дефицит, «-» - профицит

Из опубликованного бюджетного монитора Международного Валютного  Фонда видно, что и развитые, и развивающиеся страны сокращают бюджетные дефициты. Россия из приведенной таблицы, едва ли не единственная из входящих в мониторинг фонда страна, у которой в 2012 году дефицит не уменьшится, а вырастет (небольшой рост ожидается еще в Бразилии). Образец фискальной дисциплины — Германия.

Некоторые страны предпринимают  не только попытки сбить текущий  дефицит, но и устанавливают правила, которые не позволят правительствам нерасчетливо тратить в будущем. Так, введение бюджетных правил анонсировано в Испании, причем они будут применяться  и к центральному правительству, и к муниципалитетам. Ирландия учредила независимый Консультативный бюджетный  совет, который будет оценивать  устойчивость бюджетной политики. Примерно тоже делают Португалия и Латвия.

В целях снижения уровня бюджетного дефицита правительство Великобритании реализует ряд мер, среди которых первоочередными являются:

- пересмотр и сокращение объема государственных расходов по каждому министерству в целях существенного снижения общего объема государственных расходов и жестокого контроля за распределением государственных финансов. В рамках этих мер в течение следующих четырех лет минимум на 25% будут сокращены расходы бюджетов по отдельным ведомствам. При этом, по данным Казначейства Великобритании, максимальное сокращение расходов по каждому министерству планируется не более чем на 30%, а избежать сокращения своих бюджетов смогут лишь министерство обороны и министерство здравоохранения;

- активное привлечение  к оценке состояния государственных  финансов и эффективности реализуемой  финансовой политики недавно  созданного Управления бюджетного  контроля;

- сокращение текущих расходов на 30 млрд. фунтов стерлингов в год к 2014-2015 гг.;

- увеличение с 04.01.2011 ставки  НДС по основной группе товаров  с 17,5 до 20 %, при этом ставка НДС на такие товары, как продукты питания, детская одежда и периодические издания, останется нулевой. Правительство Великобритании подсчитало, что в результате повышения ставки НДС ежегодно в государственный бюджет будет поступать дополнительно 13 млрд. фунтов стерлингов. При этом был сделан расчет распределения дополнительной налоговой нагрузки на потребителей товаров и услуг в зависимости от их уровня доходов: самым бедным 10% населения повышение налога обойдется в 50 фунтов стерлингов в год; самым богатым 10% населения – в 850 фунтов стерлингов в год. Налоговая нагрузка в среднем на человека составит 320 фунтов стерлингов;

- повышение ставки налога  на страховую премию, уплачиваемую  страховыми компаниями и страховыми  брокерами с 6 до 20%7.

Борясь с бюджетным  дефицитом, страны стараются не забывать об экономическом росте. Так, бывшая еще десятилетие назад образцом для российских лидеров Португалия понижает ставки налогов, уплачиваемых с зарплаты. А чтобы бюджет не понес потерь, повышает НДС. Ожидаемый  эффект: снижение экспортных цен благодаря  уменьшению трудовых издержек (при  экспорте НДС не уплачивается) и  рост цен на импорт. Такая налоговая  настройка — неплохой заменитель девальвации в условиях, когда  страна не может понизить курс своей  валюты, повышая тем самым конкурентоспособность  отечественных товаров.

Совсем другая история  с бюджетами стран, добывающих нефть (28 государств, включая Россию). По расчетам US Energy Department, только страны ОПЕК получат  в этом году более $1 трлн. нефтедолларов (среднегодовая цена превысит $100/баррель). Сырьевые доходы всех 28 стран могут достичь 30% не нефтяного ВВП, подсчитал МВФ. Столько же получили эти страны в 2007-м, а чуть больше — лишь в рекордном 2008-м, когда цена нефти чуть не достигла $150 за баррель. Соответственно, у этих стран ухудшается бюджетный баланс (доходы бюджета без учета нефтяных в отношении к не нефтяному ВВП). За 2007-2011 годы этот показатель, по расчетам МВФ, вырастет примерно с 18% до 25%. Нефтедобытчики в целом впервые с 2008-го сведут свои бюджеты с небольшим профицитом, прогнозирует МВФ. Но он будет раз в 5 ниже профицита того года — это означает, что у нефтяных стран сейчас меньше «подушка безопасности» на случай удешевления нефти.

Вера в устойчивый рост цены нефти позволила добывающим странам резко увеличить расходы, особенно социальные и на инфраструктуру. Этот рост тем больше, чем слабее в этих странах бюджетные институты. Например, Саудовская Аравия потратит на поддержку бедняков и религиозных  организаций $43 млрд. и создаст 60 000 новых рабочих мест в МВД, жителям Кувейта начиная, с января обеспечена бесплатная еда на год, а алжирским госслужащим — 34%-ное повышение зарплаты. ОАЭ прокладывают электросети к городам, расположенным в пустыне. Послереволюционные правительства Туниса, Египта и Ливии идут на масштабный рост социальных расходов, чтобы оправдать свое существование. То же делают Йемен и Сирия. Весной в Саудовской Аравии власти исключили всякую возможность волнений, повысив зарплаты на 15% и заплатив 2 дополнительных оклада.

Страны Персидского залива много тратят на жилищное строительство. В конечном счете, все эти расходы  выливаются в рост потребительского спроса — так, General Motors говорит о  полуторакратном росте продаж в  Саудовской Аравии. Но есть и более  утонченные примеры: страны Залива наращивают финансирование университетов, а Нигерия учредила стабилизационный фонд, фонд будущих поколений и инфраструктурный фонд.

Информация о работе Дефицит федерального бюджета