Доходы и расходы государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 06:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ доходов и расходов государственного бюджета, их структуры, а также выяснить роль данных понятий в экономическом росте производства.
Задачи:
1. Теоретическое исследование понятия «Государственный бюджет»;
2. Изучить нормативно-правовую базу по исследуемому вопросу;
3. Рассмотреть налоговые и неналоговые поступления в государственный бюджет;
4. Рассмотреть структуру распределения и исполнения государственного бюджета;
5. Изучить понятие бюджетного дефицита (профицита).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..…….…..3
1 ГЛАВА СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА…...….……….5
1.1 Сущность и понятие государственного бюджета……………………….…..5
1.2 Статьи доходов и расходов………..…………………………………..….…12
1.3 Нормативно-правовая база государственного бюджета………….……….17
1.4 Бюджетная политика Российской Федерации……………………..………20
2 ГЛАВА ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………24
2.1 Налоговые и иные поступления в государственный бюджет…………….24
2.2 Распределение и исполнение государственного бюджета………………..28
2.3 Бюджетный дефицит (профицит) и меры его устранения………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Доходы и расходы гос.бюджета, структура, роль.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

Принцип гласности  означает: обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту  информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

Принцип достоверности  бюджета означает: надежность показателей  прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Статьи доходов и расходов государственного бюджета

Доходы бюджета - это  денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие  у государства с предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением — денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой — выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетные ассигнования.

Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная — их величину. Активная роль государства в экономической жизни общества, осуществлении социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Оно связано с действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание названных факторов на каждом из этапов развития государства порождает такую систему расходов, которая соответствует потребностям экономики, типу и уровню управления ею.

Структуру бюджетных  доходов и расходов и долю отдельных  статей в консолидированном бюджете  рассмотрим на примере Консолидированного бюджета России в 2000 г. (табл. 1). 

               Консолидированный бюджет России в 1998г.

Статьи бюджета

Сумма в млрд.руб

% к ВВП

% к итогу

Доходы:

 в том числе налоговые доходы из них:

657,1

544,1

24,5

20,3

100

82,8

Налог на добавленную стоимость

156,5

5,8

23,8

Налог на прибыль предприятий

96,4

3,6

14,7

Подоходный налог с физ.лиц

71,2

2,7

10,8

Акцизы 

67,8

2,5

10,3

Неналоговые доходы (от внешнеэкономической  деятельности, от государственного и  муниципального имущества и его  продажи)

61,9

2,3

9,4

Прочие поступления (безвозмездная помощь, доходы целевых бюджетных фондов)

51,1

1,9

7,8

Расходы:

Гос.управление и местное самоуправление

753,0

30,1

28,1

1,1

100

4,0

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

42,6

1,6

5,7

Национальная оборона

56,7

2,1

7,5

Промышленная энергетика и строительство

22,2

0,8

2,9

Сельское хозяйство и рыболовство

19,5

0,7

2,6

Охрана окруж.среды и природоохрана  ресурсов, гидрометеорологию, картографию  и геодезию

3,3

0,1

0,4

Транспортное, дорожное хоз-во, связь  и информатику

 

18,5

10,7

2,5

Социально-культурные мероприятия

238,9

8,9

31,7

Обслуживание гос.долга

106,4

4,0

14,2

Дефицит

95,9

3,6

-


 

Отметим, что учетом государственных  внебюджетных фондов (а это еще  около 9% по отношению к ВВП) доля социально-культурных мероприятий в расходах бюджета расширенного правительства резко возрастает — примерно до 18% всего российского ВВП. 

Расходы государственного бюджета  выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

Первое место в бюджетных  расходах занимают социально-культурные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение, культура, наука и др. В этом проявляется главное направление бюджетной политики, как и государственной экономической политики в целом — стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к изменяющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному хозяйству. Впрочем, облегчение доступа представителей относительно менее обеспеченных слоев населения к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью не только играет социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшим фактором производства — квалифицированной и здоровой рабочей силой, а значит, увеличивает национальное богатство страны.

В затратах на хозяйственные  нужды обычно выделяются бюджетные  субсидии сельскому хозяйству, которые  имеют также социальную, политическую и хозяйственную направленность. Ни одно государство не может быть заинтересовано в ускоренном и массовом разорении своего крестьянства, фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической политике правительство иногда временно жертвует интересами отечественных производителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний рынок в ответ на уступки торговых партнеров, оно, как правило, поддерживает свое фермерство.

Расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, а  также административно-управленческие расходы воздействуют на структуру спроса.

Конъюнктурным целям  бюджетного регулирования могут  служить расходы по государственному долгу (например, досрочное погашение  части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружения и военное строительство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Нормативно-правовая база государственного бюджета

Существует нормативно-правовая база, отражающая основные принципы и правила, в соответствии с которыми регулируется деятельность в области доходов и расходов государственного бюджета.

- Федеральный закон  о федеральном бюджете на 2009г.  и на плановый период 2010-2011гг. от 31.10.2008г.  Об утверждении основных характеристик федерального бюджета на 2009 год, определённые исходя  из прогнозируемого объёма валового внутреннего продукта и уровня инфляции.

-Бюджетный кодекс  от 31.07.1998года № 145-ФЗ, принят государственной  думой Российской федерации 17.07.1998г.

- Ежегодные бюджетные послания Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации. 31.06.2008 президент Медведев подписал бюджетное  послание на 2009-2011гг. В послании определены приоритетные направления расходования бюджетных средств: это здравоохранение, образование, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также транспортная инфраструктура, президент России поставил перед правительством задачу снизить инфляцию к 2011 году до 6%, в Бюджетном послании во главу угла кладется сохранение макроэкономической стабильности, существенное снижение инфляции и выход на планировавшиеся ранее ориентиры.

Необходимо рассмотреть  систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, в неё входят:

- финансовые органы (Министерство  финансов, Федеральное казначейство, Налоговая инспекция и др.);

- органы денежно-кредитного  регулирования (Банк России); 
- органы государственного (муниципального) контроля.

Каждый орган имеет свои задачи и свои бюджетные полномочия.

Участники бюджетного процесса:

- Президент РФ, Государственная  дума, Совет Федерации, Правительство  РФ;  
-органы законодательной (представительной) власти; 
-органы исполнительной власти; 
-органы денежно-кредитного регулирования; 
-органы государственного и муниципального финансового контроля; 
-органы государственных внебюджетных фондов; 
-главные распорядители и распорядители бюджетных средств; 
- иные органы (бюджетные учреждения, получатели бюджетных средств).

Органы представительной власти рассматривают, утверждают и контролируют исполнение федерального бюджета.

Органы исполнительной власти составляют и исполняют бюджеты, представляют отчеты об их исполнении.

Банк России разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам.

Органы государственного контроля контролируют исполнение бюджетов и  государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ.

Главный распорядитель  бюджетных средств распределяет бюджетные средства по получателям  и распорядителям, утверждает сметы  доходов и расходов, составляет бюджетную  роспись (документ о поквартальном  распределении доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджетов, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств), контролирует целевое использование бюджетных средств, их возврат, представляет сводный отчет об исполнении бюджета, выступает в суде от имени казны РФ.

Распорядитель бюджетных средств  распределяет средства по подведомственным получателям, составляет бюджетную  роспись, утверждает сметы доходов  и расходов бюджетных учреждений, контролирует использование бюджетных  средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Бюджетная политика Российской Федерации

Бюджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

•   концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;

•   снижение налоговой нагрузки на экономику;

•   упорядочивание государственных обязательств;

•   создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его  финансовые взаимоотношения с общественными  институтами и гражданами.

От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.

Информация о работе Доходы и расходы государственного бюджета