Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 06:41, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ доходов и расходов государственного бюджета, их структуры, а также выяснить роль данных понятий в экономическом росте производства.
Задачи:
1. Теоретическое исследование понятия «Государственный бюджет»;
2. Изучить нормативно-правовую базу по исследуемому вопросу;
3. Рассмотреть налоговые и неналоговые поступления в государственный бюджет;
4. Рассмотреть структуру распределения и исполнения государственного бюджета;
5. Изучить понятие бюджетного дефицита (профицита).
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..…….…..3
1 ГЛАВА СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА…...….……….5
1.1 Сущность и понятие государственного бюджета……………………….…..5
1.2 Статьи доходов и расходов………..…………………………………..….…12
1.3 Нормативно-правовая база государственного бюджета………….……….17
1.4 Бюджетная политика Российской Федерации……………………..………20
2 ГЛАВА ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………24
2.1 Налоговые и иные поступления в государственный бюджет…………….24
2.2 Распределение и исполнение государственного бюджета………………..28
2.3 Бюджетный дефицит (профицит) и меры его устранения………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………39
Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.
Бюджетная политика
государства как часть
К сожалению, на протяжении всего периода реформ цели, которые ставились перед бюджетной политикой, так и не были достигнуты. Трудно назвать другое направление работы всех ветвей власти, где с таким же постоянством срывались бы задания и обязательства, а успехи были бы столь относительны и скромны. Однако есть и положительные сдвиги: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.
Но для дальнейшего
совершенствования бюджетной
• реалистичности, т.е. исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;
• ответственности государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;
• жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;
• увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской инициативы;
• усиления результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике.
При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики – ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.
Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.
Основными итогами бюджетной политики в 2000 – начале 2001 годов были значительные успехи. В исполнении федерального бюджета сохранилось действие положительных тенденций, наметившихся с 1999 г. В 2000 г. впервые был достигнут бюджетный профицит .
Рост бюджетных
доходов в 2000 г. позволил полностью
ликвидировать задолженность
Распределение дополнительных доходов федерального бюджета на 2000 г., разработка федерального бюджета на 2001 г. осуществлялись в соответствии с приоритетами, установленными Бюджетным посланием на 2001 г., - поддержкой вооруженных сил, правоохранительных органов, образования, проведения военной реформы. Были выделены значительные средства на ускорение судебной реформы.
Но положительные тенденции в бюджетной сфере, как отмечал Президент РФ, не стали устойчивыми, т.к. были результатом девальвации рубля и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой.
Основными задачами бюджетной политики на 2002 г. являлись:
• поддержание устойчивых темпов экономического роста;
• снижение социального неравенства;
• достижение высокой эффективности государственных расходов. Как отмечалось в послании отношения, возникающие между сектором государственных финансов и другими секторами экономики, должны стать примером ответственности за принятые обязательства, открытости, публичности и четкого соблюдения федерального законодательства.
Важнейшей задачей бюджетной политики на 2002 год и на долгосрочную перспективу было поддержание макроэкономической сбалансированности, разработка и реализация мероприятий в области доходов и расходов бюджета, организация межбюджетных отношений, управление государственным долгом, совершенствование управления государственными финансами.
На 2001 и 2002 год была предусмотрена бездефицитность федерального бюджета. Тогда как его профицит в 2000 г. составлял 2,5 процента от ВВП. Такая политика должна быть продолжена и в дальнейшем.
2.1 Налоговые и иные поступления в государственный бюджет Российской Федерации
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных предприятий. Система взимания платежей в период 1930-1990 гг. отличалась тем, что носила ярко выраженный фискальный характер, была жестко централизованной, строилась на использовании индивидуальных ставок. Эти черты отражали административно-командный подход к мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, свидетельствовали о стремлении центра сосредоточить в своих руках максимально возможную величину денежных средств.
Особенно ярко названные черты проявились в платежах из прибыли, вносимых государственными предприятиями на основе индивидуальных ставок, приспосабливаемых отраслевыми органами управления к конкретным результатам хозяйствования. Даже введение нормативных платежей из прибыли (платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др.) не смогло изменить систему изъятия в целом — она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты хозяйствования отдельных предприятий. Отсутствие объективных критериев, в соответствии с которыми обоснованно определялась бы доля участия каждого субъекта хозяйствования в формировании бюджетного фонда страны, приводило к подрыву финансовой самостоятельности предприятий, пренебрежению их экономическими интересами.
Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования экономических методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловила коренное изменение системы доходных поступлений — она стала строиться на базе налоговых платежей; взаимоотношения предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.
В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:
1. Федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;
2. Таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
3. Государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:
1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
3. Доходы от реализации государственных запасов;
4. Доходы от продажи земли и нематериальных активов;
5. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
6. Административные платежи и сборы;
7. Штрафные санкции, возмещение ущерба;
8. Доходы от внешнеэкономической деятельности
На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации - на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:
1. В зависимости
от механизма поступления
2. По социально
- экономическому признаку
3. В зависимости
от конкретных объектов
4. По признаку источников уплаты - налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);
5. По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).
Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы - 7%, доходы целевых бюджетных фондов - 9%. Следовательно, основным источником доходов государственного бюджета являются налоги.
Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетные ассигнования.
Организация государственных расходов основана на следующих принципах:
1. Принцип целевого использования средств. Целевой характер использования расходов предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств.
2. Соблюдение режима экономии. Одной из важнейших задач бюджетного финансирования является получение максимального эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и эффективности использования средств. В случае необходимости дополнительного финансирования бюджетополучатель должен ориентироваться на собственные средства или искать дополнительные источники финансирования.
3. Безвозвратность государственных расходов.
Таблица 2. Распределение расходов федерального бюджета на 2007год (млрд.руб)
2007 |
2006 |
2005 | |
Общегосударственные вопросы |
1122,104 |
623,208 |
521,432 |
нац.оборона |
839,102 |
686,148 |
578,35 |
нац.безопастность и правоохранит.деятельность |
674,79 |
556,337 |
455,31 |
нац.экономика |
730,234 |
358,628 |
263,259 |
жилищно-коммунальное хоз-во |
296,241 |
54,336 |
12,11 |
охрана окружающей среды |
8,231 |
6,816 |
4,76 |
образование |
287,08 |
211,976 |
160,468 |
культура, кинематография и СМИ |
70,772 |
55,834 |
48,375 |
здравоохранение и спорт |
276,678 |
160,347 |
94,078 |
соц.политика |
286,41 |
216,506 |
185,874 |
межбюджетные трансферты |
1939,742 |
1500,937 |
1215,429 |
итого расходы |
6531,384 |
4431,073 |
3539,445 |
Информация о работе Доходы и расходы государственного бюджета