Содержание
Введение
|
3 |
1. Назначение местных бюджетов
|
4 |
2. Формирование доходов местного
бюджета
|
6 |
3. Расходы местного бюджета
|
11 |
4. Особенности организации местного
бюджета |
13 |
5. Анализ местного бюджета в г.
Иркутске по состоянию на 01.08.2013г |
15 |
Заключение
|
21 |
Литература
|
23 |
|
|
Введение
Одним из важнейших
институтов государства является бюджетная
система. На протяжении тысячелетий
существования государств финансовые
ресурсы, мобилизуемые в бюджетную
систему, обеспечивают государственным
и территориальным органам власти
выполнение возложенных на них функций.
Бюджетная система позволяет
осуществлять регулирование экономических
и социальных процессов в интересах членов
общества.
Бюджет, денежное обращение
— это зеркало государства, барометр
его экономического и социального
состояния и политического положения.
И как бы ни доказывали сторонники
первенства духовности и нравственности
общества над экономикой в целом
и финансами в частности, многотысячелетняя
история государств на нашей планете
свидетельствует об обратном. С разрушением
экономики, крахом финансов, отсутствием
средств в бюджетной системе падают духовность,
нравственность и культура в обществе.
В рыночной экономике,
в условиях сузившихся возможностей
государства оказывать влияние
на экономические процессы в стране, значительно
возрастает роль бюджетной системы как
одного из важнейших инструментов государственного
регулирования экономики.
1.
Назначение местных бюджетов
Бюджетная
система призвана играть важную роль
в реализации финансовой политики государства,
цели которой обусловливаются его
экономической политикой. При этом
значение государственного финансового
регулирования через бюджетную
систему трудно переоценить, хотя нельзя
не учитывать происходящие в настоящее
время изменения в практике перераспределения
финансовых ресурсов. Это перераспределение
все в большей степени осуществляется
через финансовый рынок исходя из
их спроса и предложения. Поэтому
роль государственного финансового
регулирования рыночных отношений
должна усиливаться через системы:
налоговую, финансовых санкций и
льгот. Особенно важно обеспечивать
надлежащее выполнение (своевременное
и в полном объеме) финансовых обязательств
перед бюджетом и внебюджетными
фондами.
Единство
бюджетной системы в новых
условиях реализуется через единую
социально-экономическую политику
и правовую базу, использование единых
бюджетных классификаций и форм
бюджетной документации, взаимодействие
бюджетов всех уровней и согласование
принципов бюджетного процесса.
Сосредоточение
финансовых ресурсов в бюджетах разных
уровней позволяет органам государственной
власти и управления иметь финансовую
базу для реализации своих полномочий.
Местные
бюджеты составляют третий уровень
бюджетной системы Российской Федерации.
Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального
образования (местный бюджет) как
форму образования и расходования
денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и функций,
отнесенных в предметам ведения местного
самоуправления.
Бюджеты
территориальных формирований играют
значительную роль в социально-экономической
жизни страны, они являются финансовой
основой местного самоуправления, без
которого не может полноценно функционировать
каждое демократическое государство.
За счет средств местных бюджетов осуществляется
финансирование широкого круга государственных
расходов, тем самым, местные бюджеты оказывают
содействие удовлетворению жизненно важных
нужд граждан.
Важное
значение отводится местным бюджетам
в решении такой сложной задачи, как проведение
финансового выравнивания, суть которого
состоит в следующем. Всегда существуют
объективные отличия в уровнях экономического
развития административно-территориальных
единиц, это служит причиной расхождений
в объемах налоговых поступлений отдельных
территорий, которые, в свою очередь, приводят
к значительным колебаниям размеров местных
бюджетов и расходов из них (в сопоставлении
с количеством населения).
Экономическая
сущность местных бюджетов проявляется
в их назначении:
- формировании денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
- распределении этих фондов между отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления:
- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти.
В основе распределения общегосударственных
денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы
РФ заложены
принципы самостоятельности местных бюджетов,
их государственной финансовой поддержки.
2. Формирование доходов
местного бюджета.
Местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование,
утверждение
и исполнение которого осуществляют
органы местного самоуправления. Доходы местного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном
и безвозвратном порядке в соответствии
с законодательством РФ в распоряжение
органов местного самоуправления. Порядок формирования местных бюджетов определен Бюджетным
кодексом РФ. Формирование и исполнение местных бюджетов основываются
на принципах самостоятельности, государственной
финансовой поддержки, открытости формирования и использования
финансовых ресурсов. Доходы местных бюджетов формируются за счет следующих источников:
- доходов от местных налогов;
- доходов от региональных налогов и сборов;
- доходов от федеральных налогов и сборов;
- доходов от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;
- межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ, иных безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней;
- доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- части прибыли муниципальных унитарных предприятий;
- добровольных пожертвований;
- бюджетных кредитов.
Местные
налоги — это налоги и сборы, устанавливаемые
представительными органами местного самоуправления
самостоятельно в соответствии с федеральными
законами. Доход от федеральных и региональных
налогов и сборов — это те, которые в соответствии
с БК РФ, федеральными законами и законами
субъектов Федерации поступают по нормативам
отчислений (в процентах) в местные бюджеты. Нормативы отчислений
от федеральных и региональных налогов,
а также налогов, предусмотренных специальными
налоговыми режимами в местные бюджеты (муниципальных районов, поселений, городских
округов), предусмотрены ст. 61, 61.1, 61.2 БК
РФ. В частности, по таким налогам, как:
- налог на доходы физических лиц;
- налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;
- единый сельскохозяйственный налог;
- налог на имущество предприятий;
- прочие налоги и другие платежи.
Местные
налоги и сборы, доходы от федеральных и региональных налогов,
от налогов, предусмотренных специальными
налоговыми режимами, а также неналоговые
платежи в совокупности составляют собственные доходы местных
бюджетов. Иными словами, их собственные доходы — это налоговые
и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами Бюджетным кодексом,
федеральными законами или законами субъектов
Федерации, а также вводимые представительными
органами местного самоуправления в соответствии с законодательством
Российской Федерации и направляемые
в местные
бюджеты.
Не признаются
объектом налогообложения земельные
участки, ограниченные в обороте
в соответствии с законодательством
РФ (занятые особо ценными объектами
культурного наследия народов РФ;
предоставленные для обеспечения
обороны, безопасности и таможенных
нужд; в пределах лесного и водного
фонда и др.). Освобождаются от
налогообложения: организации и
учреждения уголовноисполнительной системы
Минюста РФ; организации в отношении земельных
участков, занятых государственными автомобильными
дорогами общего пользования; религиозные организации; общероссийские
общественные организации инвалидов;
организации народных художественных
промыслов; физические лица, относящиеся
к коренным малочисленным народам Севера,
Сибири и Дальнего Востока РФ, а также
общины таких народов. Налоговая база
определяется как кадастровая стоимость
земельных участков в соответствии с земельным
законодательством РФ. Налоговая база
уменьшается на необлагаемую налогом
сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика
на территории одного муниципального
образования: Героям СССР и РФ, полным
кавалерам ордена Славы; инвалидам с ограниченной
способностью к трудовой деятельности;
инвалидам и ветеранам Великой Отечественной
войны и др. Налоговые ставки устанавливаются
нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных образований и
не могут превышать: 0,3% в отношении земельных
участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного
назначения или к землям в составе зон
сельскохозяйственного использования
в поселениях и используемых для сельскохозяйственного
производства; занятых жилищным фондом
и объектами инженерной инфраструктуры
жилищнокоммунального комплекса; предоставленных
для личного подсобного хозяйства, садоводства,
огородничества или животноводства; 1,5%
в отношении прочих земельных участков.
Налог на имущество физических лиц установлен
Законом РСФСР от 9 декабря 1991 г. № 20031 "О
налогах на имущество физических лиц".
Плательщиками налога являются физические
лица, имеющие в собственности объекты
налогообложения. С 1 января 2005 г. к местным налогам относятся
только земельный налог и налог на имущество
физических лиц (ст. 15 НК РФ). Обложения
— жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и
иные сооружения и помещения, находящиеся
на праве собственности у физических лиц.
Ставки налога устанавливаются органами
законодательной власти субъекта Федерации.
От налога на имущество освобождаются
Герои Советского Союза и Герои России,
участники Великой Отечественной войны,
инвалиды I и II группы, пенсионеры. Налог
зачисляется полностью в местный бюджет. В местные бюджеты полностью поступают неналоговые доходы: от использования
(сдачи в аренду) имущества, находящегося
в муниципальной собственности; доходы от платных
услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении;
доходы от продажи имущества, находящегося в
муниципальной собственности; другие
неналоговые доходы (штрафы, суммы конфискаций, компенсаций
и др.) Неналоговые доходы местных бюджетов формируются также за счет части прибыли
муниципальных унитарных предприятий,
остающейся после уплаты налогов, в размерах
устанавливаемых законодательными актами
органов местного самоуправления, лицензионных сборов
за право торговли винноводочными изделиями
(предельная ставка сбора установлена
в раз . мере 50 минимальных размеров оплаты
труда с юридических лиц, осуществляющих
торговлю соответствующим напитком) и
за право проведения местных аукционов и лотерей (предельный размер
ставки сбора установлен на уровне 10% стоимости
заявленных к аукциону товаров или суммы,
на которую выпущены лотерейные билеты).
В бюджеты муниципальных
районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению
плата за негативное воздействие на окружающую
среду по нормативу 40%.
В бюджеты поселений,
городских округов до разграничения государственной
собственности на землю поступают доходы
от продажи и передачи в аренду находящихся
в государственной собственности земельных
участков, расположенных в границах поселений,
городских округов и предназначенных
для целей жилищного строительства, по
нормативу, 100%. В бюджеты муниципальных районов до разграничения
государственной собственности на землю
поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся
в государственной собственности земельных
участков, расположенных на межселенных
территориях и предназначенных для целей
жилищного строительства, по нормативу
100%. В связи с существенными изменениями
структуры и статуса налогов, сокращением
их количества, особенно местных, важное значение приобретает в формировании
доходов бюджетов всех уровней перенаправление финансовых
потоков через трансферты, субвенции и
субсидии. Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ предоставляются местным бюджетам в форме дотаций
на выравнивание финансовых возможностей
органов местного самоуправления поселений в решении
вопросов местного значения в соответствии с их полномочиями
(исходя из численности жителей); дотаций
на финансовую поддержку муниципальных
районов (городских округов) в целях выравнивания бюджетной обеспеченности
муниципальных районов (городских округов);
субсидий для долевого финансирования
инвестиционных программ развития общественной
инфраструктуры муниципального значения;
субвенций в целях финансового обеспечения
исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных
полномочий. Местным бюджетам из бюджета субъекта РФ
могут предоставляться кредиты до одного
года на условиях и порядке, устанавливаемых
законами субъектов РФ. Предоставляются
также трансферты и из местных бюджетов в форме: финансовой помощи из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений в целях дополнительного по
отношению к дотациям из регионального
фонда финансовой поддержки поселений
выравнивания финансовых возможностей,
органов местного самоуправления поселений по осуществлению
своих полномочий по вопросам местного значения; перечислений в бюджет субъекта РФ субвенций из бюджетов поселений или муниципальных районов
(городских округов), в котором в отчетном
году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений)
превышали уровень, установленный законом
субъекта РФ; перечислений в бюджет муниципального района субвенций на
решение вопросов местного значения межмуниципального характера.
3.Расходы
местного бюджета.
Основания возникновения расходных
обязательств муниципальных образований
закреплены ст. 86 Бюджетного кодекса РФ. Таковыми основаниями, согласно положениям,
закрепленным в названной статье Бюджетного
кодекса РФ, являются: