Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:15, курсовая работа
Эта тема очень актуально в наше время. Рост монополий дает толчок для развития и совершенствования государством антимонопольной политики, которая направленна на ограничение, регулирование монополий, слияний, поглощений, картелей, ценового диктата, против конкурентных действий. Проблемы монополизации хозяйственной жизни , конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. К тому же в современном мире преобладает рыночная экономика, в которой Рынок неизбежно стремится к монополизации, так как для эффективного функционирования производителям требуется установление контроля над рынком. Из вышесказанного целью моей курсовой работы является рассмотрение известного явления монополизации, её виды, формы и методы борьбы с монополистическими объединениями
Глава 1 Теоретические основы монополий в современной экономике и практика антимонопольного регулирования.
1.1 Формы и виды монополий.
1.2 Анализ поведение фирмы – монополиста на рынке. Монопольная цена.
1.3 Антимонопольное законодательство как основная форма государственного регулирования монопольной власти.
Глава 2 Анализ функций монополии в экономике РФ и проблемы антимонопольного регулирования.
2.1 Эволюция Антимонопольной Политики России: проблемы и перспективы.
2.2 Современная антимонопольная политика в России.
2.3 Особенности антимонопольной политики развитых стран
Глава 3 Монополизация Рынков России.
3.1 Проблема правового регулирования конкурентных отношений в России
3.2 Деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России.
Заключение.
Список литературы.
Содержание
Глава 1 Теоретические основы монополий в современной экономике и практика антимонопольного регулирования.
1.1 Формы и виды монополий.
Глава 2 Анализ функций монополии в экономике РФ и проблемы антимонопольного регулирования.
2.1 Эволюция Антимонопольной Политики России: проблемы и перспективы.
2.2 Современная антимонопольная политика
в России.
2.3 Особенности антимонопольной политики развитых стран
Глава 3 Монополизация Рынков России.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Выбранная мной тема «Монополии
в современной экономике и
антимонопольное регулирование
» не случайна, ведь в связи с
глобализацией современного мира, монополии
стали неотъемлемой частью всей рыночной
экономики. Эта тема очень актуально
в наше время. Рост монополий дает
толчок для развития и совершенствования
государством антимонопольной политики,
которая направленна на ограничение,
регулирование монополий, слияний,
поглощений, картелей, ценового диктата,
против конкурентных действий. Проблемы
монополизации хозяйственной
Глава 1 Теоретические основы монополий в современной экономике и практики антимонопольного регулирования
1.1Формы и виды монополий
Существуют разные виды монополий,
которые можно классифицировать
на три основных: естественная, административная и экономическая.
Естественная монополия
возникает вследствие объективных причин.
Она отражает ситуацию, когда спрос на
данный товар в лучшей степени удовлетворяется
одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности
технологий производства и обслуживания
потребителей. Здесь конкуренция невозможна
или нежелательна. Примером могут служить
энергообеспечение, телефонные услуги,
связь и т.д. В этих отраслях существует
ограниченное количество, если не единственное
национальное предприятие, и поэтому,
естественно, они занимают монопольное
положение на рынке.
Административная монополия возникает
вследствие действий государственных
органов. С одной стороны, это предоставление
отдельным фирмам исключительного права
на выполнение определенного рода деятельности.
С другой стороны, это организационные
структуры для государственных предприятий,
когда они объединяются и подчиняются
разным главкам, министерствам, ассоциациям.
Здесь, как правило, группируются предприятия
одной отрасли. Они выступают на рынке
как один хозяйственный субъект и между
ними не существует конкуренции. Экономика
бывшего Советского Союза принадлежала
к наиболее монополизированным в мире.
Доминирующей там была именно административная
монополия, прежде всего монополия всесильных
министерств и ведомств. Более того, существовала
абсолютная монополия государства на
организацию и управление экономикой,
которая основывалась на господствующей
государственной собственности на средства
производства.
Экономическая монополия является наиболее
распространенной. Ее появление обусловлено
экономическими причинами, она развивается
на основе закономерностей хозяйственного
развития. Речь идет о предпринимателях,
которые сумели завоевать монопольное
положение на рынке. К нему ведут два пути.
Первый заключается в успешном развитии
предприятия, постоянном увеличении его
масштабов путем концентрации капитала.
Второй (более быстрый) основывается на
процессах централизации капиталов, то
есть на добровольном объединении или
поглощении победителями банкротов. Тем
или иным путем или при помощи обеих, предприятие
достигает таких масштабов, когда начинает
доминировать на рынке.
Что является причиной появления и развития
монополистических тенденций? По этому
вопросу в экономической литературе существуют
две точки зрения. По первой монополизм
трактуется как случайный, не свойственный
рыночному хозяйству. Что касается другой
точки зрения, то монополистические образования
определяются как закономерные. Один из
предпочитателей таких взглядов — английский
экономист А. Пигу. Он настаивает на том,
что “монополистическая власть не возникает
случайно”*. Она является логическим завершением
стратегии предприятий. Перефразировав
известное выражение, можно сказать, что
все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный
А. Смитом принцип экономической выгоды
заставляет предприятия постоянно искать
возможности увеличения своих прибылей. Одной из них,
Иной движущей силой действий
предпринимателей в этом направлении
является закон концентрации производства
и капитала. Как известно, действие этого
закона наблюдается на всех этапах развития
рыночных отношений. Его движителем является
конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой
борьбе, получить большие прибыли, предприниматели
вынуждены вводить новую технику, увеличивать
масштабы производства. При этом из массы средних
и малых предприятий отделяется несколько
более крупных. Когда это происходит, у
крупнейших предпринимателей возникает
альтернатива: или продолжать между собой
убыточную конкурентную борьбу, или прийти
к соглашению относительно масштабов
производства, цен, рынков сбыта и т.д.
Как правило, они выбирают второй вариант,
который приводит к появлению сговора
между ними, что является одним из основных
признаков монополизации экономики. Таким
образом, напрашивается вывод, что появление
предприятий-монополистов обусловлено
прогрессом производительных сил, реализацией
преимуществ крупного предприятия над
малым.
Современная теория выделяет три
типа монополий:
1) монополия
отдельного предприятия;
2) монополия
как соглашение;
3) монополия,
основывающаяся на дифференциации продукта.
Достичь монопольного положения первым
путем нелегко, о чем свидетельствует
сам факт исключительности этих образований.
Кроме этого, этот путь к монополии можно
считать “порядочным”, поскольку он предусматривает
постоянное повышение эффективности деятельности,
достижения преимущества над конкурентами.
Более доступным и распространенным является
путь соглашения нескольких крупных фирм.
Он дает возможность быстро создать ситуацию,
когда продавцы (производители) выступают
на рынке “единым фронтом”, когда сводится
на нет конкурентная борьба, прежде всего
ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных
условиях.
Различают пять основных форм монополистических
объединений. Монополии монополизируют
все сферы общественного воспроизводства:
непосредственно производство, обмен,
распределение и потребление. На основе
монополизации сферы обращения возникли
простейшие формы монополистических объединений — картели
и синдикаты.
Картель — это объединение нескольких
предприятий одной сферы производства,
участники которого сохраняют собственность
на средства производства и произведенный
продукт, производственную и коммерческую
самостоятельность, и договариваются
о доле каждого в общем объеме производства,
ценах, рынках сбыта.
Синдикат — это объединение ряда
предприятий одной отрасли промышленности,
участники которого сохраняют средства
на средства производства, но теряют собственность
на произведенный продукт, а значит, сохраняют
производственную, но теряют коммерческую
самостоятельность. У синдикатов сбыт
товара осуществляется общей сбытовой
конторой.
Более сложные формы монополистических
объединений возникают тогда, когда процесс
монополизации распространяется и на
сферу непосредственного производства.
На этой основе появляется такая более
высокая форма монополистических объединений
как трест.
Трест — это объединение ряда предприятий
одной или нескольких отраслей промышленности,
участники которого теряют собственность
на средства производства и произведенный
продукт, производственную и коммерческую
самостоятельность, то есть объединяют
производство, сбыт, финансы, управление,
а на сумму вложенного капитала собственники
отдельных предприятий получают акции
треста, которые дают им право принимать
участие в управлении и присваивать соответствующую
часть прибыли треста.
Многоотраслевой концерн — это
объединение десятков и даже сотен предприятий
различных отраслей промышленности, транспорта,
торговли, участники которого теряют собственность
на средства производства и произведенный
продукт, а главная фирма осуществляет
над другими участниками объединения
финансовый контроль. Опыт показывает, что монополии, монополизировав
определенную отрасль и захватив прочные
и монопольные позиции, рано или поздно
теряют динамику развития и эффективности.
Объясняется это тем, что преимущества
крупного производства не являются абсолютными,
они приносят увеличение прибыльности
только до определенных пор.
1.2 Анализ поведение фирмы
– монополиста на рынке.
Особенность монопольной цены заключается в том, что она сознательно отклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. “Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара, в целях получения монопольного дохода”1 (чаще всего в форме монопольной сверхприбыли). Такой доход представляет экономическую реализацию господства монополистов на рынке, проще говоря – это дань, которой они облагают других предпринимателей и население. Чтобы получить сверхприбыль, монополии не проводят никаких улучшений в производстве товаров. Поэтому при установлении выгодных цен для них, они утрачивают экономические стимулы к техническому и иному прогрессу. А противоположность конкуренции, побуждающей к совершенствованию производства, всякая монополия хотя бы временно порождает застой в этом отношении.
Монополии овладевают законами спроса и предложения, устанавливают два вида монопольных цен. С их помощью образуется механизм монополистического обогащения за счет остальной части общества.
Так, монополистические
“Монополия стремится также
быть единственным покупателем
определенного продукта. Они искусственно
ограничивают на какое-то
Следует учитывать и то, что
монополия может регулировать
производство, но не спрос. Даже
она вынуждена учитывать
Предельный доход монополиста.
Для фирмы в условиях
совершенной конкуренции
«Почему кривая предельного
спроса лежит ниже кривой
Рис. 1. Цена и предельный доход фирмы- монополиста: D – спрос; MR –предельный доход.
На рисунке показаны кривые спроса и предельного дохода как две несовпадающие линии, причем придельный доход во всех случаях, кроме выпуска 1 ед., меньше цены. А поскольку монополист принимает решение об объеме производства, выравнивая предельный доход и предельные издержки, цена и количество произведенной продукции будут иными по сравнению с условиями конкуренции.
Стержнем антимонопольной
Антимонопольное законодательство прошло
в своем формировании несколько этапов:
1. Начальным
этапом считается принятие в 1991 г. Закона
РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках». Закон
о конкуренции определил основные положения
государственной конкурентной, в том числе
антимонопольной, политики, направленной
на предупреждение и пресечение злоупотребления
хозяйствующими субъектами доминирующим
положением на соответствующих товарных
рынках, формы недобросовестной конкуренции,
а также пределы допустимой экономической
концентрации производства и сбыта.
2. Второй
этап — формирование конституционных
основ конкурентного законодательства.
Новая Конституция Российской Федерации,
принятая всенародным голосованием 12
декабря 1993 г., гарантировала единство
экономического пространства, свободное
перемещение товаров, услуг и финансовых
средств, поддержку конкуренции, свободу
экономической деятельности (п. 1 ст. 8).
3. Третий
этап в развитии конкурентного законодательства
начался в ноябре 1994 г. и связан с принятием
нового Гражданского кодекса Российской
Федерации. Так, ч. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускает
использование гражданских прав в целях
ограничения конкуренции, а также злоупотребление
доминирующим положением на рынке. Такое
установление пределов осуществления
гражданских прав согласуется с положением
ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации
о том, что осуществление прав и свобод
человека и гражданина не должно нарушать
права и свободы других лиц.
4. Четвертым
этапом в развитии конкурентного законодательства
можно считать создание ряда новых направлений
Закона о конкуренции. Это такие направления
как:
А. Ценовое регулирование деятельности
хозяйствующих субъектов, занимающих
доминирующее положение на рынке.
Б. Правовое оформление политики демонополизации.
В. Создание специального законодательства,
развивающего правила добросовестной
конкуренции применительно к отдельным
сферам хозяйственного оборота.
5. Пятый
этап связан с отменой монополии внешней
торговли, либерализацией экспортно-импортной
деятельности, которые потребовали обеспечения
зашиты интересов российских товаропроизводителей
в условиях конкуренции с импортерами.
6. Шестой
этап — формирование законодательства
о защите конкуренции на рынке финансовых
услуг, так как российское конкурентное
право нельзя было бы считать достаточно
полным, если бы оно не охватывало такой
важной сферы, как рынки банковских, страховых
и иных услуг, связанных с пользованием
денежными средствами юридических и физических
лиц.
Обобщая обзор истории законодательства
Российской Федерации, регулирующего
развитие конкуренции, предупреждение
и пресечение монополистической деятельности
и недобросовестной конкуренции, следует
констатировать, что к середине 1999 г. его
формирование в основном завершилось.
Сегодня можно с полным основанием утверждать,
что в стране складывается новая комплексная
отрасль законодательства — конкурентное
законодательство.
Основные задачи антимонопольного законодательства:
· Обеспечение благоприятных условий и
стимулов для развития конкуренции и предпринимательства
в национальной экономике
· Снятие всех преград на пути активизации
конкуренции на правовой основе, позволяющей
исключить монопольные действия субъектов
рынка, центральных органов власти и управления,
диктат хозяйствующих субъектов
· Определение правового режима регулирования
ответственности за монопольные действия
и нарушения правил честной конкуренции
· Защита интересов малого и среднего предпринимательства
от произвола крупного бизнеса
· Создание условий для развития национального
хозяйства
Антимонопольное законодательство тесно
связано с общей системой мер, с помощью
которых государство пытается воздействовать
на рыночные отношения и формы объединения
предпринимателей. Оно ограничивает некоторые
наиболее грубые и очевидные приемы монополистической
деятельности, оказывает определенное
воздействие на конкурентную борьбу, но
никогда не задевает важнейших интересов
крупных корпораций. Конкретная программа
антимонопольных действий разрабатывается
и проводится находящимся у власти правительством.
Следовательно, эта программа входит составной
частью в общую экономическую программу
правительства, которое может отражать
интересы отдельной предпринимательской
группы, тех или иных социальных групп
или общие интересы нации и должно учитывать
общую внутреннюю и внешнюю экономическую,
социальную и политическую конъюнктуру.
Это значит, что эффективность применения
антимонопольного законодательства и
действенность антимонопольной политики
в целом меняются и зависят от смены политического
руководства страны.
В России пока не сложилась полноценная
система антимонопольных действий, идет
ее постепенно формирование. Основой антимонопольной
политики стал Закон РФ «О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках», принятый в 1991 году
и частично пересмотренный и дополненный
в 1995 году. Среди причин отсутствия действия
антимонопольного института следует выделить несовершенство
рыночных отношений, отсутствие должного
опыта и практики, силу сложившихся государственных
монополий в промышленности и традиционную
централизацию власти исполнительных
органов на всех уровнях. Это отразилось
в специфике российского антимонопольного
законодательства. Данная антимонопольная
законодательная особенность проявляется
в направленности закона против всех форм
централизации, и особенно централизации
исполнительной власти. Последнее служит
характерной чертой российского антимонопольного
законодательства.
Следует так же отметить, что действие
такого законодательства распространяется
на сферу торговли и не затрагивает производство.
В частности, Закон РФ «О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках» распространяется
на отношения, влияющие на на конкуренцию
на товарных рынках в России , в которых
участвуют российские и иностранные юридические
лица, федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти
субъектов РФ, органы местного самоуправления,
а так же физические лица. Закон применяется
и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно
совершаемые либо заключаемые указанными
лицами за пределами территории РФ, приводят
или могут привести к ограничению конкуренции
или влекут за собой другие отрицательные
последствия на рынках в России.
Под запрещенную законом монополистическую
деятельность подпадают все противоречащие
антимонопольному законодательству действия,
а также бездействие хозяйствующих субъектов
или федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов РФ и органов местного самоуправления,
направленные на недопущение, ограничение
или устранение конкуренции.
Формирование российского антимонопольного
законодательства отражает разногласия
и противоречия становления рыночной
экономики в России и проходит в упорной
и сложной борьбе, в которой переплетаются
и сталкиваются интересы различных групп
предпринимателей, исполнительной и законодательной
власти и общества.
К нарушителям антимонопольного
законодательства антимонопольными органами
применяется ряд ограничительных мер. Они
предусмотрены законом "О конкуренции".
Это запреты на монополистическую деятельность
и недобросовестную конкуренцию, на действия
органов власти и управления, которые
могут неблагоприятно сказаться на развитии
конкуренции.
Запреты на монополистическую
деятельность подразделяются на запреты,
направленные против соглашений, ограничивающих
конкуренцию, и запреты на злоупотребление
предприятиями своим доминирующим положением.
Такие злоупотребления являются наиболее
типичным (более 60%) нарушением антимонопольного
законодательства.
Довольно часто встречаются такие
нарушения, как навязывание контрагенту
невыгодных условий договора, несоблюдение
порядка ценообразования, согласованные
действия предприятий, направленные на
ограничение конкуренции. Мониторинг
более 200 цен показал, что свыше трети предприятий,
занимающих доминирующее положение на
рынке, завышают цены на товары и услуги.
Так же закон запрещает устанавливать
монопольно высокие или монопольно низкие
цены, изымать товар из обращения с тем,
чтобы создавать или поддерживать дефицит
или повышать цену, навязывать контрагенту
условия договора, невыгодные для него
или не относящиеся к предмету договора,
включать в договор дискриминирующие
условия, которые ставят контрагента в
неравное положение по сравнению с другими
предприятиями, препятствовать выходу
на рынок (или уходу с него) другим предприятиям,
побуждать контрагента отказываться от
заключения договоров с отдельными покупателями
(заказчиками), несмотря на то, что есть
возможность произвести или поставить
нужный товар.
Российское антимонопольное законодательство
стремиться к запрету заключения соглашений,
ограничивающих конкуренцию, а к таким
относятся:
1. соглашения, препятствующие входу других
предприятий на рынок;
2. отказы от заключения договоров с определёнными
продавцами или покупателями;
3. соглашения по разделу рынка по территориальному
принципу или ассортименту реализуемой
продукции;
4. ценовые соглашения.
Российское антимонопольное законодательство
не разрешает действия или сделки, в результате
которых возможно установление или расширение
рыночной власти коммерческой организации,
если негативные последствия для конкуренции
не компенсируются повышением ее конкурентоспособности
на внутреннем и международном рынках.
Поэтому контроль не мешает интеграции
российских предприятий для конкуренции
с зарубежными фирмами.
Но, в тоже время, нередко создание, слияние,
присоединение или ликвидация коммерческих
организаций и приобретение акций проходят
с нарушением антимонопольного законодательства.
В целом, можно сказать, что контрольная
деятельность антимонопольного ведомства
пока недостаточно эффективна. Оно не
привлекает отраслевые министерства к
проведению конкурентной политики в отраслях,
не имеет следственных полномочий (в отличие,
например, от японской Комиссии по добросовестной
торговле), ему трудно получать требуемые
сведения.
Информация о работе Монополии в современной экономике и антимонопольное регулирование