До принятия БК РФ важнейшими
были пять принципов бюджетной системы:
единство, самостоятельность, полнота,
реальность и гласность всех бюджетов,
входящих в бюджетную систему РФ.
БК РФ закрепляет вышеназванные
принципы бюджетной системы, раскрывая
их содержание, а также включает в перечень
принципов бюджетной системы принципы,
ранее не предусмотренные бюджетным законодательством
России.
БК РФ в главе 5 законодательно
закрепляет основные принципы, на которых
строится бюджетная система страны. В
их число входят:
1) единство бюджетной системы
Российской Федерации;
2) разграничение доходов,
расходов и источников финансирования
дефицитов бюджетов между бюджетами;
3) самостоятельность бюджетов;
4) равенство бюджетных прав
субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований;
5) полнота отражения доходов,
расходов и источников финансирования
дефицитов бюджетов;
6) сбалансированность бюджета;
7) результативность и
эффективность использования бюджетных
средств;
8) общее (совокупное) покрытие
расходов бюджетов;
9) прозрачность (открытость);
10) достоверность бюджета;
11) адресность и целевой
характер бюджетных средств;
12) подведомственность расходов
бюджета;
13) единство кассы.
Рассмотрим подробнее каждый
из принципов организации бюджетной системы.
Принцип единства бюджетной
системы Российской Федерации
означает единство бюджетного законодательства
Российской Федерации, принципов организации
и функционирования бюджетной системы
Российской Федерации, форм бюджетной
документации и отчетности, бюджетной
классификации бюджетной системы Российской
Федерации, санкций за нарушение бюджетного
законодательства Российской Федерации,
единый порядок установления и исполнения
расходных обязательств, формирования
доходов и осуществления расходов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации,
ведения бюджетного учета и отчетности
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации и бюджетных учреждений.
Принцип разграничения доходов,
расходов и источников финансирования
дефицитов бюджетов между бюджетами включает
в себя
закрепление в соответствии с законодательством
Российской Федерации доходов, расходов
и источников финансирования дефицитов
бюджетов за бюджетами бюджетной системы
Российской Федерации, а также определение
полномочий органов государственной власти
(органов местного самоуправления) и органов
управления государственными внебюджетными
фондами по формированию доходов бюджетов,
источников финансирования дефицитов
бюджетов, установлению и исполнению расходных
обязательств публично-правовых образований.
При этом органы государственной власти
(органы местного самоуправления) и органы
управления государственными внебюджетными
фондами не вправе налагать на юридические
и физические лица не предусмотренные
законодательством Российской Федерации
финансовые и иные обязательства по обеспечению
выполнения своих полномочий.
Принцип самостоятельности
бюджетов означает:
- право и обязанность органов
государственной власти и органов самоуправления самостоятельно
обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов
и эффективность использования бюджетных средств;
- право и обязанность органов
государственной власти и органов местного
самоуправления самостоятельно осуществлять
бюджетный процесс, за исключением
случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом;
- право органов государственной
власти и органов местного
самоуправления устанавливать
в соответствии с законодательством
Российской Федерации о налогах
и сборах налоги и сборы, доходы от которых
подлежат зачислению в бюджеты соответствующего
уровня бюджетной системы Российской Федерации;
- право органов государственной
власти и органов местного
самоуправления самостоятельно
определять формы и направления расходования средств бюджетов
(за исключением расходов,
финансовое обеспечение которых
осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций
из бюджетов других уровней);
- недопустимость установления
расходных обязательств, под
лежащих исполнению за счет
доходов и источников финансирования дефицитов бюджетов других
бюджетов, а также расходных
обязательств, подлежащих исполнению
одновременно за счет
средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации, за счет средств
консолидированных бюджетов или
без определения бюджета, за
счет средств которого должно осуществляться
исполнение соответствующих расходных
обязательств;
- право органов государственной
власти и органов местного
самоуправления предоставлять
средства из бюджета на исполнение расходных
обязательств, устанавливаемых иными
органами,
исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
- недопустимость введения в
действие в течение финансового
года органами государственной
власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения)
о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию
увеличения расходов, снижения доходов;
- недопустимость изъятия дополнительных
доходов, экономии
по расходам бюджетов, полученных
в результате эффективного
исполнения бюджетов.
Принцип равенства
бюджетных прав субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований
означает определение бюджетных полномочий
органов государственной власти, субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления, установление и исполнение
расходных обязательств, формирование
налоговых и неналоговых доходов, определение
объема, форм и порядка предоставления
межбюджетных трансфертов в соответствии
с едиными принципами и требованиями,
установленными Бюджетным кодексом. В
то же время договоры и соглашения, заключаемые
между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
между органами государственной власти
и органами местного самоуправления, несоответствующие
бюджетному законодательству, являются
недействительными.
Принцип полноты
отражения доходов, расходов и источников
финансирования дефицитов бюджетов устанавливает, что все до
ходы, расходы и источники финансирования
дефицитов бюджетов
подлежат отражению в бюджетах, бюджетах
государственных вне
бюджетных фондов в обязательном порядке
и в полном объеме. Налоговые кредиты,
отсрочки и рассрочки по уплате налогов
и иных обязательных платежей полностью
учитываются отдельно по доходам бюджетов
и бюджетов государственных внебюджетных
фондов, за исключением отсрочек и рассрочек
по уплате налогов и иных обязательных
платежей, предоставляемых в пределах
текущего финансового года.
Принцип сбалансированности
бюджета — важнейший принцип
бюджетной системы государства, который
подразумевает соответствие объема расходов
суммарному объему доходов бюджета, а
в
случае дефицита бюджета — объема источников
его финансирования. При составлении,
утверждении и исполнении бюджета уполномоченные
государством органы должны стремиться
к минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип результативности
и экономности использования бюджетных
средств предполагает, что при составлении
и исполнении
бюджетов участники бюджетного процесса
в рамках установленных им бюджетных полномочий
должны достигать заданных результатов,
используя наименьший объем средств, или
добиваться наилучших показателей с использованием
определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного)
покрытия расходов выражается
в том, что расходы бюджета не могут быть
увязаны с определенными доходами и источниками
финансирования дефицита бюджета, если
иное не предусматривается законом (решением)
о бюджете в части, касающейся субвенций
и субсидий, полученных из других бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации,
средств целевых иностранных кредитов,
добровольных взносов, пожертвований,
а также расходов, осуществляемых в
соответствии с международными договорами
(соглашениями) с
участием Российской Федерации и расходов,
осуществляемых за
ее пределами.
Принцип прозрачности
(открытости) — один из правовых принципов
построения бюджетной системы Российской
Федерации. Он
означает:
- обязательное опубликование
в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их
исполнении, полноту представления информации
о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению
законодательных (представительных) органов государственной
власти, представительных органов муниципальных образований;
- обязательную открытость для
общества и средств массовой
информации проектов бюджетов,
процедур рассмотрения и принятия решений
по ним, в том числе по вопросам, вызывающим
разногласия либо внутри законодательного
(представительного)
органа государственной власти
(представительного органа местного самоуправления),
либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами
государственной власти (местной администрацией);
- стабильность и преемственность бюджетной классификации
российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода). Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Принцип достоверности
бюджета представляет собой точность
и подлинность показателей прогнозируемого
социально-экономического развития страны
или соответствующей территории и реальный
расчет доходов и расходов бюджета. Достоверность
показателей и расчетов может быть проверена
только по исполнению бюджета.
Принцип адресности
и целевого характера бюджетных средств
устанавливает правило, по которому
бюджетные ассигнования и
лимиты бюджетных обязательств доводятся
до конкретных получателей бюджетных
средств с указанием цели их использования.
В основе данного принципа лежит ответственность,
наступающая
за направление бюджетных средств на цели,
не обозначенные в
бюджете. Такие действия признаются нарушением
бюджетного
законодательства Российской Федерации.
Принцип подведомственности
расходов бюджетов означает, что
получатели бюджетных средств вправе
получать бюджетные ассигнования и лимиты
бюджетных обязательств только от главного
распорядителя (распорядителя) бюджетных
средств, в ведении которого они находятся.
При этом распорядитель и получатель бюджетных
средств могут быть включены в перечень
распорядителей и получателей только
одного главного распорядителя бюджетных
средств. К тому же главные распорядители
(распорядители) бюджетных средств не
вправе распределять бюджетные
ассигнования и лимиты бюджетных обязательств
распорядителям и получателям, не включенным
в перечень подведомственных им распорядителей
и получателей бюджетных средств, установленный
ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Принцип единства
кассы закрепляет положение о том,
что зачисление всех кассовых поступлений
и осуществление всех кассовых выплат
с единого счета бюджета, за исключением
операций по исполнению бюджетов, осуществляемых
в соответствии с нормативными правовыми
актами органов государственной власти
Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, муниципальными правовыми
актами за пределами территории соответственно
Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации, муниципального образования,
а также операций, осуществляемых в соответствии
с валютным законодательством.
Следует обратить внимание,
что из всех перечисленных принципов только
принципы единства, самостоятельности
и разграничения доходов и расходов между
уровнями бюджетной системы можно отнести
к принципам построения системы. Именно
они определяют бюджетную систему как
единое целое.
Несколько слов необходимо
уделить схожести принципов организации
бюджетной системы России и других стран.
Например, принцип сбалансированности
бюджета предусмотрен в законодательстве
США, является принципом бюджетной системы
России. В американской практике исключения
из требования соблюдения данного принципа
могут быть сделаны в двух случаях: при
ведении США военных действий и в условиях
экономического спада. В Чехии бюджеты
бюджетной системы могут быть утверждены
как дефицитные только в случае, если дефицит
будет возможно выплатить финансовыми
средствами за предыдущие годы или договором,
обеспеченным кредитом, договором займа,
возвратной финансовой помощью или доходом
от продажи собственных облигаций6.
- Во многих зарубежных странах
бюджетное устройство и бюджетная система
закреплены в Конституции государства,
а не только в узких бюджетных актах. Это
говорит о многом. В первую очередь, данный
шаг, свидетельствует о значимости данного аспекта для страны – ее устройства,
функционирования, развития. Так, например,
Конституционный суд ФРГ, обозначает,
что финансово-правовые нормы бюджетного
устройства образуют «несущую конструкцию
порядка в федеративном государстве»7.
РАЗВИТИЕ БЮДЖЕТНОЙ
СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ
РЕФОРМ
Современные экономические
условия, в которых в настоящий момент,
вынужденно развиваться наше государство
диктует свои определенные условия функционирования
бюджетной системы России. Это связанно
с тем, что бюджет страны – как главный
элемент бюджетной системы – основной
план по которому живет и развивается
наша страна. В связи с этим Правительство
и Президент России ежегодно разрабатывают
бюджетную политику России исходя из современных
условий, стараясь проводить бюджетные
реформы более эффективно. Ведь бюджетная политика
государства — главная составная часть
финансовой политики. Она определяет условия
бюджетных отношений, распределение и
поступление средств в бюджет страны.
Поэтому основные цели и задачи бюджетной
политики на текущий финансовый год и
среднесрочную перспективу определяются
в ежегодном Бюджетном послании Президента
РФ Федеральному Собранию.