Принципы организации бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть содержание и трансформацию бюджетной системы и устройства Российской Федерации.
Объект: бюджетная система Российской Федерации. В связи с темой поставлены следующие задачи:
Охарактеризовать бюджетную систему и бюджетное устройство Российской Федерации;
Рассмотреть основные принципы организации бюджетной системы Российской Федерации;
Проанализировать, как развивается бюджетная система Российской Федерации в условиях современных бюджетных реформ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………...5

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ……………………………………………………………………...11

РАЗВИТИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ РЕФОРМ…………………………………….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

принцип организации бюджетной системы и бюджетного устройства в РФ содержание и транформация.docx

— 126.78 Кб (Скачать файл)

Развитию бюджетной политики России уделяется большое внимание в последние годы. Так, в Концепции долгосрочного развития РФ на период 2010 г., в ежегодных посланиях Президента, а также разрабатываемых актах в этой области, рассматриваются основные направления и меры по совершенствованию функционирования бюджетной системы РФ.

Мировой финансовый кризис, нанес вред всей экономической системе. В 2009 г. резко снизился Внутренний Валовый Продукт (далее ВВП), на 7,9 % по сравнению с 2008 г., но уже в 2010 г. этот показатель увеличился на 4,0 %. Рост ВВП России в 2011 году составил 4,3 %, темпы роста не изменились по сравнению с предыдущим годом. Прирост ВВП относительно 2011 г. в 2012 г. составил 103,4%8. По прогнозам рост ВВП России на 2013 год составит около  3% 9. Для контроля российской экономики были приняты антикризисные меры, и в настоящее время, Правительство и Президент РФ стараются не только не снизить планку основных экономических показателей, но и наращивать их. В Приложении 1 приведены данные о структуре и динамике расходов федерального бюджета.

В целом же бюджетная политика на 2011-2013 годы была направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и решение важнейших социальных задач, с другой - на формирование инновационной экономики.

В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации основными целями бюджетной политики в 2011-2013 годах являлись10:

  • использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования;
  • разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций;
  • обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;
  • повышение качества человеческого капитала;
  • повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
  • реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

В ближайшее время бюджетная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление стабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации.

При формировании долгосрочной бюджетной политики на 2013-2015 было учтено, что в ближайшее время в России снизится численность трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста. По прогнозу Минэкономразвития России, к 2030 году численность трудоспособного населения сократится до 52%, а доля населения пенсионного возраста возрастет до 27%. В связи с ухудшением демографической ситуации проблема финансирования пенсий еще больше обострится и потребует новых ресурсов - для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, который может быть обеспечен использованием средств Фонда национального благосостояния11. В связи с этим одно из направлением бюджетной политики в этом периоде стало повышение адресности предоставляемой помощи.

Бюджетная политика на 2011-2013 гг. направлена на увеличение расходов таких сфер как здравоохранение, физическую культуру и спорт, а также на образования. Дополнительное финансирование этих областей позволит перейти и применить новые стандарты, которые направлены на формирование нового поколения граждан, отвечающим требованиям современной экономики.

Что касается развитию бюджетной системы России в условиях бюджетных реформ, то 28 июня 2012 года Президент РФ В.В. Путин, обратился с очередным бюджетным посланием на 2013-2015 гг12.

В первом разделе он  рассмотрел ряд нерешенных проблем, которые не удалось решить совсем или их решение было неэффективно, что негативно отразилось на выполнении бюджетного послания прошлого периода. В их число вошли:

  • Зависимость бюджета России от ситуации на мировых сырьевых рынках.
  • Бюджетные расходы по своей структуре не рациональны для эффективности экономического развития. Ощущается недостаточное финансирование инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки.
  • Низкое финансирование финансово-экономическое обоснование решений. Оно приводит к новым расходным обязательствам.
  • Некоторые расходы бюджета не эффективны, по сравнению с тем экономическим эффектом, которые они дают. Он несоразмерен с вложениями в них.
  • Межбюджетные отношения не настроены на стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности.
  • Бюджетная политика нашего государства не всегда понятна гражданам.
  • Не удается избежать постоянных фрагментарных изменений налогового законодательства. Несмотря на то, что в следствии  этих изменений улучшает в некоторой степени предпринимательскую деятельность, бизнесу надо постоянно отслеживать их, что вызывает дополнительные траты.

Второй раздел бюджетного послания посвящен целям бюджетной политики на 2013-2015 гг. Глава правительства отметил, что «необходимо вернуться к особому порядку использования нефтегазовых сверхдоходов и определить, какую часть из них использовать на текущее потребление и покрытие дефицита, а какую направлять на пополнение резервов»13.

Владимир Владимирович Путин, поставил следующие задачи в области бюджетного реформирования на 2013 год и среднесрочную перспективу14:

1. Бюджетная политика  должна стать более эффективным  инструментом реализации государственной  социально-экономической политики. При подготовке проекта федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов Правительству Российской Федерации следует предусмотреть меры, способствующие адаптации российской экономики к функционированию в условиях присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации.

2. Для достижения целей  социально-экономической политики  и обеспечения общественного  контроля за их достижением формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ.

3. Особое внимание должно  быть уделено продуманности и  обоснованности механизмов реализации  и ресурсного обеспечения государственных  программ, их корреляции с долгосрочными  целями социально-экономической  политики государства. Для этого необходима разработка бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, определяющей основные черты бюджетной политики при различных вариантах развития российской и мировой экономики. При этом на период до 2020 года в бюджетной стратегии должны быть определены предельные размеры бюджетных ассигнований по государственным программам (ключевым направлениям расходов).

4. Необходимо повысить  качество предоставляемых населению  государственных и муниципальных  услуг. Прежде всего, это относится к столь значимым для общества сферам, как образование, здравоохранение и культура. Неэффективно с точки зрения использования бюджетных средств и несправедливо по отношению к гражданам, когда одинаково финансируются организации, предоставляющие как качественные, так и некачественные услуги, когда одинаково оплачивается труд как добросовестных, так и недобросовестных работников.

5. Обеспечение макроэкономической  стабильности и бюджетной устойчивости. Инструменты бюджетной политики должны быть нацелены на противодействие факторам нестабильности – высокой инфляции и бюджетному дефициту. Без этого невозможно улучшение предпринимательского и инвестиционного климата. Прежде всего необходимо крайне осмотрительно формировать политику расходов. В условиях высоких цен на нефть и газ на мировом рынке в бюджет поступают дополнительные доходы и возникает потенциальная возможность соответственно увеличить бюджетные расходы. Но действие этого фактора крайне нестабильно, и в случае ухудшения ситуации на мировом рынке может возникнуть угроза невыполнения бюджетных обязательств. Такого развития событий нельзя допустить.

6. Необходимо определиться  с параметрами дальнейшего развития  пенсионной системы, которые должны  обеспечить ее надежность и  долгосрочную сбалансированность  с учетом демографических изменений  в структуре населения. Это важно, прежде всего для граждан, поскольку от обоснованности действий в этой сфере непосредственно зависят возможности и условия обеспечения их прав. Но это важно и для формирования благоприятного инвестиционного климата, поскольку от параметров пенсионной системы в значительной степени зависят стабильность и предсказуемость экономического и социального развития Российской Федерации, и прежде всего предсказуемость бюджетной политики.

7. Налоговая система должна  быть настроена на улучшение  качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской  активности, совершенствование структуры  экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Правительством Российской Федерации одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, что позволяет обеспечить прозрачность и предсказуемость налоговой политики государства.

8. Требуется реализация  нового этапа развития межбюджетных  отношений. Ключевой задачей является расширение самостоятельности и ответственности регионов, в частности закрепление в федеральном законодательстве права субъектов Российской Федерации определять категории граждан, которым необходима поддержка, исходя из принципа нуждаемости.

9. Важными задачами Правительства  Российской Федерации являются  обеспечение постоянного доступа  России на долговые рынки на  приемлемых условиях, снижение стоимости  заимствований и расходов по  долговым обязательствам, получение  дополнительных доходов от управления  средствами, накопленными в Резервном  фонде и Фонде национального  благосостояния.

10. Необходимо обеспечить  прозрачность и открытость бюджета  и бюджетного процесса для  общества. Социально-экономическая и бюджетная политика государства осуществляется в интересах общества.

Наглядно ассигнования из Федерального бюджета на разного уровня государственные программы можно представить в виде таблицы 1.

Таблица 1. Аналитическое распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2011–2014 гг. по направлениям государственных программ Российской Федерации, млрд. рублей15

Наименования

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Всего по государственным программам, (41 программа)

10 200,6

11 762,4

12 667,9

13 160,0

в %% к общему объему расходов

92,5

96,4

94,3

92,1

Новое качество жизни, (13 программ)

4 588,1

5 623,8

5 847,4

5 841,2

Инновационное развитие и модернизация экономики, (17 программ)

1 781,6

1 837,8

1 832,6

1 844,9

Обеспечение национальной безопасности, (2 программы)

1 876,0

1 977,3

2 438,5

2 758,4

Сбалансированное региональное развитие, (4 программы)

818,1

744,7

621,4

554,9

Эффективное государство, (5 программ)

1 136,8

1 578,8

1 927,9

2 160,5


 

 

Таким образом, главной целью бюджетной политики России на среднесрочную перспективу станет повышение уровня и качества жизни населения. Бюджетная реформа должна способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности - удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе была рассмотрена бюджетная система и бюджетное устройство в Российской Федерации.

Рассмотрев особенности бюджетной системы РФ можно сказать, что бюджетная система Российской Федерации механизм чрезвычайно сложный, как сам в целом, так и сложны его элементы - бюджеты всех уровней. По средствам бюджетов создается баланс расходов и доходов государства, происходит перераспределение между субъектами. Рациональное функционирование бюджетной системы возможно и рационально в случае если правильно выстроены отношения между бюджетами всех уровней, когда четко и справедливо соблюден баланс расходов и доходов.

Бюджетная система России строится на основных 13 принципах:  единство бюджетной системы Российской Федерации; разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами; самостоятельность бюджетов; равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированность бюджета; результативность и эффективность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; прозрачность (открытость); достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств; подведомственность расходов бюджета; единство кассы.

Главной целью бюджетной политики России на среднесрочную перспективу станет повышение уровня и качества жизни населения. Бюджетная реформа должна способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности - удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

Информация о работе Принципы организации бюджетной системы