Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 22:48, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Таким образом, актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении регулирующей роли в использовании ВВП.
Введение………………………………………………………………………..2
1. Бюджетное устройство Российской Федерации
1.1 Понятие бюджетного устройства………………………………….............3
1.2 Субъекты бюджетной системы………………………………………….…5
2. Анализ бюджетного устройства Российской Федерации
2.1 Состав бюджетной системы………………………………………............12
2.2 Межбюджетные отношения……………………………………………....18
2.3 Государственный бюджет Российской Федерации за 2006 и 2007 год...22
3. Пути совершенствования бюджетной системы Российской Федерации
Заключение………………………………………………………………….…34
Список литературы…………………………………………………………....36
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На протяжении ряда лет бюджетная политика строилась на принципе реформирования экономики, которая осуществлялась по следующим направлениям:
– создание олигархического слоя собственников, воплощающих оперативную тактику реформ. Предполагалось, что, передав основные отрасли производства и крупные объекты в собственность частных лиц, в России появится олигархический слой, который за счет платежей обеспечит в достаточной степени выполнение властью своих функций перед обществом и государством;
– приведение институционной базы в соответствие с усилением сырьевой направленности реального сектора экономики и подчинение ей внешнеторговой деятельности государства, за счет чего предполагалось значительно увеличить объемы бюджетов всех уровней, в первую очередь федеральный бюджет. Хотя сырьевые источники и пополняют бюджет, однако не в том соотношении, как его мог бы пополнить конечный продукт (кроме газа);
– либерализация денежно-кредитного и финансового рынка (либерализация цен на товары и услуги), по мнению реформаторов, должна была наполнить не столько федеральный бюджет, сколько территориальные бюджеты и на этой основе обеспечить социально-экономическое развитие регионов;
– привлечение спекулятивного и иностранного капиталов, которые должны были стабилизировать экономику, придать ей бурное развитие и на основе экономического сектора обеспечить бюджеты денежными ресурсами;
– реализация модели бюджетного федерализма, согласно которой предполагалось значительно расширить полномочия территориальных органов власти, в том числе с помощью заключения двухсторонних соглашений между центром (Федерацией) и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями и на этой основе предполагалось устранить противоречия в существующей бюджетной системе за счет оперативного решения финансовых проблем.
Усовершенствование налоговой системы как основного источника доходов бюджетов в первую очередь означает:
– обеспечение увеличения собираемости налогов путем регулирования налогооблагаемой базы;
– сокращение сроков просроченной задолженности;
– усиление финансового контроля;
– изменение порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы;
– введение государственной монополии на производство алкогольной продукции;
– изменение налогового законодательства, в частности отмены льгот, снижения ставок, отмены отдельных видов налогов, замены налогов на единый налог на доход и т. д.
Низкий уровень сбора налогов объясняется сокрытием выручки налогоплательщиками, уходом от уплаты налогов отдельными налогоплательщиками, несовершенством налогового законодательства. Повышение эффективности использования государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований означает, что необходимо повысить персональную ответственность руководителей всех уровней собственности за использование активов, своевременное получение дивидендов по акциям, арендной платы за использование государственного имущества, за создание условий для привлечения инвестиций. Переход на казначейскую систему исполнения бюджета означает переход к единому счету Федерального казначейства Российской Федерации, что обеспечит централизацию всех средств бюджета, в том числе счетов государственных внебюджетных фондов, средства которых остаются в распоряжении коммерческих банков на достаточно длительное время. Казначейская система требует своего реформирования в направлении придания ей самостоятельного статуса по исполнению бюджетов, который в настоящее время принадлежит Минфину России.
Усовершенствовать законодательную базу и определить механизм регулирования доходов и расходов по уровням бюджетной системы означает, что необходимо четко разграничить права, полномочия и ответственность всех уровней власти бюджетной системы, урегулировать механизм устранения встречных бюджетных потоков денежных средств путем изъятия доходов, создаваемых в территориальных образованиях, более четко определить механизм перераспределения доходов между бюджетами различных уровней в интересах покрытия дефицитов нижестоящих бюджетов. Оптимизировать бюджетную систему на основе обобщения теоретических положений означает, что необходимо усовершенствовать существующие или разработать новые методы, методики, подходы, принципы, логико-математические зависимости, модели, алгоритмы и с их помощью обосновать оптимальную структуру бюджетной системы и взаимосвязи между ее элементами.
В заключение следует заметить, что реализация любой частной задачи на основе политического решения не решает общей проблемы бюджетного строительства. Только решение в комплексе всех перечисленных задач позволяет решить проблему бюджетного процесса и приблизить его к оптимальному варианту.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении последнего десятилетия бюджетная система Российской Федерации постоянно подвергалась изменениям ввиду нестабильности социальных и экономических процессов, происходящих в России в условиях перехода от социалистического метода хозяйствования к рыночным отношениям. Совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. Современная ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет. С одной стороны, это объясняется тем, что в условиях рыночных отношений сужаются возможности государства оказывать влияние на экономические процессы. С другой стороны, заметно возрастание роли и значения бюджетов как важнейших инструментов государственного регулирования экономики и социальной сферы территориальных образований.
Бюджетная система государства, являясь частью инфраструктуры экономического базиса, подвержена его влиянию. Колебания и изменения базиса приводят к изменению бюджетной системы и к корректировке ее функций. В настоящее время главными проблемами в бюджетной сфере являются:
– сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
– совершенствование бюджетного федерализма, системы регулирования бюджетными ресурсами и бюджетного процесса;
– укрепление системы финансового контроля за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы;
– разработка методологических подходов, методов и методик формирования бюджетов и распределения бюджетных средств.
Реформирование бюджетной системы требует осмысления накопленного опыта, выявления и изучения эволюционных процессов, обобщения разработанных принципов, методов и методик и их реализации в практику бюджетной системы и бюджетного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 26.12.2005 № 189 - ФЗ
2. Приказ МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н «О бюджетной классификации Российской Федерации».
3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год».
4. Бюджетная система Российской Федерации. Александров И.М. Изд-во Дашков и К. - М.: 2006
5. Бюджетная система Российской Федерации. Ларина Л.С. - М.: Изд-во Юриспруденция. 2006
6. Бюджетная система Российской Федерации. Под ред. Г.Б.Поляка. - М.: Изд-во ЮНИТИ, 2005.
7. «Бюджетная система Российской Федерации» учебник / М.В. Романовский и др.; Под. Редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: Юрайт, 2004 г.
8. «Бюджетная система России» учебник для вузов / под редакцией профессора Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г.
9. Годин А. М., Максимова Н. С, Подпорина И. В. Бюджетная система РФ: Учебник. -- М.: ИТК "Дашков и К0", 2005 г.
10. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/Под ред. Проф. Г.Б.Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е издание. 2003
11. Финансы: Учебник для вузов /Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
12. Финансы и кредит: Учеб. пособие. Ковалева А. - М.: Изд-во Финансы и статистика. 2005.
13. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. для вузов/ Под ред. Янина О.Е. - М.: 2005.
14. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В.Романовского, проф. О.В.Врублевской и проф. Б.М.Сабанти. - М.: Юрайт-М,2004. - 504с.
15. Финансы. Под ред. Ковалевой А.М. - М.: Изд-во Финансы и статистика. 2004.
16. Официальная информация Министерства финансов РФ, опубликованная на сайте www. Minfin.ru
17. www.cbr.ru - официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации.
Информация о работе Пути совершенствования бюджетной системы Российской Федерации