Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 15:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование роли федерального казначейства в бюджетном процессе страны и определение перспектив совершенствования действующей казначейской системы.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить историю развития казначейской системы в России, перечислить и проанализировать основные этапы становления Федерального казначейства в РФ;
определить сущность, цели, функции, структуру и управление системы Федерального казначейства
определить место Федерального казначейства в системе государственной службы на современном этапе;
определить функции и задачи Федерального казначейства на современном этапе;
рассмотреть проблемы и перспективы ее развития.
Введение………………………………………………………………………...2
Глава І. Основы формирования и развития системы Федерального казначейства......................................................................................................4
1.1 История развития казначейства в России………………………………..4
1.2 Необходимость создания федерального казначейства…………...…..7
Глава II. Федеральное казначейство на современном этапе…...…12
2.1 Структура, задачи и функции Федерального казначейства………...….12
Глава III. Пути совершенствования и перспективы развития казначейской системы.................................................................................18
3.1 Реализация проекта «Модернизация казначейской системы РФ»….....18
3.2 Оптимизация структуры………………………………………………….20
3.3 Перспективы развития органов Федерального казначейства……….....21
Заключение………………………………………………………………....….26
Список используемой литературы………………………………………...…29
Практическая часть……………………
Новый импульс в развитии Федеральное казначейство получило в связи с вступлением в действие 1 января 2000 года Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетный Кодекс Российской Федерации решил следующие основные задачи процесса исполнения бюджетов Российской Федерации:
- закрепил казначейское исполнение бюджетов в Российской Федерации;
- обеспечил необходимое соответствие кассовых расходов нормам, установленным законом о бюджете на текущий финансовый год;
- определил, что объем принятых обязательств, оплата которых осуществляется за счет средств бюджета, должен соответствовать объему доведенных до бюджетополучателя лимитов бюджетных обязательств;
- установил ответственность Главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета за целевое использование выделяемых им средств.
В течение 2000-2002 годов было завершено создание вертикальной структуры органов федерального казначейства, включающей 89 управлений федерального казначейства и 2254 отделения федерального казначейства.
Новым этапом в развитии системы органов федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". В результате проведения данной реформы с 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов Российской Федерации. В соответствии с данными преобразованиями правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета перешли от Министерства финансов Российской Федерации к Федеральному казначейству, а также функция составления отчета об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 703 "О Федеральном казначействе" было утверждено Положение о Федеральном казначействе.
На современном этапе перед органами Федерального казначейства стоят следующие основные задачи:
проведение кассовых операций, осуществляемых в ходе исполнения федерального бюджета;
осуществление предварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса;
распределение (по законодательно установленным нормативам) доходов, поступивших в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней;
осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
своевременное и качественное составление отчетности об исполнении федерального бюджета.
Таким образом, можно сделать вывод, что история Российского государства свидетельствует о целесообразности использования казначейских принципов в системе управления государственными финансами.
Глава II. Федеральное казначейство на современном этапе.
2. 1 Структура, задачи и функции Федерального казначейства
Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Структура органов Федерального казначейства представлена центральным аппаратом Федерального казначейства, в составе которого 12 управлений по основным направлениям деятельности, и 84 территориальными органами: Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства и 83 управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.
Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
УФК по субъектам Российской Федерации осуществляют свою деятельность непосредственно и через подчиненные им отделения, количество которых по состоянию на начало 2012 года составляет 776 единиц.
Главное управление Министерства финансов РФ возглавляет начальник в рамках заместителя Министерства финансов РФ.
Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ выполняет следующие функции:
осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета;
управляет движением средств на счетах казначейства;
доводит информацию о результатах исполнения федерального бюджета до вышестоящих исполнительных и законодательных органов власти;
осуществляет руководство работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета;
ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета;
обеспечивает исполнение нижестоящими органами казначейства бюджета в соответствии с действующим законодательством;
организует распределение в установленных размерах доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, а также передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам;
организует и осуществляет краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета.
УФК по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, в г. Москве и Санкт-Петербурге возглавляются руководителями, назначаемыми на должность и освобождаемыми от занимаемых должностей Министром финансов по представлению начальника ГУФК. Основной функцией УФК является обеспечение через нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о формировании доходной части и расходования средств федерального бюджета. ОФК по городам (исключение городов районного подчинения), районам и районам в городах возглавляются руководителями, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности руководителями УФК. На территории Российской Федерации создано 89 Управлений Федерального казначейства.
Основной функцией Управлений Федерального казначейства по республикам, краям, областям и т.п. является обеспечение через нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о формировании доходной части и расходовании средств федерального бюджета
Основные функции ОФК:
формирование доходной части федерального бюджета на соответствующей территории;
обеспечение целевого финансирования расходов по бюджетополучателям;
ведение учета операций по движению средств на счетах казначейства;
представление вышестоящим органам казначейства информации об исполнении федерального бюджета.
Все органы казначейства юридические лица. Они относятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативно-правовыми документами, утвержденными Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством финансов РФ, или согласованными с ними. Любые документы других министерств и ведомств по вопросам исполнения федерального бюджета не являются руководящими для органов казначейства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе» установлено, что Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои подчиненные территориальные органы, которыми в настоящий момент являются только УФК. Статус УФК, как территориальных органов закреплен в приказе Министерства финансов Российской Федерации от 04.03.2005 № 33н «Об утверждении Положений об Управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации». УФК осуществляет свою деятельность непосредственно и через подчиненные ему ОФК. Правовое положение ОФК закреплено приказом Федерального казначейства от 29.03.2005 № 55 «Об утверждении Типового положения об Отделении Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации».
Основными задачами органов Федерального казначейства РФ являются:
1. организация, осуществление и контроль за исполнением бюджетов различных уровней, управление доходами и расходами на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единой кассы
2. регулирование финансовых отношений между бюджетами и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств
3. краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных государственных расходов
4. сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных фондов, представление высшим законодательным и исполнительным органам власти и управления отчетности о финансовых операциях, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы в целом
5. управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ
6. разработка инструктивных материалов о порядке ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны РФ.
Система органов казначейства, в рамках, поставленных перед ней задач, обеспечивает:
1. финансовое исполнение федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;
2. учет операций по движению государственных ресурсов, находящихся в ведении Правительства РФ;
3. сбор, обработка и анализ данных о состоянии государственных финансов;
4. контроль за поступлением и целевым использованием государственных финансовых ресурсов;
5. ведение сводного реестра распорядителей государственных финансовых ресурсов;
6. краткосрочное прогнозирование объемов государственных ресурсов;
7. краткосрочное планирование государственных финансовых ресурсов;
8. распределение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
9. учет взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
10. регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
11. взаимодействие с ЦБ РФ и Министерством РФ по налогам и сборам и иными государственными органами власти и управления в целях улучшения исполнения федерального бюджета;
12. обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга.
При казначейской системе исполнения бюджета происходит концентрация двух потоков денежных средств — доходного и расходного на одном счете. Такой порядок позволяет:
1) значительно ускорить процесс финансирования за счет сокращения пробега средств от распорядителя до конечного получателя, а значит, ускорить оборачиваемость бюджетных средств;
2) повысить эффективность использования бюджетных средств за счет более жесткого контроля за целевым использованием средств;
3) снизить стоимость обслуживания внутреннего долга путем увеличения точности прогнозирования доходов и расходов на базе оперативного учета и контроля.
При казначейской системе можно более оперативно контролировать объем поступлений и объемы бюджетных назначений, суммы счетов, предъявляемых к оплате, а также сумму фактически перечисленных средств со счета.
Таким образом, главные преимущества казначейской системы заключаются в следующем:
1) информация по исполнению бюджета становится актуальной, так как любые потоки информации регистрируются казначейством;
2) резко сокращается разрыв между регистрацией поступлений и временем, когда ресурсы могут быть доступны для произведения расходов;
3) обеспечивается сохранность средств;
4) обеспечивается контроль на всех стадиях исполнения бюджета (от выделения ассигнований до кассового расхода). Контроль осуществляется на стадии, предшествующей платежу, что делает его более эффективным;
5) повышается эффективность управления процессом исполнения бюджетом и управления ресурсами.
Информация о работе Пути совершенствования и перспективы развития казначейской системы