Скрытая безработица. Методы оценки и методы преодоления безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

В работе освещены вопросы, связанные с понятием и содержанием экономических категорий занятости и безработицы, проведен анализ состояния рынков труда нашей республики, а также рассмотрены пути повышения занятости и сокращения безработицы с учетом мирового опыта в настоящем и будущем.

Содержание

Введение
Глава 1. Рынок труда
1.1. Роль рынка тру-да____________________________________________ 5
1.2. Сущность и функции рынка труда _____________________________ 6
1.3. Преимущества и недостатки рынка труда________________________9
Глава 2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал
2.1. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал: понятия и структура______11
2.2. Баланс трудовых ресурсов_____________________________________13
2.3. Эффективное использование трудовых ресурсов__________________ 15
Глава 3. Занятость населения
3.1. Сущность и виды занятости населе-ния___________________________16
3.2. Формы занятости_____________________________________________19
3.3. Государственная политика занятости____________________________ 21
Глава 4. Теоретические подходы к безработице как социально-экономическому явлению
4.1. Понятие и сущность безработицы_______________________________24
4.2. Причины безработицы________________________________________ 25
4.3. Виды и формы безработицы___________________________________ 32
4.4. Социально-экономические последствия безработицы______________ 38
Глава 5. Особенности безработицы в РБ__________________________ 40
Глава 6. Государственная политика борьбы с безработицей__________ 44
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

bezrabotica_kursovaa.doc

— 356.50 Кб (Скачать файл)

Структурные виды занятости выделяют по следующим признакам:

  1. По характеру деятельности:
  1. Работа на предприятиях всех видов (государственных, кооперативных, арендных, акционерных) и в общественных организациях, учреждениях и т. д.;
  1. Работа за рубежом, на совместных предприятиях;
  2. Исполнение государственных и общественных обязанностей;
  3. Служба в армии;
  4. Индивидуальная трудовая деятельность;
  5. Личное подсобное хозяйство.
  1. По принадлежности занятых к определенному классу или социальному слою (социальная занятость) – рабочие, инженерно-технические работники и служащие, крестьяне, управленческий персонал, предприниматели (менеджеры, коммерсанты, снабженцы, торговцы, фермеры, кооператоры, арендаторы). К предпринимателям также относятся все те лица, которые в интересах различных предприятий, организаций и в своих собственных осуществляют поиск возможностей наилучшего использования хозяйственных ресурсов, организуют производство и обмен, извлекают выгоды и несут экономическую ответственность за свои действия;
  1. С учетом межотраслевых и внутриотраслевых пропорций в распределении трудовых ресурсов (между численностью занятых в материальном производстве и непроизводственной сфере, между численностью занятых в отдельных крупных отраслях народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.)); между численностью занятых внутри этих крупных отраслей по суботраслям (черная металлургия, машиностроение и др.), внутри суботраслей по отраслям (в машиностроении: приборостроение, станкостроение, тракторостроение и т. д.), внутри отраслей по подотраслям (в текстильной промышленности; хлопчатобумажная, шерстяная, льняная и пр.);
  2. Территориальному (соотношение между численностью занятых в территориальном разрезе (по регионам, республикам, областям, экономическим районам, административно-хозяйственным единицам, городам разной величины и т. д.));
  3. По уровню урбанизации (соотношение между численностью трудовых ресурсов города и села);
  4. По профессионально-квалификационному (распределение работников по группам в соответствии со специализацией в определенной области производства или выполнением одинаковых трудовых функций, т. е. объединение работников в профессиональные группы или их распределение по квалификационным признакам, уровню образования, стажу работы, по степени механизации труда и т. д.);
  5. По половозрастному (соотношение мужчин и женщин, а также отдельных возрастных групп, характеризующих основные границы трудовой деятельности людей, связанной с возрастом (начало трудовой деятельности, периоды образования семьи, обретение профессии, навыков, время активной трудовой деятельности, подготовки к пенсии и т. п.));
  6. По формам организации труда (соотношение между занятыми, охваченными индивидуальной и коллективной формами организации труда; в частности, в бригадах с элементами хозрасчета; бригадах на полном хозяйственном расчете, бригадах, работающих в условиях коллективного и арендного подряда, бригадах, действующих в кооперативах);
  7. По видам собственности (структура численности работников, занятых на предприятиях и в организациях, относящихся к различным видам собственности: государственной, коллективной, частной или индивидуальной, смешанной).

3.2. Формы занятости

Формы занятости представляют собой организационно-правовые способы и условия использования рабочей силы. В рамках каждого вида занятости труд людей организуется с помощью разнообразных организационно-правовых форм, различающихся нормами регулирования продолжительности и режимов рабочего дня: регулярностью или стабильностью трудовой деятельности; местом выполнения работы (на предприятиях, на дому), статусом деятельности.

Следовательно, формы занятости  классифицируются с учетом следующих  признаков:

1. Формы организации рабочего времени:

  • Полная (работа на условиях полного рабочего дня). Целесообразно выделить традиционную форму его организации, гибкий график работы и вахтово-экспедиционный метод, применяемый при значительном удалении производственных объектов от мест нахождения предприятия, когда работа на них осуществляется сменным (вахтовым) персоналом.
  • Неполная (работа на условиях сокращенного рабочего дня, сокращенной рабочей недели или неполного рабочего дня при сокращенной рабочей неделе). Оплата труда работников в условиях неполного рабочего времени производится или пропорционально отработанному времени, или в зависимости от выработки. Продолжительность рабочего дня (недели) устанавливается администрацией по согласованию с рабочими и служащими.
  • Надомная. Применяется в тех случаях, когда лица трудоспособного возраста по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или по другим причинам не могут трудиться на производстве. Надомный труд организуется в домашних условиях. Материалы и средства труда выделяются предприятиями, в ряде случаев допускается изготовление изделий из собственных материалов.

2. Значимости для работающего (статуса деятельности):

  • Первичная (основная). Представляет собой обязательную форму использования трудовых ресурсов, является главным источником дохода для работающего.
  • Вторичная. Выступает в виде добровольной дополнительной постоянной или временной трудовой деятельности лиц, уже имеющих основную работу или занятых очным обучением (совместительство), и в качестве трудовой деятельности лиц старше или моложе трудоспособного возраста либо имеющих ограниченную трудоспособность, а также тех, кто занят в домашнем и личном подсобном хозяйстве; приносит работнику дополнительный доход. Наибольший эффект дает совместительство внутри предприятия.

3. Стабильности:

  • Постоянная. Определяется относительной стабильностью места работы.
  • Временная. Связана с временным, эпизодическим или сезонным характером работы – занятость в общественном производстве студентов, учащихся техникумов, ПТУ и общеобразовательных школ.

4. Форм правового регулирования использования рабочей силы:

  • Основная. Реализуется трудовым законодательством: типовыми правилами внутреннего распорядка для рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений и отраслевыми правилами внутреннего трудового распорядка.
  • Специальная. Трудовая деятельность работников данной классификационной группы не совпадает по ряду условий с типовыми правилами и нуждается в специальном правовом регулировании. К такой деятельности относится занятость с режимом неполного рабочего дня, неполной рабочей недели, на условиях надомничества, гибкого рабочего времени, разновидности вторичной и временной занятости.

 

3.3Государственная политика занятости

Государство с помощью инструментов макроэкономического регулирования призвано создать всем гражданам благоприятные условия в реализации своей способности к труду, содействовать профессиональной мобильности рабочей силы, формированию ее высокой конкурентоспособности, а также минимизировать социально-экономические издержки безработицы. Решение этих задач не может осуществляться изолированно, в отрыве от структурной и инвестиционной политики, социальных программ, политики доходов и др. Вместе с тем государственное регулирование в сфере занятости активно влияет на социально-экономические преобразования в стране, поскольку рост безработицы может стать одним из наиболее значимых факторов стагнации развития экономики и социальной нестабильности в обществе. Представляется, что содействие обеспечению эффективной занятости населения должно стать приоритетной задачей экономической политики государства, что требует обновления и изменения некоторых методологических подходов к регулированию социально-трудовой сферы.

Исходя из этих задач определены следующие функции регулирования:

  • Ориентирующая, состоящая в научно обоснованном выборе приоритетных целей, определении основных направлений развития занятости населения;
  • Социальная, которая заключается в определении общественных и личных потребностей граждан в различных видах общественно полезной деятельности и возможностей их удовлетворения;
  • Упреждающая, назначение которой состоит в предвидении и описании возможных негативных последствий в сфере занятости и принятии тех или иных управленческих решений.

Государственное регулирование занятости  населения можно определить как совокупность принципов, методов и инструментов воздействия государства на процессы формирования, распределения, обмена и использования рабочей силы, направленных на повышение эффективности ее функционирования и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня. В условиях формирования рыночной системы хозяйствования управление занятостью населения приобретает качественно новое содержание.

Система государственного регулирования  представляет собой сложный механизм, включающий комплекс разнообразных форм и методов воздействия государства на процессы занятости населения.

По форме участия  государства в регулировании  занятости можно выделить следующие методы:

  1. Законодательно-правовые.
  2. Социально-экономические.
  3. Административно-организационные.

В последнее время некоторые экономисты в качестве самостоятельной формы стали выделять социально-психологические методы.

Наиболее важным является законодательное регулирование занятости населения. Оно включает регламентацию отношений между работодателями и работниками по поводу найма, увольнения, оплаты и условий труда на основе закрепления в законодательном порядке организационных форм обеспечения занятости населения, а также их отношений с государственными структурами и органами самоуправления различных уровней, предусматривает установление правового положения субъектов на рынке труда, закрепление льгот и гарантий для отдельных категорий населения. Законодательное регулирование, прежде всего, основано на Конституции Республики Беларусь, которая юридически закрепляет право граждан на труд, выбор профессии, рода занятий и работы. Правовой базой регулирования трудовых отношений являются Трудовой кодекс, нормативно-законодательные документы по оплате и охране труда, договоры подряда, трудовые соглашения. Основным законодательным актом по регулированию занятости населения выступает закон "О занятости населения Республики Беларусь".

Центральное место в системе  государственного регулирования принадлежит экономическим методам, которые реализуются через систему налоговых, денежно-кредитных механизмов, бюджетное финансирование, государственные ограничения (лицензии, квоты, госзаказы) и др. Экономический механизм регулирования занятости населения основан на формировании материальной базы обеспечения государственных гарантий в сфере трудовых отношений. Для создания благоприятных экономических условий, без которых невозможно решение проблемы повышения эффективности занятости, государство должно проводить соответствующую налоговую и денежно-кредитную политику, обеспечивающую стабильность экономической среды, активизацию структурной перестройки производства и стимулирующую расширение малого предпринимательства. Необходимо обеспечить равные возможности и доступ для предприятий всех форм собственности к ресурсам, рынку сбыта товаров, кредитам, новым технологиям и т.д. Экономическое регулирование должно базироваться, прежде всего, на инвестиционной, финансово-кредитной и налоговой политике, направленных на стимулирование создания новых рабочих мест, повышение качества и мобильности рабочей силы, развитие малого и среднего бизнеса.

Социальные механизмы государственного управления направлены на формирование системы защиты трудовых прав граждан в условиях структурной перестройки экономики и реализации механизма банкротства предприятий, развитие социального партнерства, содействие обеспечению занятости лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, и обеспечение социальной защиты населения на основе создания системы страхования от безработицы.

Следует отметить, что социально-экономические регуляторы оказывают в основном косвенное воздействие на процессы в сфере занятости и способствуют преимущественно расширению спроса на рабочую силу.

 

 

 

Глава 4. Теоретические подходы к безработице как социально-экономическому явлению

4.1. Понятие и сущность безработицы

 

Безработица в общетеоретическом плане представляет собой отражение несовпадения предложения рабочей силы и спроса на нее, их количественное и качественное несоответствие, она присуща любой экономической системе, осуществляющей товарное производство. Безработица есть своеобразный синтез экономики, политики, идеологии, традиций и морали данного общества.

Под безработицей часто подразумевают  безвозвратные потери людских ресурсов, которые можно было бы использовать для производства товаров и услуг, чтобы удовлетворить потребности общества. В то же время она может означать исключительные житейские трудности для безработных, а потому это серьезная социальная проблема[1, c.550].

В соответствии с периодами деловых циклов уровень безработицы в любой стране колеблется в широких пределах. Безработица возрастает во время спадов и уменьшается в периоды подъемов.

Международной организацией труда безработица  определяется как наличие контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период. Человека можно считать безработным только при соблюдении всех трех условий[1, c.553].

Уровень безработицы, в свою очередь, определяется как доля безработных в рабочей силе в целом. Под рабочей силой понимаются все работающие и все ищущие работу, то есть сумма занятых и безработных. Лица, не работающие и не ищущие работу, считаются находящимися вне рабочей силы[1, c.557].

Однако  такие общие определения не гарантируют одинаковых методов определения и измерения безработицы в разных странах. Расчеты могут различаться в зависимости от возрастных пределов для лиц, входящих в рабочую силу, установленного времени на поиск работы, критерии поиска работы, порядка статистической обработки данных о количестве людей, временно отстраненных от  работы и ожидающих возвращения на свое рабочее время, а также определения лиц, ищущих работу впервые. В одних странах опираются на обследования домашних хозяйств, в других – на данные по социальному страхованию, в третьих – на данные официальной статистики.

Информация о работе Скрытая безработица. Методы оценки и методы преодоления безработицы