Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:36, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, как инструмента экономической политики государства, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом развитии государства, а так же выявления места государства в современной экономической системе, наиболее значительных современных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.
Введение
Глава 1. Бюджетная политика……………………………………………………………….5стр
Бюджет, как экономическая и правовая категория…………………………………….5стр
1.2 Анализ Федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов…………………………………………………………………………………………..6стр
1.3 Доходы……………………………………………………………………………………8стр
1.4 Расходы………………………………………………………………………………….10стр
Глава 2. Государственный долг и источники финансирования дефицита федерального бюджета РФ…………………………………………………………………………………12стр
2.1 Государственный долг…………………………………………………………………15стр
2.2 Источники покрытия государственного долга………………………………………16стр
Глава 3. Современные проблемы бюджета Российской Федерации, бюджетная политика и направления ее совершенствования………………………………………………………19стр
Заключение
Список литературы
1. - наличные денежные средства;
2. - государственные ценные бумаги;
3. - корпоративные ценные бумаги;
4. - товарные поставки;
5. - долговые обязательства
третьих сторон перед
6. - иные государственные активы.
Таблица 3 «Средства платежа по внешнему долгу и их источники»
Варианты |
Средства платежа |
Источники |
|
1 |
Наличные денежные средства |
Бюджетные доходы налоговые неналоговые Финансирование реализация гос. активов запасов имущества собственности (приватизация) государственные займы внутренние, в том числе кредиты Центрального банка внешние |
|
2 |
Государственные ценные бумаги |
Эмиссия нового государственного долга |
|
3 |
Корпоративные ценные бумаги |
Государственные компании и принадлежащие государству доли в частных компаниях |
|
4 |
Товарные поставки |
Государственные закупки |
|
5 |
Долговые обязательства перед российским правительством (например, третьих стран) |
Платежи российских заемщиков |
|
6 |
Иные государственные |
Иные государственные права |
|
Важнейшим критерием для принятия решения об использовании того или иного средства платежа должно выступать соотношение их цен, как в момент платежа, так и в прогнозируемой перспективе. Рациональная стратегия заключается в том, чтобы в качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. Использование активов, дешевых в настоящее время и дорожающих в перспективе, целесообразно откладывать до более позднего времени.
Таблица 4 «Относительные цены альтернативных средств платежа по внешнему долгу»
Показатели: |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||||||
Относительные цены, %: Экспортные поступления (индекс условий торговли в 2007 г =100%) |
97,7 |
89,1 |
100,0 |
148,1 |
173,2 |
||||||
Государственные ценные бумаги (новый долг) |
95,9 |
79,7 |
69,7 |
86,8 |
91,1 |
||||||
Товарные поставки (уровень внутренних цен в России в % к уровню цен в США) |
75,6 |
64,0 |
40,6 |
42,1 |
43,7 |
||||||
Акции российских компаний (удельная рыночная капитализация российских компаний в % к удельной рыночной капитализации компаний развивающихся стран) |
19,1 |
10,8 |
5,2 |
8,8 |
14,3 |
||||||
Справочно: Спрэд на российские ценные бумаги по сравнению с казначейскими облигациями США, базисные пункты |
453 |
2677 |
4590 |
1620 |
1030 |
||||||
Таким образом, использование для целей обслуживания и погашения долга более дешевых средств платежа при дальнейшем их неизбежном удорожании, к тому же при наличии более дорогих альтернатив, является неоптимальным и ведет к существенным экономическим потерям.
Опираясь на вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
- понятия государственный
долг и бюджетный дефицит
- причинами возникновения
государственного долга, как
- понятия внутреннего
и внешнего долга постепенно
смыкаются. Этот процесс
- выбор источника покрытия
государственного долга должен
быть экономически
Глава 3. Современные проблемы бюджета Российской Федерации, бюджетная политика РФ и направления ее совершенствования
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года. Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним из критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.
В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:
1. уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
2. уровень выполнения бюджетных обязательств;
3. величину бюджетного дефицита
и скорость роста
4. объем финансовых ресурсов, отвлекаемых
на обслуживание
5. уровень монетизации
6. величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
7. динамику валового внутреннего продукта;
8. уровень безработицы.
В условиях России к вышеназванным
показателям можно добавить критерии,
характеризующие специфику
1.
масштабы эмиссии денежных
2.
величину просроченной
3.
величину просроченной
Основные направления
1. осуществление налоговой
2. осуществление бюджетной
3. полномасштабный переход на
казначейское исполнение
4. сокращение государственных
5. сокращение дефицита
6. снижение государственных
7.
совершенствование
Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики. Базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.
Заключение
Подводя итоги, хотелось бы вновь остановиться на некоторых аспектах совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации.
Необходимость реформирования бюджетной
системы в современных условиях
определяется объективными требованиями
экономической
Таким образом, совершенствование
бюджетного устройства способно оказать
значительное положительное воздействие
на функционирование всей рыночной системы.
И это совершенствование
Важные шаги в направлении
Следует уделить заслуженное влияние происходящим изменениям бюджетного устройства Российской Федерации, включив в план семинарских занятий отдельные пункты: “Роль Федерального казначейства в бюджетной системе РФ” и “Основные направления реформирования бюджетного законодательства”. Важно также акцентировать внимание на бюджетном федерализме как основе формирования межбюджетных отношений.
Процесс преобразования бюджетной системы - сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит ни много ни мало - будущее всей российской экономики.
Список используемой литературы
1. Гражданский кодекс РФ [Текст]: офиц. текст.
2. Налоговый кодекс РФ
3. Бюджетный кодекс РФ
4. Федеральный закон "О Федеральном Бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" //, № 308 ФЗ, 2 декабря 2009
5. Указ Президента Российской
Федерации "Об основных
6. Бюджетное послание президента на 2010-2012 годы
7. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: учебник - ИД ФБК ПРЕСС,2009
8. Горегляд В., Подпорина И. Бюджетный кризис и пути его преодоления // Российский экономический журнал, № 10, 1996
9. Горлов И.Я. - Теория финансов,2008
10. Ковалева П.М. Финансы и статистика, 2008
11. Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы // Экономист, № 11, 2009
12. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы, 2009, № 6.
13. Павлова Л. Бюджетное финансирование и проблема государственного долга // Экономист, № 4, 2009
14. Подпорина И. Современные проблемы бюджетного регулирования // Экономист, № 7, 2009
15. Сумароков В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - М., Финансы и статистика, 2008
16. Ткачук М.И. Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред. - Минск, Высшая школа, 2008
17. Финансовые проблемы бюджета - 09 // Финансы, № 10, 2009
18. Хурсевич С. Н. Бюджетный федерализм и бюджетный дефицит // Финансы, № 4,2008
19. www.minfin.ru.
20. www.rbp.ru
Информация о работе Современные проблемы бюджета Российской Федерации