Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 11:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ бюджетного устройства Республики Беларусь, и пути решения проблем формирования государственного бюджета Республики Беларусь.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие за-дачи:
- раскрыть сущность бюджетного устройства и бюджетной системы;
- выявить роль бюджета;
- исследовать проблему сбалансированности государственного бюджета;
- определить основные этапы бюджетного процесса;
- дать оценку структуры доходов и расходов государственного бюд-жета 2012 года.
ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………………..4
1 СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАР-СТВА…………......6
2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛА-РУСЬ…………………………………...…….20
3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ………………………...…….27
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ-КОВ………………………………36
Теория компенсирующегося бюджета полностью отходит от понятия сбалансирования бюджета и не ставит это целью экономической политики. Кредитное финансирование перестает быть чрезвычайной мерой. Заемные средства оцениваются как вполне легитимный источник доходной части бюджета любого развитого государства.
В условиях длительного застоя государство за счет кредитов и займов оттягивает на себя излишнюю часть сбережений, инвестирует ее и, таким образом, оживляет экономику. Однако здесь существует опасность увеличения государственного долга до размеров, когда он будет оказывать не стимулирующее, а сдерживающее воздействие на экономику.
Теория функциональных финансов во многом пересекается с идеей о компенсирующемся бюджете, так как полностью оправдывает растущий государственный долг как инструмент стабилизации экономики.
Для этой теории вопрос о сбалансированности бюджета является второстепенным. Первоначальная задача государственных финансов - это балансирование экономики, а не бюджета. Государственный бюджет является, прежде всего, инструментом достижения и поддержания экономической стабильности. Поэтому правительство не должно сомневаться, идя на введение дефицита бюджета и государственного долга.
Растущую государственную задолженность сторонники теории функциональных финансов аргументируют следующими положениями. Во-первых, налоговые поступления автоматически возрастают по мере ускорения роста экономики, в результате чего дефицит бюджета будет отчасти самоликвидироваться. Во-вторых, права государства по установлению налогов и способности создавать деньги создают для него практически безграничную возможность финансировать дефицит бюджета. В-третьих, проблемы, порождаемые большим государственным долгом, на деле менее обременительны, чем разбалансированность экономики.
Бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность исполнительных и законодательных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов [11, с. 54]. Исходя из сказанного выше, бюджетный процесс включает в себя четыре стадии бюджетной деятельности:
- составление проектов бюджетов;
- рассмотрение и утверждение бюджетов;
- исполнение бюджетов;
- составление отчета об исполнении бюджетов и их утверждение [11, с. 54].
Указанные стадии осуществляются в строгой последовательности в течение бюджетного периода и тесно взаимосвязаны. Бюджетный период представляет собой срок, в течение которого действует утвержденный бюджет [11, с. 54]. В Республике Беларусь бюджетный период составляет 12 месяцев и длится с 1 января по 31 декабря.
Участниками бюджетного процесса являются: Президент Республики Беларусь; парламент Республики Беларусь; Правительство Республики Беларусь; местные Советы депутатов; местные исполнительные и распорядительные органы; иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации по осуществлению бюджетного процесса; органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь; Национальный банк республики Беларусь; распорядители и получатели бюджетных средств; банки, иные организации и физические лица, участвующие в соответствии с бюджетным законодательством в бюджетном процессе.
Одной из важнейших стадий бюджетного процесса является составление проекта бюджета (первая стадия).
Составление проекта республиканского бюджета осуществляется Правительством Республики Беларусь не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь, важнейших денежно-кредитных показателей страны и основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая среднесрочную финансовую программу.
Прогнозы основных параметров экономического развития Республики Беларусь и важнейших денежно-кредитных показателей страны разрабатываются на три года (с учетом года, на который составляется бюджет) и ежегодно уточняются.
Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется Министерством финансов и местными финансовыми органами.
Рассмотрение и утверждение бюджетов (вторая стадия) осуществляется в следующем порядке.
Президент Республики Беларусь вносит проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в Палату представителей (не позднее 1 ноября текущего года).
Проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год рассматривается парламентом Республики Беларусь в соответствии с установленным регламентом.
Предложения об уменьшении доходов республиканского бюджета должны определять источники компенсации потерь доходов республиканского бюджета или виды и объем расходов, подлежащих соответствующему сокращению. Предложения об увеличении расходов республиканского бюджета должны предусматривать источники покрытия таких расходов.
Местные исполнительные и распорядительные органы разрабатывают проекты решений местных Советов депутатов о бюджетах на очередной финансовый год и вносят для утверждения в соответствующие местные Советы депутатов.
Проекты решений местных Советов депутатов о бюджетах на очередной финансовый год рассматривают постоянные комиссии местных Советов депутатов, к компетенции которых отнесены данные вопросы, и готовят заключения о проектах решений местных Советов депутатов о бюджетах на очередной финансовый год.
Рассмотрение и утверждение проектов решений местных Советов депутатов о бюджетах на очередной финансовый год производятся на сессиях местных Советов депутатов.
Следующей составной частью бюджетного процесса является исполнение бюджета (третья стадия) - совокупность мероприятий, направленных на полное и своевременное поступление доходов в бюджет, а также на своевременное финансирование и осуществление расходов в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.
Исполнение республиканского бюджета и местных бюджетов осуществляется на основе закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной росписью республиканского бюджета и местных бюджетов.
Учет исполнения республиканского и местных бюджетов по расходам ведется по кассовым и фактическим расходам.
Кассовыми расходами бюджета считаются все суммы, выданные с банковских счетов как путем безналичных расчетов, так и наличными деньгами.
Фактическими расходами считаются действительные затраты организаций, подтвержденные соответствующими документами.
Правительство Республики Беларусь обеспечивает исполнение республиканского бюджета, а местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают исполнение местных бюджетов.
Бюджетные ассигнования,
предусмотренные бюджетной
Завершающим этапом бюджетного процесса является составление отчета об исполнении бюджета (четвертая стадия).
Отчет об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год составляется Министерством финансов в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении республиканского бюджета за отчетный финансовый год, и в форме проекта закона до 1 марта года, следующего за отчетным финансовым годом, вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь.
Одобренный Правительством Республики Беларусь проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год представляется Президенту Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь вносит в Палату представителей проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года.
Таким образом, под бюджетным процессом принято понимать установленный порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета [5, с. 39].
Бюджетный процесс регулируется конституцией страны, бюджетным кодексом, рядом законов и правовых норм. Составление, рассмотрение, утверждение проекта бюджета и исполнение бюджета — таковы его последовательные этапы. Участники процесса, обладающие бюджетными полномочиями, контролируют качество бюджетных показателей, оценивают их соответствие основным задачам бюджетной политики конкретного периода и эффективность использования государственных финансовых ресурсов.
2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Ключевыми моментами и параметрами Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2012 год» являются обеспечение последовательного и сбалансированного развития экономики, гарантированное исполнение внешних и внутренних финансовых обязательств и сохранение финансирования социальных обязательств государства перед обществом.
На 2012 год республиканский бюджет сформирован на бездефицитной основе. Общая сумма доходов и общая сумма расходов по проекту республиканского бюджета на 2012 год равны и составят 92 триллиона 772,0 миллиарда рублей [9], когда в 2011 году бюджет был составлен с профицитом: расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 52 трлн. руб., что на 51,5% больше, чем в 2010 году, доходы республиканского бюджета превысили расходы на 2,2 трлн. руб. (0,8% ВВП).
По итогам 2011 года доходы консолидированного бюджета составили 85,6 трлн. руб. и увеличились по сравнению с 2010 годом на 75,6% (в реальном выражении – на 14,6%). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 31,2% (в 2010 году – 29,7 % ВВП).
Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90%) формировалась за счет налоговых поступлений. За 2011 год в бюджет поступило 73,4 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с 2010 годом поступления увеличились на 63,7% (в реальном выражении – на 6,9%). Неналоговые доходы за 2011 год
сложились в сумме 12,0 трлн. руб. и по сравнению с 2010 годом увеличились на
218,3% (в реальном выражении – на 107,8%). Формирование налоговых доходов за 2011 год на 92,3% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (36,1%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности
(20,6%), налога на прибыль (11,8%), подоходного налога (12,7%), акцизов (7,6%), налогов на собственность (3,5%). Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с 2010 годом вызвано, главным образом, увеличением в 2011 году доли налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности(+7,7 п.п.), подоходного налога (+0,7п.п.) В разрезе основных доходных источников бюджета поступления в 2011 году составили: по налогу на добавленную стоимость 26,5 трлн. руб. (прирост поступлений к 2010 году 53,3%, в реальном выражении – 0,1%); по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности 15,1 трлн. руб. (прирост 162,2%, в реальном выражении – 71,1%); по налогу на прибыль 8,7 трлн. руб. (прирост 55,7%, в реальном выражении – 1,6%); по подоходному налогу 9,3 трлн. руб. (прирост 73,1%, в реальном выражении –13,0%); по акцизам 5,6 трлн. руб. (прирост 28,7%, в реальном выражении снижение на 16,0%); по налогам на собственность 2,5 трлн.руб. (прирост 37,8%, в реальном выражении снижение на 10,1%).
В структуре консолидированного бюджета 63,4% составляют доходы республиканского бюджета и 36,6% доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений). Распределение доходов между уровнями бюджетной системы по основным доходным источникам осуществляется следующим образом. Полностью зачисляются в республиканский бюджет акцизы и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, в местные бюджеты – подоходный налог и налоги на собственность. Распределяются между республиканским и местными бюджетами налог на добавленную стоимость и налог на прибыль.
В 2012 году структура доходов сохраняется. Как и в 2011 году, основными источниками налоговых доходов республиканского бюджета составили 44,6 трлн. руб. По сравнению с 2010 годом поступления увеличились на 60,2% (в реальном выражении – на 4,6%).
Неналоговые доходы республиканского бюджета за 2011 год сложились в сумме 9,6 трлн. руб. и по сравнению с 2010 годом увеличились на 294,9% (в реальном выражении – на 157,8%). Наибольшую долю в структуре доходов республиканского бюджета занимают налог на добавленную стоимость (34,5%), налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (28,0%), акцизы (10,3%),
налог на прибыль (5,2%).
Прогнозные темпы роста ВВП и установленный порядок уплаты налога на добавленную стоимость обеспечат динамику финансовых поступлений с номинальным ростом к оценке этого года на 93,7 процента.
Запланированный с ростом на 83,9 процента объем доходов бюджета по налогу на прибыль учитывает и мероприятия по его совершенствованию.
Информация о работе Сущность бюджетного устройства государства