Сущность бюджетного устройства государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ бюджетного устройства Республики Беларусь, и пути решения проблем формирования государственного бюджета Республики Беларусь.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие за-дачи:
- раскрыть сущность бюджетного устройства и бюджетной системы;
- выявить роль бюджета;
- исследовать проблему сбалансированности государственного бюджета;
- определить основные этапы бюджетного процесса;
- дать оценку структуры доходов и расходов государственного бюд-жета 2012 года.

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………………..4
1 СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАР-СТВА…………......6
2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛА-РУСЬ…………………………………...…….20
3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ………………………...…….27
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ-КОВ………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

Ин-т упр-ния и пр-ва.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

Прогнозируемый на 76 процентов рост поступлений подоходного налога в бюджеты областей и г. Минска рассчитан с учетом увеличения фонда заработной платы и применения стандартных налоговых вычетов и широкого спектра льгот, установленных в отношении физических лиц.

Поступления акцизов в 2012 году должны составить около 11,3 триллиона рублей, исходя из прогнозируемых объемов реализации в республике подакцизных товаров.

Доходы от внешнеэкономической  деятельности формируются за счет ввозных  и вывозных таможенных сборов, пошлин и запланированы с ростом на 69,4 процента. При этом в расчетах учтены прогнозные изменения объемов импорта, экспорта и валютного курса, а также порядок зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин между бюджетами Беларуси, России и Казахстана.

Доходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в 2012 году в республиканский бюджет, оцениваются в сумме 4,6 триллиона рублей [9].

Одной из основных задач  в 2012 году является сохранение социальной направленности расходов бюджета. Значительную часть в бюджете составляют расходы на оплату труда, выплату пенсий, стипендий, пособий, а также средства на выполнение государственных социальных стандартов. Наиболее значимыми направлениями использования бюджетных средств в отраслях социальной сферы определено совершенствование систем здравоохранения и образования. Когда расходы социальной направленности в 2011 году (разделы «Здравоохранение», «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации», «Образование», «Социальная  политика») заняли 20,2% в общем объеме расходов республиканского бюджета. Трансферты местным бюджетам составили 32,7% в структуре всех расходов.

Расходы консолидированного бюджета в 2011 году профинансированы в сумме 79,4 трлн. руб., что на 49,9% выше уровня 2010 года. Относительно ВВП расходы бюджета сократились и составили 29% ВВП. Динамика расходов консолидированного бюджета в 2011 году определялась, главным образом, исполнением принятых социальных обязательств государства, в частности, выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Значительное влияние на исполнение бюджетных обязательств оказали инфляционные процессы и девальвация национальной валюты. В этих условиях в 2011 году реализовывалась жесткая бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных расходов с целью ограничения инфляционных процессов в экономике и одновременно недопущения резкого экономического спада. Введены ограничения на бюджетные расходы, в том числе на инвестиционные цели. При этом приоритетами финансирования были определены: обслуживание и погашение государственного долга, обеспечение функционирования бюджетных учреждений; расходы на медицинское обслуживание; оплата потребленных энергоресурсов. Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 34,3 трлн. руб., или 43,2% от всех расходов консолидированного бюджета. Расходы на образование возросли по сравнению с 2010 годом на 64,4% (в реальном выражении – на 7,3%), здравоохранение – на 60,7% (в реальном выражении – на 4,9%). Расходы на национальную экономику составили   15,5 трлн. руб., или 19,5% всех бюджетных расходов вместо 23,4% в 2010 году. Увеличившись по сравнению с 2010 годом на 25% в номинальном выражении, в реальном выражении они сократились на 18,4%. Более 50% всех бюджетных расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйства, в том числе на субсидирование процентных ставок по кредитам банков.

В 2012 году для развития всех звеньев образования бюджетные средства направляться на повышение уровня среднего специального и профессионально-технического образования, обеспечение потребности экономики в квалифицированных кадрах, качественное обновление методики обучения, развитие информационных образовательных технологий. Расходы республиканского бюджета в области образования прогнозируются в сумме 4,6 триллиона рублей.

Бюджетная политика в  области здравоохранения направлена на формирование современного здравоохранения, совмещающего эффективную работу и рациональное использование бюджетных средств. Расходы отрасли запланированы в проекте республиканского бюджета с ростом на 86,5 процента.

Приоритетными направлениями  должны стать повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения, финансирование мероприятий по реализации проектов государственных программ.

Согласно Закону Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2012 год» расходы на реализацию социальной политики предусмотрены в сумме 8,9 триллиона рублей. Эти средства планируется направить на выполнение государственных программ в области социальной политики, субсидирование услуг жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, адресную социальную помощь, проведение молодежной политики, оказание помощи в обеспечении жильем [9].

В целях поддержки  реального сектора экономики  в 2012 году большая часть расходов предусмотрена на удешевление процентных платежей по кредитам, привлеченным с поддержкой государства.

На развитие сельского  хозяйства из республиканского бюджета планируется направить около 6,7 триллиона рублей.

Государственная поддержка  будет направляться на финансирование проведения работ по восстановлению мелиоративных систем, обновления машинно-тракторного парка современной техникой, обеспечивающей рост производительности труда и экономию топливно-энергетических ресурсов, а также на финансирование аграрной науки, льготирование кредитных ресурсов. На республиканском и местных уровнях управления будет принят ряд мер, направленных на активизацию сельскохозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств. В результате будет обеспечена продовольственная безопасность республики и повышен экспортный потенциал аграрного сектора.

Основополагающая роль в развитии национальной экономики  принадлежит промышленности, которая способствует динамичной работе других отраслей народнохозяйственного комплекса, насыщению потребительского рынка страны промышленными товарами и увеличению экспорта продукции на внешние рынки. На финансирование промышленности, строительства и архитектуры в Законе предусмотрены ассигнования в объеме 2,6 триллиона рублей.

Курс на изыскание  резервов роста промышленного производства, включая расширение и освоение новых рынков сбыта продукции, заключение долгосрочных контрактов, будет продолжен.

Структура расходных  обязательств бюджета имеет ряд  особенностей.

Во-первых, значительно (почти  в 3 раза) увеличиваются расходы на погашение и обслуживание государственного и местных долгов, а также расходы на субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным на реализацию государственных программ (практически в 2 раза).

Во-вторых, в резервный  фонд Президента и резервные фонды  местных исполнительных и распорядительных органов будут направлены дополнительные поступления в объеме 2,8 трлн. рублей от НДС и подоходного налога в связи с повышением прогноза реального роста ВВП.

В-третьих, рост реальной заработной платы работников в бюджетной  сфере запланирован на уровне 5% и  должен быть сопоставим с ростом производительности труда в экономике. Поставлена цель сблизить уровни оплаты труда в бюджетном секторе и в целом по экономике.

Таким образом, важнейшие  направления расходов бюджета, в том числе по объему (расходы по погашению и обслуживанию государственного и местных долгов, на субсидирование процентных ставок по кредитам, на заработную плату и трансферты населению), в 2012 году составят более 52 % общего объема расходов консолидированного бюджета. В 2010 году доля этой группы расходов составляла 44% [9].

В заключение отметим, что в сфере государственных финансов Беларуси наметилась достаточно тревожная тенденция. Обязательства бюджета растут, и это приводит к тому, что текущие расходы вытесняют инвестиционные расходы бюджета. Министерство финансов признает "явное ухудшение" структуры бюджета.

По данным Министерства финансов Республики Беларусь, в нынешнем году расходы бюджета по ряду статей существенно возрастут. Так, почти в три раза увеличатся расходы консолидированного бюджета на погашение и обслуживание государственного и местных долгов.

Кроме этого, увеличатся практически в два раза расходы бюджета на субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным на реализацию государственных программ. Плюс к этому, отмечают в Министерстве финансов Республики Беларусь, поставлена задача сблизить уровень оплаты труда в бюджетном и производственном секторе, что приведет к дополнительным расходам бюджета.

В связи с ростом расходов по перечисленным статьям заметно  изменится структура расходов консолидированного бюджета Беларуси в нынешнем году.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

 

Приоритеты бюджетной  политики Республики Беларусь на 2012 год –здравоохранение, образование и наука. Прирост расходов на эти сферы превышает прирост финансирования большинства других отраслей.

Здравоохранение. На здравоохранение из консолидированного бюджета запланировано 18,2 трлн. рублей, или 3,6% к ВВП – рост в 1,8 раза к 2011 году. Из них 14,4 трлн. рублей (80%) будет направлено на финансирование более двух тысяч учреждений здравоохранения местного уровня. Особое внимание уделено реализации госпрограмм в этой сфере. На мероприятия государственной программы профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний в 2012 году запланировано 192 млрд. рублей, государственной программы «Кардиология» – 193 млрд., Национальной программы демографической безопасности Беларуси – 106 млрд. рублей [13, с. 8].

Расходы бюджета на образование  определены в объеме 23,8 трлн. рублей и составят 4,7% к ВВП – рост к 2011 году в 1,7 раза. В частности, бюджетные расходы на высшее и послевузовское образование вырастут на 187,4% – с 1,7 до 3,2 трлн. Рублей [13, с. 8].

В дополнение к стандартным  расходам на обучение студентов вузов, в рамках госпрограммы развития высшего образования на материально-техническое оснащение высших учебных заведений выделяется 159 млрд. рублей. Необходимым бюджетным финансированием наполнены госпрограмма развития средне-специального – 1,1 трлн. рублей и профессионально-технического образования – 1,5 трлн. рублей. Они комплексно охватывают все бюджетные расходы на содержание и развитие соответствующих учреждений.

Наряду с введением  с этого года дополнительных налоговых  стимулов производства инновационной  продукции, на реализацию государственной  научно-технической и инновационной политики запланировано 1,4 трлн. рублей, или 0,3% ВВП. Это соответствует уровню 2009–2011 годов. Доля собственных средств организаций и иных источников внебюджетного финансирования в общем объеме затрат на научные исследования и разработки должна существенно вырасти. Фактически в 2011 году мы имели не более 45 % [13, с. 8].

В 2012 году адекватно ситуации бюджет обеспечит социальную поддержку населения. Безусловно, лучший способ такой поддержки – устойчивый рост реальных доходов населения. Кроме этого, предусмотрены ресурсы на поддержку тех категорий, которые не смогут самостоятельно обеспечить себе достаток. Расширятся круг получателей адресной помощи и ее доступность.

Жилищное строительство. Планируется ввод в эксплуатацию более 2 млн. квадратных метров жилья с государственной поддержкой для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Господдержка будет  осуществляться в следующих формах:

- льготное кредитование строительства жилых помещений. Кредитование будет вестись по конкретным перечням объектов, на эти цели запланировано около 6,4 трлн. рублей;

- возмещение процентов по кредитам банков, предоставляемым на льготных условиях. Соответствующие расходы республиканского бюджета составят 4,5 трлн. рублей;

- финансовая помощь в погашении кредитов (расходы республиканского и местных бюджетов – 87 млрд. рублей);

- одноразовые безвозмездные  субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений для молодых семей и сельских жителей. Соответствующие субсидии местных бюджетов составят 171 млрд. рублей.

Предусмотрено также  финансирование строительства:

- жилья для переселения граждан из ветхих и непригодных для проживания жилых домов, строительства жилья в сельской местности;

- социального и служебного жилья;

- жилых помещений в рамках Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС [13, с. 9].

Сельское хозяйство. Объем бюджетной поддержки сельскохозяйственных организаций составит 11,4 трлн. рублей, или 2,2% к ВВП, что несколько ниже, чем в 2011 году – 2,5% ВВП (7 трлн. рублей). Для сравнения: в 2010 году было 3,1%, в 2009 – 3,8% [13, с. 9].

Расходы республиканского бюджета на село запланированы в сумме 6,5 трлн. рублей. Из них 70% будет направлено на субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие сельхозпроизводства. Остальные средства республиканской казны пойдут на реализацию госпрограмм в сельском хозяйстве, а также на содержание организаций республиканского уровня и реализацию пилотных проектов высокотехнологичного сельхозпроизводства.

Повышается самостоятельность  местных органов власти в управлении бюджетными ресурсами на поддержку села. Доля средств на АПК, заложенная в местных бюджетах, составляет почти половину всех расходов бюджета на эти цели – более 4,9 трлн. рублей.

Расходы на господдержку других отраслей реального сектора экономики останутся на уровне текущего года – 0,4% к ВВП и составят 2,1 трлн. рублей. Из них 1,7 трлн. рублей предусмотрено на удешевление процентных платежей по инвестиционным проектам предприятий [13, с. 9].

ЖКХ и транспорт. Продолжится оптимизация бюджетных расходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства и транспорта. Уровень возмещения тарифами услуг ЖКХ для населения к концу 2012 года должен составить не менее 35%, транспорта – не менее 85%. На субсидирование услуг ЖКХ запланировано 4,6 трлн. рублей, что в 1,4 раза больше 2011 года. При этом доля бюджетного субсидирования этих затрат сократится с 59% до 51% [13, с. 9].

Информация о работе Сущность бюджетного устройства государства