Сущность государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет неотъемлемый атрибут любого государства. Без него государство не смогло бы существовать. Целью курсовой работы является рассмотрение понятия Государственный бюджет: его сущности, доходов и расходов, дефицита, бюджетных процедур, и других наиболее важных категорий.
В унитарных государствах существует двухъярусная бюджетная система (такая же была и в СССР). В нее входят государственный и местный бюджет. Государственный в значении центральный.

Содержание

Введение 2
Сущность государственного бюджета 3
Доходы бюджета 7
Расходы бюджета 12
Внебюджетные и целевые бюджетные фонды 16
Регулирование дефицита бюджета 19
Основы организации бюджетного процесса 21
Совершенствование бюджетных процедур 30
Заключение 32
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

гос бюджети проблемы формир.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

• совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговым законам большей прозрачности, расширения базы налогообложения, снижения налоговых ставок, обеспечение нейтральности налогов по отношению к некоторым категориям налогоплательщиков;

• пересмотр и отмену налоговых льгот;

• объединение налогов, имеющих одинаковую налоговую базу;

• совершенствование норм и кодификацию правил, регламентирующих деятельность налоговой администрации и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства;

• установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение “теневых” экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов.

Также необходимо четкое установление налогов по различным уровням финансовой системы, прежде всего введение и строгий контроль закрытого перечня региональных и местных налогов (на федеральном уровне будут определены общие принципы установления этих налогов и предельные значения их ставок).

Для предотвращения утаивания доходов от налогообложения налоговые органы будут иметь право в случае явного несоответствия между образом жизни налогоплательщика и его официально уплачиваемыми налогами применять метод определения величины подоходного налога по внешним признакам богатства.

Важнейшее значение для стабилизации налоговой и бюджетной системы страны будет иметь пересмотр и крупномасштабная отмена налоговых льгот, в том числе по налогу на прибыль, подоходному налогу, НДС. В необходимых случаях (в частности, предприятиям обществ инвалидов) отмена льгот может быть компенсирована прямыми ассигнованиями из бюджета.

Необходимо придать налоговому законодательству большую четкость и “прозрачность”, не оставляющую места для неоднозначного толкования налоговых норм. В этих целях для улучшения собираемости налогов и предотвращения уклонения от налогообложения должны быть осуществлены меры по рационализации и упрощению бухгалтерского учета, определению экономически обоснованного состава затрат, относимых на себестоимость продукции.

Борьба с предоставлением незаконных льгот и с ведением не отражаемой в бухгалтерском учете хозяйственной деятельности должна вестись через ужесточение контроля за движением наличных денег в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в “теневой” сектор, за зарубежными банковскими счетами юридических и физических лиц (в том числе за оффшорными счетами), а также за предприятиями, оказывающими услуги по созданию оффшорных фирм и открытию зарубежных банковских счетов, за практикой осуществления расчетов за реализованную продукцию через счета специально создаваемых структурных подразделений и “третьих лиц”.

Для решения проблемы недоимки по налогам необходимо:

• законодательно обеспечить преимущество налоговых платежей при установлении порядка списания средств со счета предприятия-должника;

• наладить работу по обращению взыскания задолженности на имущество недоимщиков;

• осуществлять процедуру банкротства при наличии устойчивой задолженности по налогам;

• установить ответственность собственников и управляющих предприятий за неуплату налогов в бюджет;

• отказаться от использования зачетных схем уплаты налогов в бюджет, вызывающих рост отсроченных недоимок;

• наладить индивидуальную работу с крупными неплательщиками налогов путем установления налоговых постов, введения представителей налоговой администрации в аппарат управления;

• перевести счета крупных налогоплательщиков в ЦБ РФ и федеральное казначейство;

• предусмотреть возможность оплаты налогов за счет средств, полученных от продажи пакетов акций предприятий-должников, в том числе за счет выпуска новых акций.

Скорейшее введение в действие указанных мер позволит существенно повысить собираемость налогов, соотнести налоговую систему с задачами достижения экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

Расходы бюджета

 

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Правительство ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы управления бюджетными средствами. В основу концепции закладываются три основных блока задач:

  • сформировать четкие правила разработки и исполнения бюджета с максимально возможной детализацией структуры бюджетных затрат и внедрением элементов казначейского метода исполнения бюджета;
  • определить наиболее приемлемые для национальных и региональных  условий формы привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот;
  • создать полноценный информационно-аналитический комплекс в бюджетно-финансовой системе, чтобы иметь широкую информационную базу для оптимизации прогнозирования доходов и расходов бюджета, повысить оперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях.

Первая группа задач реализуется уже сейчас. Одним из важнейших и сложнейших направлений совершенствования управления бюджетными ресурсами является внедрение элементов казначейского метода исполнения бюджета. Основу задач формируемых по территориям  России федеральных казначейских учреждений составляют функции по разассигнованию средств, предназначенных для учреждений, расположенных на соответствующей территории и финансируемых за счет средств федерального бюджета; по организации и контролю за целевым и эффективным расходованием выделенных бюджетных ресурсов.

Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством экономическую основу регионов составляет их собственность например, экономическую базу местного самоуправления составляют её природные ресурсы: земля,  недра и т.д.

Сложившаяся в нашей стране экономическая, в том числе и финансовая, ситуация не позволяет местным органам власти и управления при бюджетном дефиците всерьез рассчитывать на пополнение доходной части бюджетов территорий путем введения дополнительных местных налогов и сборов.

Следует помнить, что расходы любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину.

   Многообразие конкретных  видов бюджетных расходов обусловлено  целым рядом факторов: природой  и функциями государства, уровнем  социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

   Для выяснения роли и  значения бюджетных расходов  в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

   В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы  связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

 Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

Важный признак классификации расходов бюджета – предметный.

При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:

  1. расходы по обслуживанию государственного долга;
  2. финансирование промышленного производства;
  3. финансирование обороны;
  4. содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
  5. финансирование социально-культурных мероприятий;
  6. финансирование науки;
  7. расходы по внешнеэкономической деятельности;
  8. создание резервных фондов;
  9. прочие расходы и выплаты.

Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Так, в Российской Федерации самостоятельно в расходах республиканского бюджета отражаются расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы по ликвидации последствий ядерного взрыва в Челябинской области и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на государственную программу развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую программу и др. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.

Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.

Целевой признак позволяет рассмотреть расходы подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований. В настоящее время в Российской Федерации применяется классификация расходов по 19 целевых направлениям:

  1. заработная плата; 
  2. начисления на заработную плату;
  3. канцелярские и хозяйственные расходы;
  4. командировки и служебные разъезды;
  5. стипендии;
  6. расходы на питание;
  7. приобретение медикаментов и перевязочных средств;
  8. приобретение оборудования и инвентаря;
  9. приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;
  10. государственные капитальные вложения;
  11. капитальный ремонт;
  12. содержание сооружений благоустройства;
  13. геологоразведочные работы;
  14. проектирование;
  15. государственная дотация;
  16. операционные расходы;
  17. платежи по ссудам;
  18. возмещение разницы в ценах;
  19. прочие расходы.

Кроме того, по отдельным группам расходов (в частности, по расходам на оборону ) применяется классификация, отличная от общей по целевому признаку.

   Важной проблемой осуществления  целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны (11 %). Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения.

  Осуществление финансирования  отдельных статей расходов бюджета  в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.

   Последним признаком классификации  расходов является территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов членов федерации и расходы местных бюджетов.

   Осуществление расходов  бюджета достигается при помощи  бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.

Информация о работе Сущность государственного бюджета