Сущность и содержание бюджетного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:10, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является описание сущности и содержание бюджетного процесса, всех процедур бюджетного процесса (составление, рассмотрение и утверждение, исполнение, составление отчета).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты бюджетного процесса………………………………….5
1.1 Финансово-бюджетная политика и бюджетный процесс…………………….5
1.2 Участники бюджетного процесса и их функции………………………………7
2. Бюджетный процесс в РФ………………………………………………………...9
2.1 Этапы бюджетного процесса и их характеристика…………………………....9
2.2 Рассмотрение и утверждение федерального бюджета……………………….10
2.3 Казначейское исполнение федерального бюджета…………………………..13
2.4 Составление отчета об исполнении федерального бюджета………………..17
Заключение………………………………………………………………………….19
Список литературы…………………………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

копия.docx

— 41.86 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

БЮДЖЕТНЫЕ СИСТЕМЫ РФ



Сущность и содержание бюджетного процесса


Дисциплина


Тема

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Теоретические аспекты  бюджетного процесса………………………………….5

1.1 Финансово-бюджетная политика  и бюджетный процесс…………………….5

1.2 Участники бюджетного  процесса и их функции………………………………7

2. Бюджетный процесс в РФ………………………………………………………...9

2.1 Этапы бюджетного процесса  и их характеристика…………………………....9

2.2 Рассмотрение и утверждение  федерального бюджета……………………….10

2.3 Казначейское исполнение  федерального бюджета…………………………..13

2.4 Составление отчета  об исполнении федерального бюджета………………..17

Заключение………………………………………………………………………….19

Список литературы…………………………………………………………………21

 

Введение

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Совокупность государственных  мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой  финансовую политику. В качестве важнейших  составляющих финансовой политики государства  выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политика. Бюджетная  политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы. Бюджетная  политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом РФ, другими законодательными актами, определяющими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими  весь бюджетный процесс.

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

До принятия Бюджетного кодекса  РФ основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс России, являлся  Закон РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР” от 10.10.91 № 1734-1. В настоящее время нормы, касающиеся осуществления бюджетного процесса, помимо Бюджетного кодекса РФ содержатся в ряде других законов РФ, законов (решений представительных органов) субъектов Федерации, нормативно-правовых актов, издаваемых исполнительной властью (например, в Правилах о порядке составления и исполнения бюджетов, разрабатываемых Министерствами финансов РФ и субъектов РФ).

Целью настоящей работы является описание сущности и содержание бюджетного процесса, всех процедур бюджетного процесса (составление, рассмотрение и утверждение, исполнение, составление отчета).

 

1. Теоретические  аспекты бюджетного процесса

1.1 Финансово-бюджетная  политика и бюджетный процесс

Выполнение государством возложенных на него функций связано  с наличием у него необходимых  финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в  бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В  ходе мобилизации в бюджет этих средств  и их использования возникают  финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения  строятся в соответствии с финансово-бюджетной  политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.

Финансово-бюджетная политика - это совокупность проводимых органами власти действий и мероприятий по использованию финансовых отношений  для выполнения ими своих функций  и управлению бюджетной системой.

Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей  и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации  денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом  в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т.е. в ходе бюджетного процесса.

Бюджетный процесс - совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению  финансово-бюджетной политики и  управлению бюджетной системой.

Финансово-бюджетная политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Правительству  Российской Федерации. На территориальном  уровне она определяется решениями  соответствующих органов власти.

Эта политика реализуется  в деятельности финансовых и налоговых  органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов (контрольно-счетные палаты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, другие контрольные органы исполнительной власти).

В Российской Федерации бюджетный  период, т.е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает  с календарным годом. Продолжительность  бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в  бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.

 

1.2 Участники бюджетного  процесса и их функции

Бюджетный процесс осуществляется органами, наделенными в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, т.е. правами и обязанностями  участников бюджетного процесса. Такими полномочиями наделены:

1) органы представительной  и исполнительной власти;

2) финансовые и налоговые  органы;

3) органы денежно-кредитного  регулирования и органы государственного  финансового контроля;

4) главные распорядители  бюджетных средств и распорядители  бюджетных средств.

Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.

Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.

Банк Российской Федерации  совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной  политики государства, обслуживает  денежные счета Казначейства российской Федерации, счета государственных  целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

Главный распорядитель бюджетных  средств - это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных  средств, имеющий право распределять средства между распорядителями  и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных  расходов по распорядителям бюджетных  средств и бюджетополучателям, доводит  до них уведомления о бюджетных  назначениях, утверждает им сметы доходов  и расходов, изменяет в случае необходимости  распределение средств между  статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных  средств - это орган исполнительной власти, распределяющий средства между  бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных  ассигнованиях, утверждает сметы доходов  и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных  средств.

Бюджетополучатель (бюджетное  учреждение) - это организация, созданная  органом исполнительной власти для  осуществления функций некоммерческого  характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая  в сметном порядке из бюджета  или внебюджетных фондов.

Контрольно-счетные органы (Счетная палата РФ, контрольно-счетные  палаты субъектов РФ и муниципальных  образований) осуществляет контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

 

2. Бюджетный процесс в РФ

2.1 Этапы бюджетного  процесса и их характеристика

В укрупненном виде этапы  составления проекта бюджета  включают:

1) бюджетное послание  Президента, в котором определяется  бюджетная и финансовая политика  государства на предстоящий финансовый  год. Срок бюджетного послания  обычно не позднее марта года, предшествующего предстоящему финансовому году;

2) разработка прогноза  социально-экономического развития  страны. Прогноз развития страны  обычно существует в виде долгосрочного  (10 лет), среднесрочного (3-5 лет) и  краткосрочного (на предстоящий  год) прогнозов.

Для целей составления  бюджета используется краткосрочный  прогноз, который постоянно корректируется и уточняется на основе достигнутых  результатов развития страны за предыдущий и текущий периоды, а также  на основе вновь возникающих целей  и задач на будущее.

Данные прогнозы обычно составляются министерством, которое отвечает за развитие экономики страны в целом. В настоящее время в нашей  стране оно называется Министерством  экономического развития и торговли;

3) подготовка сводного  финансового баланса, или баланса  финансовых ресурсов, страны и  регионов. Сводный финансовый баланс - это баланс всех доходов и  расходов государственной власти  и негосударственных (коммерческих  и общественных) организаций в  целом по стране или по региону,  является основой для составления  проекта бюджета;

4) разработка проекта  государственного бюджета (проектов  всех входящих в его состав  бюджетов и внебюджетных фондов).

 

2.2 Рассмотрение  и утверждение федерального бюджета

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной  финансовый год вносится на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации  не позднее 15 августа текущего года (до 1 октября Правительство и  Банк России представляют в Государственную  Думу дополнительные материалы) [2]. Совет  Государственной Думы (в период парламентских  каникул - ее Председатель) направляет проект в Комитет Государственной  Думы по бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представленных документов требованиям закона, после  получения которого проект направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам законодательной инициативы для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение. Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях.

1) В первом чтении: Государственная  Дума обсуждает концепцию и  прогноз социально-экономического  развития РФ, основные направления  бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты  по взаимоотношениям федерального  бюджета с бюджетами субъектов  РФ, проект программы внешних  заимствований РФ в части источников  внешнего финансирования покрытия  дефицита федерального бюджета,  а также основные характеристики  бюджета. Государственная Дума  заслушивает доклад Правительства  РФ, Комитета по бюджету и профильного  комитета, ответственного за рассмотрение  проекта бюджета, доклад Председателя  Счетной палаты и принимает  решение о принятии или отклонении  проекта. В случае отклонения  проекта Государственная Дума  может передать проект в согласительную  комиссию, вернуть проект Правительству  на доработку или поставить  вопрос о доверии Правительству  РФ (в последнем случае новый  проект бюджета готовит и вносит  в Государственную Думу новый  состав Правительства РФ). При  передаче проекта в согласительную  комиссию она разрабатывает согласованный  вариант основных характеристик  бюджета, после чего проект вновь вносится на рассмотрение в первом чтении в Государственную Думу. По итогам рассмотрения проекта в первом чтении принимается постановление Государственной Думы о принятии проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении.

2) Во втором чтении: Государственная  Дума утверждает расходы федерального  бюджета по разделам функциональной  классификации в пределах общего  объема расходов федерального  бюджета, утвержденного в первом  чтении, и размер Федерального  фонда финансовой поддержки субъектов  РФ. Если Государственная Дума  отклоняет проект федерального  закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год  во втором чтении, она передает  указанный законопроект в согласительную  комиссию.

3) В третьем чтении: Государственная  Дума рассматривает расходы федерального  бюджета по подразделам функциональной  классификации, распределение средств  Фонда федеральной поддержки  субъектов РФ по субъектам  РФ, расходов по федеральным целевым  программам, Федеральной адресной  инвестиционной программе в пределах  расходов, утвержденных во втором  чтении; перечень защищенных статей  федерального бюджета, Программу  государственных внешних заимствований  РФ, программы предоставления гарантий  Правительства РФ, программы предоставления  средств федерального бюджета  на возвратной основе по каждому  виду расходов, программу государственных  внешних заимствований РФ.

Информация о работе Сущность и содержание бюджетного процесса