Сущность и содержание бюджетного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:10, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является описание сущности и содержание бюджетного процесса, всех процедур бюджетного процесса (составление, рассмотрение и утверждение, исполнение, составление отчета).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты бюджетного процесса………………………………….5
1.1 Финансово-бюджетная политика и бюджетный процесс…………………….5
1.2 Участники бюджетного процесса и их функции………………………………7
2. Бюджетный процесс в РФ………………………………………………………...9
2.1 Этапы бюджетного процесса и их характеристика…………………………....9
2.2 Рассмотрение и утверждение федерального бюджета……………………….10
2.3 Казначейское исполнение федерального бюджета…………………………..13
2.4 Составление отчета об исполнении федерального бюджета………………..17
Заключение………………………………………………………………………….19
Список литературы…………………………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

копия.docx

— 41.86 Кб (Скачать файл)

4) При рассмотрении проекта  федерального закона о федеральном  бюджете в четвертом чтении  проект голосуется в целом,  внесение поправок в проект, возможное  во втором и третьем чтениях,  в четвертом чтении не допускается. 

Установленная Бюджетным  кодексом РФ продолжительность рассмотрения проекта: в первом чтении - 15 дней со дня внесения в Государственную  Думу, во втором - 35 дней со дня принятия в первом чтении, в третьем - 15 дней со дня принятия во втором, в четвертом - 5 дней со дня принятия в третьем чтении.

Принятый Государственной  Думой Федеральный закон о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год в течение 5 дней со дня его принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации  рассматривает закон в течение 14 дней со дня представления Государственной  Думой и голосует в целом. В  случае одобрения в течение 5 дней закон направляется Президенту РФ для  подписания и обнародования. В случае отклонения проекта он передается в  согласительную комиссию, перерабатывается, передается в Государственную Думу для утверждения в одном чтении, затем повторно передается в Совет  Федерации для окончательного утверждения. Вето Совета Федерации может быть отклонено Государственной Думой  повторным голосованием не менее  чем двумя третями голосов. В  случае не подписания закона Президентом  в течение 14 дней закон направляется в согласительную комиссию и вновь  рассматривается Федеральным Собранием. Для преодоления вето Президента требуется не менее двух третей голосов  Федерального Собрания.

В случае непринятия Государственной  Думой закона о федеральном бюджете  до 1 декабря текущего года или невступления его в силу до 1 января по другим причинам Государственная Дума может принять  федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в I квартале очередного финансового  года.

 

2.3 Казначейское  исполнение федерального бюджета

В Российской Федерации с 1992 г. введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления  в составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство.

При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация  поступлений, регулирование объемов  и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осуществления  расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени  бюджетополучателей возлагаются на Федеральное казначейство.

Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе:

1) отражения Федеральным  казначейством всех операций  и средств федерального бюджета  в системе балансовых счетов;

2) централизации в Федеральном  казначействе всех поступлений  в федеральный бюджет и платежей  из федерального бюджета;

3) совершения Федеральным  казначейством всех кассовых  операций с использованием единого  счета и управления этим счетом.

Кассовое исполнение федерального бюджета Российской Федерации возлагается  на Федеральное казначейство. Федеральному казначейству принадлежит право  открытия и закрытия счетов федерального бюджета, а также определения  их режима. Единый счет федерального бюджета - он же единый счет Федерального казначейства находится в Центральном банке  Российской Федерации.

Таким образом, исполнение федерального бюджета по доходам включает:

1) перечисление и зачисление  доходов федерального бюджета  на единый счет Федерального  казначейства;

2) распределение в соответствии  с утвержденным федеральным бюджетом  федеральных регулирующих налогов;

3) возврат излишне уплаченных  сумм доходов;

4) учет доходов федерального  бюджета и отчетность о доходах  федерального бюджета в соответствии  с Бюджетной классификацией.

Исполнение расходов федерального бюджета предусматривает осуществление  процедур санкционирования и финансирования этих расходов.

Санкционирование расходов федерального бюджета включает в  себя:

1) утверждение и доведение  бюджетных ассигнований из федерального  бюджета;

2) утверждение и доведение лимитов обязательств федерального бюджета;

3) принятие обязательств  федерального бюджета;

4) подтверждение платежных  обязательств федерального бюджета.

Финансирование расходов федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством. Действия по финансированию расходов также включают разрешение на формирование платежного документа и осуществление самого платежа.

В ходе исполнения бюджета  возможны изменения плановой величины расходов. Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого бюджетополучателя может быть осуществлено введением режима сокращения расходов бюджета главным распорядителем бюджетных средств в пределах его полномочий.

Одна из основных причин изменения бюджетных ассигнований - невыполнение плана по доходам.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений  доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к  неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 5%, то руководитель финансового  органа вправе самостоятельно принять  решение и ввести режим сокращения расходов. При этом в решении о  введении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой  вводится режим сокращения, а также  размеры сокращения.

Если же в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений  доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к  неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10%, то орган исполнительной власти вправе принять решение и  ввести режим сокращения расходов. При этом в решении о введении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокращения. В этом случае сокращение расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов и бюджетополучателей, а также объектов, включенных в адресную инвестиционную программу.

Решения о сокращении расходов обнародуются в источнике официального опубликования нормативных актов  либо доводятся до всеобщего сведения в порядке, установленном законом  субъекта Российской Федерации или  решений муниципальных образований. Уведомления распорядителей и получателей  бюджетных средств о режиме сокращения расходов бюджета производятся не позднее чем за 15 дней до даты его введения.

В случае, если в процессе исполнения бюджетов происходит снижение поступлений в бюджет, что может привести к неполному финансированию по сравнению с утвержденным бюджетом более чем на 10% от годовых назначений, то исполнительный орган власти должен представить представительному органу власти проект закона об изменениях и дополнениях в закон о бюджете. Представительный орган власти рассматривает указанный проект во внеочередном порядке в течение 10 дней. Если этот законопроект не принимается в указанный срок, то исполнительный орган имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета впредь до принятия законодательного решения по данному вопросу.

При перевыполнении плана  по доходам дополнительно полученные средства могут направляться финансовым органом на уменьшение размеров дефицита бюджета и на выплаты, сокращающие  долговые обязательства бюджета, без  внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете. При этом подготавливается и утверждается дополнительная бюджетная роспись. Во всех других случаях финансирование расходов сверх утвержденного бюджета осуществляется после внесения изменений и дополнений в утвержденный бюджет.

Главный распорядитель бюджетных  средств также может перемещать ассигнования между бюджетополучателями  в пределах своей компетенции, но не более 5% от объема ассигнований, доведенных бюджете получателю.

Бюджетные ассигнования для  главного распорядителя бюджетных  средств в расчете на финансовый год могут отличаться от утвержденных в росписи и законе о бюджете бюджетных ассигнований не более чем на 10% от утвержденных бюджетных ассигнований.

В свою очередь бюджетные  ассигнования для каждого отдельного бюджетополучателя в расчете  на финансовый год могут отличаться от утвержденных в росписи расходов и доходов бюджетных ассигнований не более чем на 15% от утвержденных бюджетных ассигнований.

 

2.4 Составление  отчета об исполнении федерального  бюджета

Рассмотрение и утверждение  отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти (последующий  контроль).

Для контроля за исполнением бюджета Федеральное Собрание РФ образует специальный орган - Счетную палату (данный орган участвует также в предварительном контроле - при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета).

Отчет об исполнении бюджета  готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных  распорядителей, распорядителей и получателей  бюджетных средств. Ответственным  за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную  Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

1) отчетом о расходовании  средств резервных фондов Правительства  и Президента РФ;

2) отчетами МФ РФ и  иных уполномоченных органов  о предоставлении и погашении  бюджетных ссуд и кредитов  и о предоставленных государственных  гарантиях;

3) отчетом о внутренних  и внешних заимствованиях РФ  по их видам;

4) отчетом о доходах,  полученных от использования  госимущества;

5) сводными отчетами о  выполнении плановых заданий  по предоставлению государственных  (муниципальных) услуг;

6) годовыми отчетными  сметами доходов и расходов  бюджетных учреждений по главным  распорядителям бюджетных средств;

7) реестром федеральной  государственной собственности  и отчетом о состоянии внешнего  и внутреннего долга РФ на  первый и последний день отчетного  финансового года;

8) отчетом Федерального  казначейства о рассмотренных  делах и наложенных взысканиях  за нарушения бюджетного законодательства.

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета  за отчетный год в течение 1,5 месяцев  после представления отчета в  Государственную Думу. Государственная  Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает  решение об утверждении отчета.

После утверждения отчета об исполнении федерального бюджета  исполнительные органы власти публикуют  этот отчет в открытой печати.

 

Заключение

Государственный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования  финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления  властных полномочий, дает государству  реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет  довольно утилитарную функцию - фиксирует  избранный государством стиль осуществления  управления страной. Бюджет по отношению  к осуществляемой властью экономической  политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной  роли не играет.

Структура и этапы бюджетного процесса в цивилизованных странах, независимо от их общественно - политической формации, не имеют принципиальных расхождений. Однако технологические  приемы, сопровождающие эти этапы, безусловно, разнообразны и различаются даже по регионам. Представляется принципиально  важным определение и использование  таких способов формирования и исполнения бюджета, систем государственного финансового  контроля, которые в конкретных экономических  условиях позволяет эффективно распорядиться  бюджетным потенциалом как страна в целом, так и в регионе.

Развитие бюджетной системы  современной России осложняется  отсутствием эффективного методологического  и правового ее обустройства. Необходимы объективная управляемость каждым из этапов бюджетного процесса, оптимизация  и упрощение технологии бюджетной  поддержки территорий и финансирования различных сфер деятельности страны. Для этого требуются разработка и реализация концепции построения бюджетной системы, соответствующей экономическим условиям, прогнозируемым на ближайшие 10 - 15 лет, и обеспечивающей четкое согласованное взаимодействие ее элементов. Нужны такие механизмы бюджетной деятельности, которые могут достичь ее высокой результативности при минимизации издержек, органичного единства свободы и порядка, рыночных и централизованных регуляторов.

Информация о работе Сущность и содержание бюджетного процесса