Сущность и функции государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить сущность государственного бюджета.
Задачи работы:
– изучить теоретические основы государственного бюджета;
– провести анализ формирования и исполнения государственного бюджета РФ;
– изучить место государственного в финансовой системе.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы государственного бюджета 5
1.1. Место государственного бюджета в финансовой системе 5
1.2. Сущность и функции государственного бюджета 12
2. Анализ формирования и исполнения государственного бюджета 17
2.1. Формирование государственного бюджета 17
2.2. Расходы государственного бюджета 24
3. Место государственного бюджета в финансовой системе 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Никита - Государственный бюджет.doc

— 410.00 Кб (Скачать файл)

Рис. 2.3. – Нефтегазовые доходы федерального бюджета

Причины, в результате которых поступления в 2010-2012 годах будут меньше доходов 2009 года, можно условно разделить на три группы: первая связана с реформой социальных платежей и заменой единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, вторая - с сужением налоговых баз по основным источников доходов в ВВП, а третья - с тем фактом, что в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций и другие разовые поступления.

Сравнительный анализ сопоставимых показателей свидетельствует, что доходы федерального бюджета в период 2010-2012 годов незначительно вырастут по сравнению с уровнем 2009 года и в течение трех лет будут находиться на уровне 15,6-15,7% ВВП (таблица 2.1):

 

Таблица 2.1.

Прогноз доходов федерального бюджета (млрд. рублей)

 №

 

Отчет

2009 год 

(76-ФЗ от 28.04.09)

2009 год 

(ожидаемое)

Прогноз

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2010 год

2011 год

2012 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

ВВП

21 625

26 903

33 111

41 668

40 420

38 461

42 372

46 783

52 123

1.

Доходы, всего

5 127,2

6 278,8

7 781,1

9 275,9

6 713,8

6 561,3

6 636,2

7 346,9

8 097,4

 

%% к ВВП

23,7

23,3

23,5

22,2

16,6

17,1

15,7

15,7

15,5

 

в том числе:

                 

2.

Нефтегазовые доходы

2 162,1

2 943,5

2 897,4

4 389,4

2 057,2

2 545,8

2 955,0

3 245,2

3 520,8

 

%% к ВВП

10,0

10,9

8,8

10,5

5,1

6,6

7,0

6,9

6,8

3.

Ненефтегазовые доходы

2 965,1

3 335,3

4 883,7

4 886,5

4 656,6

4 015,5

3 681,2

4 101,7

4 576,6

 

%% к ВВП

13,7

12,4

14,7

11,7

11,5

10,4

8,7

8,8

8,8

 

в том числе:

                 

3.1

поступление ЕСН

267,5

315,8

404,9

506,8

508,3

495,4

41,3

   

3.2

Временно свободные средства госкорпораций Роснанотех и Фонд ЖКХ

       

160,4

150,4

     

3.3

Возврат остатков субсидий и субвенций бюджетам субъектов РФ

       

77,6

77,6

     

3.4

Централизация счетов ФТС

       

100,0

100,0

     

3.5

Дивиденды по привилегированным акциям

           

18,0

55,2

55,2

4.

Ненефтегазовые доходы без учета ЕСН, средств госкорпораций и централизации счетов ФТС

2 697,6

3 019,5

4 478,8

4 379,7

3 810,3

3 192,1

3 639,9

4 101,7

4 576,6

 

%% к ВВП

12,5

11,2

13,5

10,5

9,4

8,3

8,6

8,8

8,8

5.

Справочно: Из них дополнительные доходы за счет изменения законодательства (слайд 8)

           

227,2

279,0

284,4

 

%% к ВВП

           

0.5

0.6

0.5

6

Доходы, всего в сопоставимых условиях, в %  к ВВП

         

14,9

15,6

15,7

15,6


Прогнозируемая структура доходов федерального бюджета приведена в таблице 2.2:

Таблица 2.2

Структура доходов федерального бюджета

 

2009

2010

2011

2012

млрд.  
руб.

% к ВВП

млрд.  
руб.

% к ВВП

млрд.  
руб.

% к ВВП

млрд.  
руб.

% к ВВП

Всего доходов

6561,3

17,1

6636,2

15,7

7346,9

15,7

8097,4

15,5

В том числе:

               

Нефтегазовые доходы

2545,8

6,6

2955,0

7,0

3245,2

6,9

3520,8

6,7

НДПИ (без ненефтегазовых доходов)

882,8

2,3

982,9

2,3

1088,0

2,3

1187,1

2,3

Таможенные пошлины

1663,0

4,3

1972,1

4,7

2157,2

4,6

2333,7

4,4

Ненефтегазовые доходы

4015,5

10,4

3681,2

8,7

4101,7

8,8

4576,6

8,8

НДС

1943,7

5,1

2148,4

5,0

2430,4

5,2

2792,0

5,4

Налог на прибыль организаций

172,8

0,4

191,5

0,5

192,4

0,4

200,3

0,4

ЕСН

495,4

1,3

41,3

0,1

0

 

0

 

Акцизы

105,8

0,3

145,1

0,3

182,7

0,4

233,9

0,4

НДПИ (без нефтегазовых доходов)

11,1

0,0

10,7

0,0

11,2

0,0

11,8

0,0

Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов)

506,6

1,3

546,3

1,3

620,7

1,3

700,5

 

1,3


 

С учетом наличия в составе неналоговых доходов бюджетов статьи "иные неналоговые доходы" (ст. 41 БК РФ), можно заключить, что именно таковыми и выступают названные виды доходов. Однако, на наш взгляд, относить такой объемный по поступлениям в бюджет источник доходов "иным" не представляется правильным. Тем более что в федеральном бюджете они составляют значительный удельный вес: доходы от ВЭД - 32,9%, платежи при пользовании природными ресурсами - 0,58 % совокупных доходов федерального бюджета РФ 2008 г. В этой связи нами предлагается ст. 41 Бюджетного кодекса РФ добавить пунктами: "доходы от внешнеэкономической деятельности, в том числе таможенные пошлины и сборы" и "платежи при пользовании природными ресурсами".

 

Рис. 2.4. Неналоговые доходы в общей сумме доходов федерального бюджета 2010 г.

 

Что касается управления неналоговыми доходами в "классическом" понимании, т.е. доходами от собственности, то можно сделать вывод, что данный метод формирования бюджета задействован крайне слабо. В промышленно развитых государствах неналоговые доходы (доходы от использования имущества) составляют до 5% ВВП, в России - менее 1% ВВП*(2). В России данная составляющая бюджетных доходов на протяжении последних лет не превышает 8% совокупных доходов (рис. 2.5).

 

Рис. 2.5. Структура неналоговых доходов федерального бюджета 2010 г.

 

В целом можно отметить положительную динамику изменения неналоговых доходов, так, если в 2003 г. доля неналоговых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета составила 4,91%, в 2004 г. - 6,03%, то в 2005 г. - 7,99%, в 2008 г. эта доля составляет 7,37%.

2.2. Расходы государственного бюджета

Таблица 2.3

Расходы федерального бюджета РФ (2008-2011гг.) согласно функциональной классификации

Наименование расходов

 2008 г.

 2009 г.

 2010 г. 2011 г.

Млрд. руб.

% к итогу

Млрд. руб.

% к итогу

Млрд. руб.

% к Млрд. % к итогу руб. итогу

Расходы, всего

1014,2

100

1193,5

100

1947,3

100 2345,6 100

Государственное и местное самоуправление

26,8

2,7

40,7

3,4

56,7

2,9 66,5 2,83

Федеральная судебная система

8,4

0,8

11,3

1,0

19,1

1,0 25,5 1,08

Международная деятельность

39,5

3,9

22,2

1,9

42,8

2,2 44,4 1,89

Национальная оборона

209,4

20,6

214,7

18,0

284,2

14,6 344,5 14,64

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности гос-ва

111,5

11,0

131,6

11,0

173,8

8,9 244,8 10,40

Фундаментальные исследования

15,9

1,6

22,0

1,9

30,3

1,5 40,2 1,71

Промышленность, энергетика и строительство

38,1

3,8

44,6

3,7

57,7

3,0 63,4 2,69

Сельское хозяйство и рыболовство

15,4

1,.5

20,8

1,8

26,8

1,4 31,2 1,32

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

1,9

0,2

30,6

2,3

7,0

0,4 78,9 3,36

Социальная политика

132,9

13,1

107,8

9,0

430,3

22,0 150,7 6,4

Обслуживание гос. Долга

188,7

18,6

239,8

20,1

285,0

14,6 277,5 11,79

Охрана окр. Среды

3,7

0,4

4,7

0,4

9,8

0,5 10,8 0,46

Предупреждение и ликвидация послед-ствий чрезвычайных ситуаций и

стихийных бедствий

9,0

0,9

6,3

0,5

8,7

0.5 21,2 0,9

Образование

32,1

3,2

48,8

4,1

80,0

4,1 97,7 4,15

Культура, искусство и кинематография

4,6

0,5

6,4

0,6

10,3

0,5 14,1 0,6

Средства массовой информации

5,7

0,6

6,2

0,5

10,3

0,5 12 0,5

Здравоохранение и физ. культура

15,9

1,6

22,2

1,8

31,9

1,6 39,4 1,67

Финансовая помощь бюджетам других уровней

69,1

6,8

186,6

15,6

265,4

13,6 714,6 30,37

Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных

 

договоров

2,.1

0,2

6,0

0,5

10,3

0,5 10,8 0,46

 

Исследование и использование космоса

3,4

0,3

4,6

0,4

9,7

0,5 7,7 0,33

Военная реформа

---

----

-----

----

16,5

0,8 15,8 0,67

Прочие расходы

19,5

1,9

1,7

0,2

60,6

3,0 72 3,2

Расходы целевых бюджетных фондов

60,6

5,9

13,9

1,2

13,9

0,7 14,1 0,6

Пенсионный фонд. Возврат ЕСН

----

-----

-----

----

281,2

 

 

Расходная часть бюджета РФ на 2010 год была утверждена в сумме 1 947 386,3 млн. рублей, доходная - в сумме 2 125 718,2 млн. рублей. При этом объем ВВП прогнозировался в размере 10 950 миллиардов рублей, а уровень инфляции - 12%. Курс рубля по отношению к доллару был спрогнозирован в размере 31 рубль 50 копеек за один доллар США.

 Расходная часть  бюджета на 2011 год утверждена в сумме 2 345 641,4 млн. рублей, доходная - в сумме 2 417 791,8 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 13 050,0 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 10-12 процентов (декабрь 2011 года к декабрю 2010 года). Превышение доходов над расходами в сумме 72 150,4 млн. рублей направляется в 2011 году в сумме 51 415,2 млн. рублей на погашение государственного долга Российской Федерации и в сумме 20 735,2 млн. рублей на пополнение финансового резерва.

 Объем расходов федерального бюджета на 2011 год сформирован в сумме 2345,6 млрд. рублей, из которых 365,64 млрд. рублей - средства передаваемые Пенсионному фонду РФ на выплату базовой части трудовой пенсии, 277,5 млрд. рублей - процентные расходы и 1702,5 млрд. рублей - непроцентные расходы федерального бюджета. В числе приоритетов непроцентных расходов федерального бюджета на 2011 год: судебная реформа, оборона и безопасность государства, наука и образование.

Расходы на государственное управление и местное самоуправление. Объем бюджетного финансирования в 2010 году предусматривался в размере 56670,6 млн. рублей. В 2011 году произошло увеличение финансирования этой статьи расходов и составило 66506,9 млн. рублей.

 Cудебная власть. При формировании расходов на содержание судебной системы в 2011 году, исходя из Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2010-2010 годы) и федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2010-2011 годы, продолжена линия на улучшение материальной обеспеченности судей, материально технической базы судов и увеличение численности судей и работников аппаратов федеральных судов. Объем ассигнований по данному разделу предусмотрен в размере 25481,9 млн. рублей или увеличен против 2010 года на 6624 млн. рублей.

Расходы в сфере международной деятельности. Общий объем расходов по разделу "Международная деятельность" в 2011 году планируется в объеме 44384,2 млн. рублей. Указанный объем складывается из прямых расходов федерального бюджета и возвратных платежей, учитываемых в составе расходов со знаком "минус".

Расходы на международное сотрудничество. Расходы по подразделу "Международное сотрудничество" включают в себя затраты на содержание российских учреждений за рубежом, взносы в международные организации, финансирование операций неторгового характера, а также расходы по предоставлению кредитов. Расходы по подразделу "Международное сотрудничество" без учета кредитных операций приняты в сумме 35,4 млн. рублей. В составе подраздела "Международное сотрудничество" учтены также расходы по кредитным операциям. В соответствии с ранее достигнутыми договоренностями на межправительственном уровне, Россия в 2011 году будет оказывать техническое содействие по строительству, расширению и модернизации объектов, поставки оборудования, машиностроительной продукции и предоставлению прочих услуг в счет государственных кредитов таким странам как Алжир, Болгария, Вьетнам, Индия, Китай, Куба, Югославия.

Расходы на реализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ. По подразделу "Реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ" расходы на 2011 год планируются в общей сумме до 2 236,43 млн. рублей, в том числе предельные долевые взносы в бюджет Союзного государства в сумме до 1 530,82 млн. рублей, в единый бюджет органов СНГ в сумме до 99,56 млн. рублей и в бюджет Евразийского экономического сообщества в сумме до 36,3 млн. рублей.

Значительно возросли расходы федерального бюджета по статье «Национальная оборона», в связи с обострившейся ситуацией в Ираке, угрозой международного терроризма. Сумма составила 344525,2 млн. руб.

Расходы на охрану правопорядка и обеспечение безопасности государства были существенно увеличены. Проблемы роста преступности, требуют дополнительных средств для правоохранительных органов и спец. служб. В ближайшие годы ожидается дальнейший рост количества тяжких и особо тяжких преступлений, в этой связи государство принимает меры для улучшения материально-технической базы правоохранительных органов. Расходы бюджета предусмотрены в размере 244793,7 млн. рублей.

 

3. Место государственного бюджета в финансовой системе

Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.  
Основными целями бюджетной политики в 2010-2012 годах являются:

  1. Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.
  2. Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. В ближайшие годы потребуется адаптация бюджетных расходов к  более низкому уровню доходов.
  3. Повышение эффективности расходов бюджета. В условиях вынужденного снижения объемов расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество государственных услуг и эффективное использование бюджетных средств.
  4. Повышение эффективности налоговой системы.
  5. Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам.
  6. Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы.

1) Использование бюджета в качестве  одного из важнейших инструментов  стимулирования экономики в период  выхода из кризиса.  
В 2008 году рост мирового ВВП составил 3,4% в сравнении с 5,2% годом ранее. По последним прогнозам международных организаций, в 2009 году падение мировой экономики может составить до 3% на фоне значительного сокращения международной торговли.

Информация о работе Сущность и функции государственного бюджета