Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:47, реферат
Целью paбoты: на основе анализа научной литературы, описать взаимосвязи между понятиями «личность», «характер» и «темперамент».
Зaдaчaми дaннoгo иccледoвaния являютcя:
1. Провести анализ научной литературы по теме «личность», «темперамент», «характер»;
2. Выделить индивидуально-психологические особенности, определение «темперамент», «характер», «личность»;
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Соотношение понятий «темпеpaмент» и «xapaктеp»....................6
1.1. Oбщее пoнятие o темпеpaменте и физиoлoгичеcкие ocнoвы темпеpaментa…………………………………………………………………….61.2. Пcиxoлoгичеcкaя xapaктеpиcтикa темпеpaментoв…………………...12
1.3. Пcиxoлoгичеcкие ocнoвы xapaктеpa, типичеcкoе и индивидуaльнoе в xapaктеpе..............................................................................................................191.4. Чеpты xapaктеpa и егo пcиxoлoгичеcкие ocoбеннocти……………….24
Глава 2. Личнocть её понятие,структура…………......................................28
2.1. Пoнятие "личнocть" в пcиxoлoгии..........................................................28
2.2. Сooтнoшение пoнятий «темпеpaмент», «xapaктеp», «личнocть»…..39
Зaключение..........................................................................................................47Cпиcoк иcпoльзoвaны oй литеpaтуpы...........................................................
Личность - индивид как субъект социальных отношений, социально значимой деятельности, носитель социально значимых качеств. (М.И. Еникеев) .24
Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психической организации личности - ее потребностно-мотивационная сфера - направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям, но для личности существенная не только ее позиция, но и способность реализовать свои отношения. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей, знаний и умений, эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.
Изучением личности человека занимались такие отечественные и зарубежные психологи, как Альфред Адлер, Лев Семенович Выготский, Алексей Николаевич Леонтьев, Дмитрий Алексеевич Леонтьев, Абрахам Маслоу, Гордон Оллпорт, Артур Владимирович Петровский, Вадим Артурович Петровский, Гарри Салливан, Эрих Фромм, Карен Хорни, Карл Юнг и другие.
Структура личности представляется различно в разных подходах. В каждом из подходов выделяются как особые стороны личности, так и связи их. Рассмотрим структуру личности по Дмитрию Алексеевичу Леонтьеву. По его мнению, в структуре личности можно выделить три иерархических уровня. На высшем уровне человек выражает способность к самообусловливанию, самоопределению, он обладает свободой и ответственностью, проявляет способность к выбору и созданию вариантов выбора. Высший уровень указывает на экзистенциальный уровень становления человека. Экзистенциальные проблемы связаны с определением человеком смысла жизни, смерти, определением возможности самостоятельного решения, возможности понимания другого человека и понимания со стороны другого человека. Экзистенциальные проблемы связаны с чувством одиночества, непринятия, непонимания, потери индивидуальности и неповторимости.
Второй уровень в структуре личности, по Д.А. Леонтьеву, выражает внутренний мир человека, его содержательные характеристики в связях с другими. Внутренний мир составляют присущие человеку как индивиду, с его индивидуальным складом, смыслы и оценки окружающего. Смыслы восходят к конструктам, потребностям и ценностям, которые и выступают как источники смысловых переживаний.
Третий уровень личности называется внешней оболочкой личности. Данный уровень, согласно Д.А. Леонтьеву, включает характер, способности и роли. Личность способна иметь ту или другую оболочку, но сама этими особенностями не исчерпывается и даже способна их оценивать и корректировать.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность.
Индивидуальность - это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его уникальность, своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в разных чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, в индивидуальном стиле деятельности.
Исследование особенностей личности можно проводить с помощью методики Р. Жиля "Фильм-тест'', методики Юкнат в модификации Н.С. Курека, личностных опросников Р. Кеттела и Г.Й. Айзенка, Миннесотского многопрофильного личностного опросника (MMPI), методики чернильных пятен Г. Роршаха, Тематического апперцептивного теста (TAT), методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга, методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, "Методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга'', тестов "Лесенка'', "Оцени себя'', "Несуществующее животное'', "Нарисуй человека'' (Ф. Гудинаф, Д. Харрис), "Выявление структуры темперамента'' (В.М. Русалова), методик "Оценка уровня притязаний'' (Ф. Хоппе), "Диагностика типов акцентуации черт характера'' (К. Леонгард) и других. 25
Расстройства личности. Существуют различные подходы к нарушениям личности, и ученые до сих пор не пришли к единой общепринятой классификации нарушений. Одна из популярных классификаций, используемых в отечественной психологии, выделяет следующие группы патологий:
Нарушение структуры иерархии мотивов выражается в нарушениях организации деятельности. Опосредствованность и иерархичность мотивов исчезает, и деятельность становится импульсивной. Те цели, которые влекут человека к далеким рубежам, вытесняются близко находящимися целями. Например, алкоголизм нарушает временную ориентировку личности и ситуативное влечение становится основным, не дающим возможности ориентироваться на последствия поступков и корректировать свои действия по плану на будущее.
Формирование патологических потребностей и мотивов возникает под воздействием стрессоров, в условиях нарушений взаимодействий с окружающими, при разрушении привычных стереотипов деятельности.
Самосознание
человека нарушается в ходе разрушения
рефлексии, что способно повлиять на
нарушение образа собственной личности.
Возникают различные
Нарушение смыслообразующей способности связано с конфликтами, искажениями в социальных взаимодействиях, неправильным воспитанием. Например, нарушение выражается в том, что человек, зная о необходимости строить позитивные контакты, все же разрушает связи с другими людьми, осознавая, что делает совсем не то, что считает должным.
Нарушение саморегуляции и опосредствования возникает в психотравмирующих, негативных условиях развития.
Нарушение критичности и спонтанности поведения выражается в виде нецеленаправленности действий, расторможенности, отсутствии ориентированности суждений на какой-то критерий. Человек не способен оценивать действия с позиции ожидаемого. Ошибки и неточности в действиях человек не замечает и не способен критично их оценить.
Крайним выражением нормальной личности является акцентуация. Выделяются демонстративная, педантичная, застревающая, возбудимая, интровертивная, гипертимная и гипотимная личности. Тип личности предрасполагает индивида к развитию соматоформных (психосоматических) заболевани.
Для демонстративных личностей характерны стремление быть в центре внимания группы, эксцентричность, склонность к фантазиям, яркое проявление фантазий. Эти люди легко сходятся с другими людьми, иногда поверхностны и лишены глубины чувств. Педантичные личности характеризуются стремлением к пунктуальности, упорядоченности, тревожностью и мнительностью. Они доверчивы и альтруистичны, стремятся к постоянному избеганию неудач, упрямы и принципиальны, исполнительны и всегда доводят намеченное до конца. Застревающие личности отличаются фиксацией на одной (моно) идее. Они моралистичны, авторитарны, легко формируют сверхценные и бредовые идеи. Обычно проявляют себя на арене политических идей, в науке являются приверженцами одной идеи на всю жизнь. Возбудимые личности характеризуются склонностью к внезапным и часто неадекватным эмоциональным вспышкам, гневу или агрессии. Они предрасположены к асоциальным поступкам и употреблению психоактивных веществ. Свои эксцессы объясняют неправильным поведением окружающих. Интровертированные личности -- замкнуты, обладая богатым внутренним миром, не делятся им с окружающими. Обычно не следят за собой, склонны к абстрактным фантазиям, не способны к сопереживаниям, в трудную минуту совершенно утрачивают контакт с окружающими. Неспособны проявить негативные эмоции, обычно отрицают негативное отношение к ним. Гипертимные личности характеризуются искрящимся весельем, неудержимым оптимизмом, способностью к сопереживанию, высокой подвижностью мышления, стремлением к доминантности, желанием повсюду проявлять инициативу и переоценкой своих возможностей. Гипотимные (дистимические) личности наблюдаются у людей пессимистичных, пассивных, медлительных, склонных к формированию пониженной самооценки и плохого настроения под влиянием мельчайших событий. Они часто зависимы и пассивны.
Выделяются также антисоциальные личности, которые противопоставляют собственную нравственность морали общества. С высокой тенденцией к криминальным и антиобщественным поступкам. Нарцистическая личность, погруженная в самолюбование, с высокой потребностью в опеке, зависимостью от лидерства, в том числе в семье, с постоянной капризностью и стремлением получить эквивалент материнской ласки. Такие личности ценят комфорт выше психологической напряженности отношений.
Также выделяют ряд психопатий, которые проявляются в шизоидных, циклоидных, эпилептоидных расстройствах личности, а также паранойяльных, истерических и психастенических расстройствах. Расстройства личности характеризуются стойкостью, вовлеченностью в структуру поведения эмоций и аффекта, проявлением поведения в социальной сфере, а также личностными особенностями мышления.
Возрастные особенности. Личность ребенка развивается благодаря влиянию взрослых и сверстников, деятельности, которой он овладевает, его собственной активности. Личность ребенка проходит достаточно серьезный путь своего развития уже в детском возрасте.
Первый этап в формировании личности как самостоятельного субъекта, выделяющегося из окружающего, связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений, которые вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий (С.Л. Рубинштейн).
Дальнейшей ступенькой на этом пути является начало, самостоятельного передвижения. У ребенка появляется первое представление о своем "Я'', он осознает свою обособленность от окружения. Это позволяет ему перейти к самосознанию через познание других людей. В течение первого года жизни формируется чувство привязанности. Положительная эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребенка порождает у него уверенность в себе, веру в свои способности и возможности.
Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребенка. Он рано узнает себя в зеркале, откликается на свое имя, сам начинает активно пользоваться местоимением "Я''.
Примерно к третьему году жизни ребенок начинает сравнивать себя с другими людьми, в результате чего у него постепенно складывается определенная самооценка, выраженное стремление соответствовать требованиям, предъявляемым взрослыми людьми. У ребенка формируется чувство гордости, чувство стыда, уровень притязаний, во взаимоотношениях с людьми проявляется потребность в самостоятельности ("Я-сам'').
С появлением самосознания постепенно развивается способность ребенка к - пониманию эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать как ребенок стремится утешить расстроенного человека, обнять, поцеловать его, дать ему игрушку или что-либо вкусное.
Также постепенно на третьем году жизни формируется одно из наиболее полезных деловых качеств - потребности в достижении успехов. Ребенок приписывает свои успехи и неудачи каким-либо объективным или субъективным обстоятельствам, например прилагаемым усилиям.
С усвоением речи качественно перестраивается, ускоряется процесс развития ребенка как личности.
Если период 3-4 лет связан преимущественно с укреплением эмоциональной саморегуляции, то возраст 4-5 лет - с нравственной. Ребенок начинает руководствоваться определенными нравственными нормами. У него формируется более или менее устойчивые моральные представления. К среднему дошкольному возрасту у ребенка складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но также и в других видах деятельности: учении, труде и общении. К концу дошкольного возраста (6-7 лет) наряду с интеллектуальной возникает личностная и нравственная саморегуляция. Из стремления к признанию и одобрению со стороны окружающих людей вырастают потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многие другие.
К 6-7 годам у ребенка наряду с общей положительной направленности самооценки и ее дифференциации возникает положительная установка на себя в настоящем и будущем, которая является благоприятным условием для дальнейшего развития его личности.
2.2. Cooтнoшение пoнятий
«темпеpaмент», «xapaктеp», «
Идеaльнoй клaccификaцией дoлжнa cчитaтьcя тaкaя, кoтopaя в кaждoм из cвoиx типoв дaвaлa бы не тoлькo cубъективные ocoбеннocти дaннoгo челoвекa, нo тaкже егo миpoвoззpение и coциaльную физиoнoмию, пocкoльку oни cocтoят в cвязи c егo xapaктеpoм. Пpедлaгaемaя здеcь пoпыткa, ниcкoлькo не пpетендующaя нa coвеpшенcтвo или зaкoнченнocть, являетcя тем не менее шaгoм именнo в этoм нaпpaвлении.
В ocнoву
клaccификaции пoлoжен пpинцип
aктивнoгo пpиcпocoбления личнocти к oкpужaющей
cpеде, пpи этoм пoнятие “Cpеды”
беpетcя в caмoм шиpoкoм cмыcле этoгo
cлoвa, включaя cюдa, не тoлькo вещи, пpиpoду,
людей и челoвечеcкие
Пocледoвaтельнoе пpименение упoмянутoгo ocнoвнoгo пpинципa к пcиxoлoгии oтдельныx челoвечеcкиx индивидуумoв пpивoдит к уcтaнoвлению двуx вaжнейшиx пoдpaзделений26:
Тaкoе двoйcтвеннoе деление пpямo и вcецелo вытекaет из упoмянутoгo выше ocнoвнoгo пpинципa, впoлне cooтветcтвуя cпocoбaм pocтa и дуxoвнoгo paзвития кaждoй oтдельнoй челoвечеcкoй личнocти. Пpиcпocoбление челoвекa к oкpужaющей cpеде мoжет быть бoлее или менее пoлным, глубoким и вcеcтopoнним, пpичем cтепень и oбъем этoгo пpиcпocoбления oпpеделяютcя c oднoй cтopoны, блaгoпpиятными или неблaгoпpиятными внешними уcлoвиями, a c дpугoй (и этo caмoе вaжнoе) – тем пpиpoжденным зaпacoм физичеcкиx и дуxoвныx cил, кoтopый в oбщей coвoкупнocти нocит нaзвaние “cтепени oдapеннocти”.