Введение
В формировании и развитии экономической
структуры любого современного общества
ведущую, определяющую роль играет государственное
регулирование, осуществляемое в рамках
экономической политики.
Одним из наиболее важных механизмов,
позволяющих государству осуществлять
экономическое и социальное регулирование,
является финансовая система общества,
основное звено которой - бюджетная
система. Именно при помощи финансовой
системы государство образует централизованные
фонды, и оказывает влияние на формирование
децентрализованных фондов денежных средств,
обеспечивая возможность выполнения возложенных
на государственные органы функций.
Для создания эффективной финансовой
системы, разумеется, необходимы высокий
уровень эффективности производства,
а также доходов на душу населения, и устойчивые
демократические традиции принятия решений
в стране.
Бюджет, занимая центральное положение
в финансовой системе страны и являясь
главной составляющей государственных
финансов - неотъемлемый атрибут государства.
Это не только финансовая основа для осуществления
функций органов государственной власти,
но и основа его суверенитета.
Тем не менее, бюджет, будучи центральным
звеном финансовой системы страны, является
частью этой системы, и должен соответствовать
всем системным требованиям, таким как
главенство права, строгая финансовая
ответственность, экономическая эффективность
принятия решений, основанная на анализе
и детальных расчетах, безусловное исполнение
финансовых обязательств, принятых в соответствии
с законами. Создание такой бюджетной
системы предполагает постоянную и кропотливую
работу государства как в сферах права,
в том числе и административного принуждения
к исполнению закона, так и сферах формирования
институциональных основ финансовых отношений.
Одна только политика бюджетного перераспределения
недостаточно эффективна для формирования
действенной финансовой системы страны.
Необходимо дополнить ее активной политикой
федерального центра по реализации приоритетов
экономического роста и структурной политики
в региональном аспекте. По существу это
означает, что государство должно сосредоточиться
на важнейших стратегических и пространственных
финансовых приоритетах, и для этого необходимо
сместить акценты в подходе к управлению
не только финансовыми, но и экономическими
процессами.
Объектом исследования выступает анализ
функционирования местных бюджетов в
сравнительном аспекте: бюджет Казанского
муниципального района (2012год) и Челябинского
Все вышесказанное свидетельствует о
том, что изучение местной бюджетной системы,
бюджетного процесса, теоретических и
законодательных основ и практики функционирования
бюджетного механизма на уровне местных
органов власти обрело в настоящее время
особую перспективность.
Глава 1. Теоретические аспекты
1.1 Понятие местного
бюджета
Бюджет - форма образования и расходования
денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления;
Каждое муниципальное образование имеет
собственный бюджет - бюджет муниципального
образования (местный бюджет) и является
формой образования и расходования денежных
средств в расчете на финансовый год, предназначенных
для исполнения расходных обязательств
соответствующего муниципального образования.
Использование органами местного
самоуправления иных форм образования
и расходования денежных средств для исполнения
расходных обязательств муниципальных
образований не допускается.
В местных бюджетах в соответствии
с бюджетной классификацией Российской
Федерации раздельно предусматриваются
средства, направляемые на исполнение
расходных обязательств муниципальных
образований в связи с осуществлением
органами местного самоуправления полномочий
по вопросам местного значения и расходных
обязательств муниципальных образований,
исполняемых за счет субвенций из бюджетов
других уровней для осуществления отдельных
государственных полномочий.
Статья 52 ФЗ РФ "Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ" гласит:
«1. Каждое муниципальное образование
имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Бюджет муниципального района
и свод бюджетов поселений, входящих в
состав муниципального района, составляют
консолидированный бюджет муниципального
района.
В качестве составной части
бюджетов поселений могут быть предусмотрены
сметы доходов и расходов отдельных населенных
пунктов, не являющихся поселениями. Порядок
разработки, утверждения и исполнения
указанных смет определяется органами
местного самоуправления соответствующих
поселений самостоятельно.»1
Бюджетная система Российской
Федерации основана на принципах:
единства бюджетной системы
Российской Федерации;
разграничения доходов и расходов
между уровнями бюджетной системы Российской
Федерации;
самостоятельности бюджетов;
равенства бюджетных прав субъектов
Российской Федерации, муниципальных
образований;
полноты отражения доходов
и расходов бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов;
сбалансированности бюджета;
эффективности и экономности
использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия
расходов бюджетов;
адресности и целевого характера
бюджетных средств.
Принцип единства бюджетной
системы РФ означает единство бюджетного
законодательства Российской Федерации,
принципов организации и функционирования
бюджетной системы РФ, форм бюджетной
документации и отчетности, бюджетной
классификации бюджетной системы Российской
Федерации, санкций за нарушение бюджетного
законодательства Российской Федерации,
единый порядок установления и исполнения
расходных обязательств, формирования
доходов и осуществления расходов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации,
ведения бюджетного учета и отчетности
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации и бюджетных учреждений, единство
порядка исполнения судебных актов по
обращению взыскания на средства бюджетов
бюджетной системы РФ.
Бюджет муниципального района
и свод бюджетов поселений, входящих в
состав муниципального района, составляют
консолидированный бюджет муниципального
района.
В качестве составной части
бюджетов поселений могут быть предусмотрены
сметы доходов и расходов отдельных населенных
пунктов, не являющихся поселениями. Порядок
разработки, утверждения и исполнения
указанных смет определяется органами
местного самоуправления соответствующих
поселений самостоятельно.
Органы местного самоуправления
обеспечивают сбалансированность местных
бюджетов и соблюдение установленных
федеральными законами требований к регулированию
бюджетных правоотношений, осуществлению
бюджетного процесса, размерам дефицита
местных бюджетов, уровню и составу муниципального
долга, исполнению бюджетных и долговых
обязательств муниципальных образований.
Формирование, утверждение,
исполнение местного бюджета и контроль
за его исполнением осуществляются органами
местного самоуправления самостоятельно
с соблюдением требований, установленных
Бюджетным кодексом Российской Федерации
и настоящим Федеральным законом, а также
принимаемыми в соответствии с ними законами
субъектов Российской Федерации.
Полномочия местной администрации
поселения по формированию, исполнению
и (или) контролю за исполнением бюджета
поселения могут полностью или частично
осуществляться на договорной основе
местной администрацией муниципального
района.
Органы местного самоуправления
в порядке, установленном федеральными
законами и принимаемыми в соответствии
с ними иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, представляют в
федеральные органы государственной власти
и (или) органы государственной власти
субъектов Российской Федерации отчеты
об исполнении местных бюджетов.
В местных бюджетах раздельно
предусматриваются доходы, направляемые
на осуществление полномочий органов
местного самоуправления по решению вопросов
местного значения, и субвенции, предоставленные
для обеспечения осуществления органами
местного самоуправления отдельных государственных
полномочий, переданных им федеральными
законами и законами субъектов Российской
Федерации, а также осуществляемые за
счет указанных доходов и субвенций соответствующие
расходы местных бюджетов.
Проект местного бюджета, решение
об утверждении местного бюджета, годовой
отчет о его исполнении, ежеквартальные
сведения о ходе исполнения местного бюджета
и о численности муниципальных служащих
органов местного самоуправления, работников
муниципальных учреждений с указанием
фактических затрат на их денежное содержание
подлежат официальному опубликованию.
Органы местного самоуправления
поселения обеспечивают жителям поселения
возможность ознакомиться с указанными
документами и сведениями в случае невозможности
их опубликования.
В соответствии со ст.10 БК РФ
структура бюджетной системы состоит
из трех уровней:
федерального бюджета и бюджетов
государственных внебюджетных фондов;
бюджетов субъектов РФ и бюджетов
территориальных государственных внебюджетных
фондов;
Однако реально в большинстве
субъектов РФ присутствуют два уровня
местных бюджетов.
Между тем в настоящее время
можно отметить тревожную тенденцию в
современном развитии местного самоуправления
- это усиливающийся дисбаланс между доходной
и расходной частями местных бюджетов.
Представляется, что в современный
период необходимых предпосылок для исправления
положения не создано. Значительное расширение
социальных функций местного самоуправления,
многие из которых реализовывались ранее
предприятиями и организациями за счет
своих ресурсов и объектов социальной
сферы, не привело к адекватному перераспределению
средств в пользу органов местного самоуправления.
Действующее федеральное законодательство
хотя и предоставило органам местного
самоуправления право самостоятельного
формирования своих бюджетов и за счет
их доходной части решения социальных
задач, однако объем и направления движения
финансовых потоков для наполнения этой
доходной части органам местного самоуправления
оказались неподконтрольны.
Органы местного самоуправления
имеют право регулировать все вопросы
бюджетного процесса, распределения доходов
и разграничения полномочий по осуществлению
расходов между различными местными бюджетами,
определения условий предоставления финансовой
помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов
и определения порядка осуществления
муниципальных заимствований.
В соответствии со ст.171 БК РФ
подготовка проекта местного бюджета,
а затем исполнение утвержденного бюджета
осуществляются местной администраций.
Утверждение местного бюджета и отчета
о его исполнении отнесено к исключительным
полномочиям представительного органа
местного самоуправления.2
Основой составления бюджета
являются:
бюджетное послание Президента
РФ;
прогноз социально-экономического
развития и прогноз сводного финансового
баланса территории муниципального образования
на очередной финансовый год;
основные направления бюджетной
и налоговой политики муниципального
образования на очередной финансовый
год;
план развития муниципального
сектора экономики на очередной финансовый
год.
В целях своевременного и качественного
составления проекта бюджета органы местного
самоуправления имеют право получать
необходимые сведения от финансовых органов
субъектов Федерации, а также от иных органов
государственной власти, органов местного
самоуправления и юридических лиц.
Для составления проекта бюджета
используются следующие сведения:
о действующем налоговом законодательстве, нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы;
о предполагаемых объемах финансовой
помощи муниципальному образованию из
бюджетов иных уровней;
о видах и объемах расходов, передаваемых с одного бюджетного уровня на другой;
о нормативах финансовых затрат
на предоставление муниципальных услуг, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.
К основным характеристикам
бюджета относятся: общий объем доходов
бюджета, общий объем расходов бюджета
и дефицит бюджета.