Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:49, курсовая работа
В условиях современной ситуации, сложившейся как в экономики Росии, так и мира в целом возникает повышенный интерес к изучению процессов роста цен на различные товары. Падение уровня доходов населения несомненно сказывается на уровне потребления различных экономических благ.
Целью моей курсовой является детальное рассмотрение «парадокса» Гиффена, и соотношение теории по этому вопросу с практикой, т.е. реальной жизнью в современной России.
Введение 3
Глава 1 Эффект Гиффена 5
1.1 Определение понятия Товар Гиффена …………………………………….5
1.2 Закон спроса, эластичность спроса 6
1.3 Научный взгляд на “парадокс” Гиффена. 13
Глава 2 Эффект Гиффена в современной экономике 21
2.1 Продовольственный рынок 21
2.2 Эффект Гиффена в банковской сфере 22
2.3 Парадокс Гиффена на примерах …………………………………………25
Заключение 30
Список использованной литературы: 32
Данные 2008 года также могут
свидетельствовать о росте
Безусловно, нельзя однозначно
утверждать, что именно в
случае с услугой по продаже
наличной иностранной валюты можно
говорить о товарах Гиффена. Данные
факты скорее являются оценкой взаимной
согласованности в
Парадокс Гиффена на примерах
Считаем, что человек ест макароны и
Пусть доход человека, потребность в калориях. Если он будет есть меньше , он будет недоедать и не сможет выполнять свою работу. Стоимость одной калории макарон , мяса . При соотношении макарон и мяса достигается лучший вкус.
Положительный коэффициент эластичности спроса на тот или иной товар может быть связан не только с «моделью идеального потребителя», но и с массовой психологией.
Например:
- Товары первой необходимости в условиях нестабильности в стране. То есть когда цены на спички идут вверх, народ бросается их покупать, опасаясь, что цены взлетят совсем до небес, или спички вообще пропадут с прилавков.
- Положительная эластичность спроса на предметы роскоши. В идеальном случае при появлении на рынке дешёвых духов потребитель будет чаще пользоваться ими. В реальности их, скорее всего, брать не будут - опасаются, что подделка. В данном случае духи являются ценным товаром, но ведут себя как товар Гиффена. Подобные товары выделены в отдельную категорию - товары Веблена.
Существует неподтверждённое предположение, что в США в условиях повышения цен на бензин тот действует как товар Гиффена - потребление бензина повышается, но снижаются затраты на различные меры экономии топлива (покупка дизельной машины, частый автосервис и т. д.). Это напрямую связано с высокой степенью автомобилизации в США.
Если считать кредиты услугой (
Исходя из статистических данных об изменении
оптовых цен за 1999 г., была выявлена зависимость
цены от момента времени года. При этом
за начальную точку отсчета принимается
1 января, а в качестве конечного момента
времени берется 31 декабря.
Прогноз
цены на 1 кг колбасы на 1 марта 2000 года -
44.81 руб/кг. Однако администрация фирмы-производителя,
в экспериментальных целях приняла решение
1 марта 2000 года снизить цены до 39.1 руб/кг.
Эксперимент привел к росту потребления
– вместо закупок по 982.548 кг/сут у фирмы
стали закупать по 1267.51 кг/сут. Однако,
несмотря на возросшее в связи со снижением
цены потребление, экономистами фирмы-производителя
было вычислено, что, несмотря на рост
потребления, снижение оптовой цены до
39.1 руб/кг экономически не выгодно для
производителя. Поэтому, 13 апреля 2000 года
оптовые цены были вновь возвращены к
43.2 руб/кг. Последнее привело к падению
потребления с 1267.51 кг/сут до 1194.88 кг/сут.
Однако, вследствие того, что при цене
43.2 руб/кг в начале 2000 года потребление
было 982.548 кг/сут, администрация фирмы сочла
результат повышения цены положительным
и 11 мая 2000 года снова повысила оптовую
цену до 45.0 руб/кг, то есть на 4.2 %. Очередное
повышение цены вызвало рост потребления до
1361.80 кг/сут.
Прогноз
цены на 11 мая, - 46.65 руб/кг, то есть лишь
на 3,5 % отличается от действительной –
45,0 руб/кг. Полученный результат, а также
наличие общеизвестной информации об
уровне инфляции в России в 2000 году дает
основание предположению о дальнейшем
росте цены на колбасу в 2000 году.
Решением
администрации фирмы-производителя 22
мая цена вновь была поднята до 45.24 руб/кг.
Прогноз цены на 22 мая составил 45,52 руб/кг.
За исследуемый
временной период обнаружен рост потребления
с увеличением цены за килограмм продукции
говорит о наличии в ценообразовании в
исследуемый период года эффекта Гиффена:
колбаса в Санкт-Петербурге стала товаром
Гиффена.
Результаты анализа статистических данных цен
на колбасу в 1999 - 2000 гг. в Санкт-Петербурге
и соответствующих им объемов потребления
показали, что до 22.05.2000 г. колбаса в Санкт-Петербурге
являлась товаром Гиффена. С июня 2000 г.
она перестала проявляться как товар Гиффена
– функция спроса приобрела известную
закономерность: чем выше цена, тем ниже
спрос.
Заключение
В зарубежной и отечественной
литературе существуют различные толкования
парадокса Гиффена. Так некоторые
исследователи считают, что обнаруженная
закономерность в большей степени
выражена применительно ко «второму
хлебу», т.е. картофелю, а так же некоторым
близким овощным культурам. Универсальное
объяснение может быть дано при сравнительном
анализе расхождений между
Суть этого феномена в том, что при определенных обстоятельствах эффект дохода перевешивает эффект замещения, а следовательно (вопреки закону спроса), величина спроса растет при росте цены.
Конечно, “товары Гиффена” весьма редки, но в строгой логике теории потребительского поведения возможность появления таких товаров существует. Можно сказать, что на практике появление “товара Гиффена” - это сигнал социального неблагополучия, свидетельство снижения жизненного уровня отдельных общественных слоев.
Если говорить о России,
то можно вспомнить про хлеб -
товар постоянного спроса. Его
можно отнести к товарам с
отрицательной эластичностью
Влияние мирового финансового
кризиса 2008г. Привело к тому, что
экономика России, как и других
стран, в настоящее время вошла
в зону турбулентности. Вероятность
появления товаров Гиффена
Список использованной литературы
1 Гальперин В.М Микроэкономика./ Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И - Спб.: Экономическая школа, 1994. Т.1. - С. 43-44
2 Маршалл А. Принципы политической экономии. М., 1983. Т. 1. С. 201
3 Информация взята из пресс-релиза Экономика Ставропольского края за I полугодие 2008 года опубликованного на сайте stavrop.gks.ru
4 Маслоу А.Г. Мотивация и личность: Пер. с англ. / А.Г. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999.С. 367
5Таблица разработана на основе данных размещенных на сайте ЦБ РФ. www.cbr.ru/statistics
6 Таблица разработана на основе данных размещенных на сайте ЦБ РФ. www.cbr.ru/statistics