Финансовые аспекты Программы социально – экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:58, реферат

Краткое описание

Республика Беларусь в своей социально-экономической политике исходит из преемственности целей и приоритетов, которые сформулированы и хорошо зарекомендовали себя на протяжении последних 15 лет, а также новых подходов, определенных решениями четвертого Всебелорусского народного собрания.
Текущее пятилетие (2011–2015 годы) должно стать важным этапом в дальнейшем совершенствовании белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики.
Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы – рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

финанс. аспекты.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Факультет переподготовки

Кафедра теории и практики государственного управления

Специальность ”Государственное управление национальной экономикой“

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Финансовая система Республики Беларусь»

 

на тему «Финансовые аспекты Программы социально – экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 гг»

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушатель  

2 курса группы №2             

 

Н.Н. Евсеенко

директор ОАО «Речицкий межрайавтотранспорт»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск  2012

 

 

Введение

Республика Беларусь в своей социально-экономической  политике исходит из преемственности  целей и приоритетов, которые  сформулированы и хорошо зарекомендовали  себя на протяжении последних 15 лет, а  также новых подходов, определенных решениями четвертого Всебелорусского народного собрания.

Текущее пятилетие (2011–2015 годы) должно стать важным этапом в  дальнейшем совершенствовании белорусской  модели социально ориентированной  рыночной экономики.

Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы – рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Для достижения главной  цели необходимо решение следующих  задач:

формирование условий  для развития человеческого потенциала на основе роста реальных доходов  и улучшения комфортности жизни  населения, усиления роли семьи, повышения  уровня здравоохранения, культуры и качества образования граждан;

модернизация организационно-экономических  механизмов и институтов, создание благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы субъектов  хозяйствования;

усиление мотивации  к эффективной работе и повышение ответственности работников за результаты и качество своего труда;

формирование эффективной  инновационной системы;

совершенствование структуры  экономики на основе приоритетного  развития ресурсосберегающих, наукоемких и высокотехнологичных производств с высокой долей добавленной стоимости и прогрессивных видов услуг;

активизация инвестиционных процессов и стимулирование притока  в страну прямых иностранных инвестиций;

развитие интеграционных связей, в первую очередь в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства, СНГ;

повышение эффективности  внешнеэкономической деятельности и обеспечение сбалансированности экономики, выход на положительное  сальдо внешней торговли товарами и  услугами в 2015 году;

обеспечение энергетической безопасности страны.

Реализация поставленных целей и задач будет достигнута на основе всестороннего использования  потенциала сильного государства, концепция  которого успешно претворяется в  жизнь в нашей стране. Именно государство  выступит гарантом защиты частной собственности, инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь в 2011–2015 годах

Реализация поставленных задач предусматривает концентрацию ресурсов на следующих приоритетных направлениях социально-экономического развития страны.

Развитие человеческого  потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и  увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования.

Инновационный путь развития экономики базируется прежде всего  на человеческом потенциале, что требует  создания условий для эффективного и всестороннего развития всех его  основных составляющих – семейного благополучия, доходов, образования, здоровья, комфортности условий жизни.

Основа гармоничного развития белорусского государства – баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью, создание материальной базы и системы стимулирования творческого развития работника и его высокопроизводительного труда.

Потенциал человека – это потенциал государства, чем богаче человек, тем богаче страна.

Радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых  наукоемких, высокотехнологичных производств.

Ключевая задача пятилетия – формирование нового облика белорусской экономики за счет создания принципиально новых производств, предприятий и отраслей, производящих экспортоориентированную, высокотехнологичную продукцию, в том числе в стратегическом партнерстве с передовыми мировыми компаниями. В этих целях будет создан благоприятный бизнес-климат для отечественных и иностранных инвесторов, что позволит провести структурные преобразования экономики, увеличить выпуск конкурентоспособной инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью, повысить доходы предприятий, граждан и государства. Предусматривается повышение эффективности существующих производств путем включения их в состав интегрированных корпоративных структур, в которые также будут входить научные центры, взаимодействующие с академической и вузовской наукой.

Развитие национальной экономики основывается на новых  знаниях и технологиях. В этих целях предусматривается формирование национальной инновационной системы. На новую правовую основу будет поставлен  процесс коммерциализации результатов исследований и научных разработок. Дальнейшее развитие получит система создания, оборота и охраны прав интеллектуальной собственности. Реализация предусмотренных мер позволит сформировать эффективную национальную инновационную систему, быстро и результативно внедрять передовые достижения науки в производство, что станет основой устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни в стране.

Действующие экономические  институты и механизмы государственного регулирования обеспечили экономический прогресс и социальную стабильность в стране.

В предстоящем пятилетии  предусматривается переход от экономики  директив к экономике инноваций, основанной на деловой инициативе, личной заинтересованности в создании и повсеместном внедрении новых технологий и производств.

Основной целью модернизации экономических институтов и механизмов государственного регулирования является создание стимулов для экономического роста на основе либерализации условий  экономической деятельности субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, формирования благоприятного бизнес-климата, перехода от административных методов регулирования к использованию рыночных стимулов.

Постепенное снижение роли государства в прямом управлении деятельностью организаций потребует изменения системы мотивации деятельности этих организаций, создания реальной заинтересованности в повышении эффективности производства и максимизации прибыли.

Будут сформированы благоприятные  условия для деятельности юридических  лиц всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей на основе:

упрощения и обеспечения  стабильности законодательства, регулирующего  предпринимательскую деятельность;

устранения излишних административных барьеров, особенно в сфере налогового администрирования, контрольно-надзорной деятельности;

использования различных  схем приватизации в целях повышения  эффективности производства, в том  числе на основе привлечения инвестиций в экономику страны;

повышения доступности  кредитно-финансовых ресурсов и развития всех сегментов финансового рынка;

обеспечения стабильности валютного рынка и повышения  устойчивости денежной системы;

формирования полноценной  конкурентной среды и механизмов государственно-частного партнерства;

гармонизации национального  законодательства с международными нормами и правилами в целях дальнейшего интегрирования Беларуси в мировую экономику.

  1. Бюджетно-налоговая политика

В 2006–2010 годах последовательно  проводилась работа по снижению уровня налоговой нагрузки на экономику, упрощению  налоговой системы, сохранению устойчивости и стабильности бюджетной системы, повышению эффективности бюджетных расходов.

Основная цель бюджетно-финансовой и налоговой политики на предстоящее  пятилетие – повышение конкурентоспособности применяемой в республике налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета, поддержание его дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.

Главными задачами в  этой сфере являются:

совершенствование структуры и  механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;

радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;

концентрация бюджетных средств  на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;

оптимизация бюджетных расходов и  повышение эффективности использования  бюджетных средств;

снижение государственного долга  республики.

В национальной налоговой системе предусматривается дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику путем уменьшения налогового давления на прибыль и фонд заработной платы.

Важными направлениями налоговой  политики станут введение общепринятого  в мировой практике механизма переноса убытков на будущие периоды, расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения, совершенствование механизма взимания экологического налога, адаптация платежей за землю и налога на недвижимость к уровню развития рынков земли и недвижимости.

Продолжится работа по совершенствованию  налогового администрирования, в том  числе за счет расширения сферы применения системы электронного налогового декларирования. Предусматривается активное внедрение  международных стандартов финансовой отчетности.

Основой бюджетной политики является повышение эффективности расходования бюджетных средств и управления государственными финансами.

Решение поставленной задачи предусматривает  концентрацию бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны, обеспечение прямой связи государственных расходов с достижением конкретных результатов.

Для повышения эффективности расходования бюджетных ресурсов предстоит оптимизировать сеть бюджетных учреждений.

В целях совершенствования управления бюджетной системой предусматривается переход бюджетов всех уровней к среднесрочному финансовому планированию, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов. Будут разработаны действенные стимулы повышения роли и ответственности регионов в реализации важнейших государственных задач путем расширения их финансовой самостоятельности.

Государственная поддержка реального  сектора экономики должна быть упорядочена, ограничена наиболее эффективными формами  и направлена в основном на внедрение  наукоемких, новых и высоких технологий. Преференции будут сведены к минимуму и напрямую зависеть от конечных результатов производственно-хозяйственной деятельности.

Предусматривается решение задачи сохранения государственного долга  республики на экономически безопасном уровне. Ее реализация будет основана на дальнейшем совершенствовании механизма управления государственным долгом и повышении эффективности использования государственных займов, диверсификации финансовых инструментов государственных заимствований, создании системы управления долгом в органах местного управления и самоуправления.

Реформирование налоговой системы  с одновременной оптимизацией бюджетных  расходов позволит к концу пятилетия  снизить налоговую нагрузку до 26 процентов к ВВП. Дефицит консолидированного бюджета в 2015 году прогнозируется на уровне не более 1,5 процента к ВВП.

  1. Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика в 2011–2015 годах будет проводиться  в комплексе с другими мерами экономической политики и содействовать  созданию условий для поддержания стабильных темпов экономического роста, повышению уровня монетизации экономики и снижению ее долларизации, ликвидации дисбаланса валютного рынка.

Главными задачами денежно-кредитной  политики являются:

содействие поддержанию  финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики;

поддержание низких темпов инфляции с помощью мер экономической  политики Правительства Республики Беларусь и монетарных инструментов Национального банка;

Информация о работе Финансовые аспекты Программы социально – экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 гг