Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 09:20, контрольная работа
В наше время водный транспорт также распространен во всем мире. Большое количество грузоперевозок осуществляется по водным просторам. Так же свою роль играет пассажирское сообщение.
Россия же занимает большое пространство, требующее наличия достаточного количества транспортных коммуникаций.
ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________ст.3
1. ВНУТРЕНИЙ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ___________________________ст.4
2. МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ______________________________________ст.7
3.ПЕРСПЕКТИВЫ ВОНОГО ТРАНСПОРТА_______________________ст.10
4. ПРОБЛЕМЫ ВОДНОГОТРАНСПОРТА_________________________ст.11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________ст.17
4.ПРОБЛЕМЫ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ
Чтобы внутренний водный транспорт
занял достойное место в
Сегодня флот используется неэффективно.
За годы реформ произошло пятикратное
снижение объемов грузоперевозок. Железная
дорога практически вытеснила речников
с рынка перевозок угля и леса, автотранспорт
потеснил поставки минерально-строительных
грузов.
Как активнее использовать традиционные
преимущества речного транспорта - экологическую
чистоту и экономичность, как минимизировать
негативное влияние сезонности и зависимость
от водности? Эти вопросы были поставлены
Морской коллегией при Правительстве
РФ перед секцией АСК "Внутренний водный
транспорт" в рамках подготовки Первой
всероссийской морской конференции. В
состав секции вошли ведущие специалисты
и ученые речного транспорта, определившие
главные "болевые точки" внутреннего
водного транспорта и способы их лечения.
Основополагающий вопрос для судоходства
- состояние внутренних водных путей, особенно
Единой глубоководной системы европейской
части России. О резком ухудшении ситуации
здесь говорят следующие факты: из-за недостаточных
глубин на короле шлюза Кочетовского гидроузла
на Нижнем Дону основной состав флота
идет недогруженным на 20-25%; в связи с ненаполнением
Чебоксарского водохранилища до проектной
отметки участок Нижний Новгород - Городец
протяженностью 60 км большегрузные суда
преодолевают за 2-3 суток; введение одностороннего
движения судов на многих участках Волго-Балтийского
канала (из-за сокращения дноуглубительных
работ) привело к тому, что время кругового
рейса Ярославль - Санкт-Петербург для
танкеров за последние 3 года почти удвоилось;
неудовлетворительное состояние направляющих
причалов, шлюзов, ворот и плотин гидроузлов
существенно увеличивает время шлюзования
судов.
Все это создает реальную угрозу
потери Россией единой глубоководной
системы как транспортной артерии. Параметры
внутренних водных путей и судоходных
гидротехнических сооружений, особенно
межбассейновых каналов, находятся на
критически допустимом для безопасного
судоходства уровне. Ныне только 31% гидросооружений
соответствует нормам безопасности. Темпы
ремонтно-восстановительных работ отстают
от прогрессирующих процессов разрушения,
что повышает вероятность техногенных
катастроф. Даже на канале имени Москвы
отдельные гидротехнические сооружения
находятся в неудовлетворительном состоянии.
По прогнозам ученых, если сегодня существенно
не улучшить внутренние водные пути, то
лет через десять Россия может лишиться
внутреннего водного транспорта. От разделения
Волги в районе Нижнего Новгорода на северный
и южный бассейны, по оценке специалистов,
нас отделяют 7-9 лет.
Современное состояние инфраструктуры
внутренних водных путей, находящихся
в федеральной собственности, не позволяет
эффективно использовать транспортный
флот, снижает скорость продвижения грузов,
ломает четкий график движения пассажирских
судов.
Главная причина резкого ухудшения состояния
внутренних водных путей в том, что уже
много лет их содержание финансируется
федеральным бюджетом менее чем на 50% от
утвержденных нормативов. В то же время
рост цен на дизельное топливо за последние
три года на порядок обгонял индексацию
этих расходов. Так, Региональная служба
по тарифам Волгоградской области в 2005
году увеличила Волго-Донскому каналу
тариф
на потребляемую электроэнергию в 3,5 раза.
Требует изменений и формирование федерального
бюджета в части финансирования текущего
содержания объектов инфраструктуры внутренних
водных путей от базы прошлого года. Формироваться
бюджет должен с учетом утвержденных нормативов
и реального уровня цен и тарифов на топливо
и электроэнергию.
Важный момент: совершенно не учитывается,
что судоходные гидротехнические сооружения
наряду с транспортными функциями играют
исключительную роль в выработке электроэнергии,
водоснабжении, орошении, обводнении рек
и в решении других социально-экономических
задач. Между тем предварительные расчеты
показывают: на содержание и восстановление
конструкций шлюзов, поддерживающих напорный
фронт комплексных гидроузлов, гидроэлектростанций
и находящихся на балансе государственных
бассейновых управлений водных путей
и судоходства Минтранса России, необходимо
почти 1,5 млрд рублей. Деятельность ФГУП
"Канал имени Москвы", связанная с
санитарным обводнением рек Москвы, требует
ежегодно расходовать более 300 млн рублей.
Должен быть разработан порядок, при котором
федеральный бюджет из средств водного
налога возмещал бы затраты на содержание
комплексных гидроузлов ГЭС, а также на
санитарное обводнение рек, орошение земель
и водоснабжение.
В последнее время много говорится о введении
платности внутренних водных путей, но
при этом "забывается", что судоходные
компании уже сегодня финансируют их содержание,
оплачивая портовые и навигационные сборы
в объеме около 500 млн рублей.
Судоходный бизнес не отказывается
участвовать в финансировании инфраструктуры
внутренних водных путей на принципах
государственно-частного партнерства.
АСК поддерживает предложение упорядочить
оплату услуг, предоставляемых
Исходя из финансового состояния судоходных
компаний сумма всех взимаемых с них сборов
не может превышать 15% от общих расходов.
В настоящее время у компаний уходит до
17% на содержание внутренних водных путей.
Для сведения: в Германии эта доля составляет
11%, в США - 13%. А как известно, речной транспорт
этих стран работает круглый год.
Эффективное использование внутреннего
водного транспорта во многом зависит
от того, как построена система управления
отраслью. Проводимая в стране дебюрократизация
экономики предусматривает развитие предпринимательства.
Первоочередные шаги по решению этой задачи
предусмотрены административной реформой
и реформой технического регулирования.
По мнению АСК, необходимо кардинально
ограничить участие государства в управлении
акционерными обществами речного транспорта.
Известно, что крупные судоходные компании
имеют статус стратегических, и государство
участвует в управлении ими, обладая блокирующим
пакетом - 25,5% акций. Между тем наличие
госпакета препятствует росту капитализации
компаний, а представленные в органах
управления государственные чиновники,
как правило, блокируют инвестиционные
проекты (особенно связанные с внешними
заимствованиями). При этом альтернативных
проектов развития предприятий не предлагается,
и никакой ответственности за бездействие
чиновники не несут. Также государственная
политика не должна мешать стабильности
и развитию грузо- и пассажиропотоков.
С этой целью необходимо: исключить практику
установления сезонных скидок с железнодорожных
тарифов на навигационный период на тех
транспортных линиях, где речной транспорт
является альтернативным; упорядочить
таможенные процедуры и тем самым сократить
значительные простои судов в пунктах
пропуска через границу. Сегодня суда
в портах Ростов-на-Дону и Азов из-за этих
процедур теряют в каждом рейсе до двух
суток. Тут полезно использовать опыт
зарубежных стран по упрощенному оформлению
пересечения границы в устьевых портах.
Еще одна, не менее серьезная задача
- обеспечить флот квалифицированными
кадрами. Судоходным компаниям нужны
командиры флота с
академии в течение оговоренного срока.
Такой пилотный проект уже внедрен пароходством
"Волготанкер" и Московской государственной
академией водного транспорта. Судоходная
компания тратит на обучение специалистов
немалые средства. Но это оправданные
затраты. Курсанты получат высокую должность,
хорошую зарплату, "прикипят" к флоту,
увидят перспективу роста и останутся
в пароходстве надолго.
АСК объединяет перевозчиков, на долю
которых уже сейчас приходится более
80% перевозок нефти и
Дальнейшая активизация АСК в области
саморегулирования, а также участие в
этом всех заинтересованных судоходных
компаний и других организаций, деятельность
которых связана с речными и морскими
перевозками, будут содействовать повышению
эффективности внутреннего водного транспорта
России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этой работе я рассмотрела современное состояние водного транспорта в Российской Федерации, его плюсы и минусы, а также указала перспективы и проблемы, связанные с его развитием.
В реферате я выделила такой факт,
что водный транспорт, хоть и не занимает
лидирующего положения в