Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:42, реферат
Снаряжение солдат было тяжелым и неудобным. Вооружение никуда не годилось. Гладкоствольные оружия подходили только для рукопашных схваток, а в стрельбе бессильны против нарезного оружия, что и было одной из главных причин многих неудач в сражениях с «союзниками». Штыковой рукопашный бой русских войск не имел себе равного. Но прежде чем атакующее подразделение достигало противника, оно несло большие потери от его огня. Уже в июне 1855 г. на имя Александра 2 поступили две записки от одного из лучших боевых генералов времени Николая 1 графа Ф.В.Ридигера, в которых он подверг критике существенную военную систему, указал ряд причин неудач русской армии и мероприятия для их устранения.
Введение
В царствование Александра 2 коренной реорганизации подвергалась
вся Россия.
Неудачи в Крымской войне были тяжелым оскорблением для народного
самолюбия и заставили глубже отнестись к их причинам.
Стали очевидными многие слабые стороны как во внутренней
организации войска, так и несовершенство всей системы Военного и Морского министерства. Подготовка офицерского состава была крайне низкой.Образованные офицеры в армии составляли исключение. 60 %, а в некоторых частях и до 80 % являлись недоучками среднеучебных заведений, имевшими за плечами уездные училища или кантонистскую школу, просто домашнее образование или выслужившимися из низкого звания. Образованные офицеры служили в основном в гвардии, которая после события 14 декабря 1825 г. находилась под особым надзором Николая 1. Значительная часть офицеров чванились своим мундиром, с утра до ночи играли в карты, проводила время в попойках и кутежах. Обучение солдат в большинстве случаев лежало на фельдфебелях и унтер – офицерах, применявших жестокие наказания и истязания. Офицеры на это явление смотрели снисходительно. Суровая военная дисциплина грозила солдату ежедневно розгами, плетьми, а то и прогнанием сквозь строй. Шпицрутены в 3000 ударов были обычным делом. Такая жизнь длячеловека, отданного в солдаты, тянулась по закону 25 лет.На службу рекрутов набирали по шести человек с тысячи. Причем
можно было ставить за себя охотника – человека, нанятого для того за
деньги. Заметим, что рекрутская повинность со второй половины 18 столетия лежала исключительно на мещанах и крестьянах. Они не только отбывали ее натурой, но обязаны были также нести с отправлением рекрутства расходы, составлявшие около 5 миллионов рублей в год. Помещики имели право отдавать на военную службу крепостных в наказание за преступления и проступки. Так же, как они ссылали своих крепостных в Сибирь, отправляли для наказания в съезжий дом (помещение при полиции для арестованных) или гноили в тюрьмах.
Снаряжение солдат было тяжелым и неудобным. Вооружение никуда не
годилось. Гладкоствольные оружия подходили только для рукопашных схваток, а в стрельбе бессильны против нарезного оружия, что и было одной из главных причин многих неудач в сражениях с «союзниками». Штыковой рукопашный бой русских войск не имел себе равного. Но прежде чем атакующее подразделение достигало противника, оно несло большие потери от его огня. Уже в июне 1855 г. на имя Александра 2 поступили две записки от одного из лучших боевых генералов времени Николая 1 графа Ф.В.Ридигера, в которых он подверг критике существенную военную систему, указал ряд причин неудач русской армии и мероприятия для их устранения.
Обе записки были одобрены императором и 20 июля 1855 г. создается
специальная «Комиссия для улучшения по военной части» под руководством
Ридигера, а после его смерти – генерала Н.Ф. Плаутина. Однако всякого рода «новшества» воспринимались негативно со стороны военного министра князя В.А. Долгорукова, человека бездарного и ограниченного.
Вскоре после заключения Парижского мира на пост военного министра
вступил генерал-лейтенант Н.О. Сухозанет, о невежественности и
безграмотности которого сочиняли анекдоты.
Тем не менее за 5 лет пребывания на посту министра он принял ряд
существенных мер. По прежним законам взятый в солдаты молодой человек
отрывался от семьи на 25 лет службы, а по выходе в отставку возвращался в семью «чужим и измученным стариком, ненужным и запоздалым гостем», зачастую не имея не кола, ни двора, т. е. ни крова, ни средств к жизни. Солдатские дети брались в военные кантонисты и потомственно предназначались для военной службы».
Высочайшим указом 25 декабря 1856 г. все солдатские дети были
исключены из военного ведомства и обращены в свободные податные сословия.
Этой мерой, как уже отмечалось, Александр 2 возвратил в семейства около 400 тысяч солдатских детей, получивших при этом гражданские права свободных людей.
В 1857 г. Окончательно были отменены военные поселения, введенные с
1810 г. В 1859 г. обязательный срок службы в сухопутных войсках был сокращен до 15, а во флоте до 14 лет.
Численность армии вместе с ополчением, составлявшая на 1 января 1856
г. 2275 тыс. человек, была сокращена в течении года до 850 тыс. Ополчение распущено. На ј уменьшился призыв рекрутов, сократились тягостные для народа квартирные и постойные повинности. Однако для проведения необходимых коренных преобразований Сухозанет был непригоден.
Важные реформы начались в армии после назначения военным министром 9
ноября 1861 г. генерал-адъютанта Дмитрия Алексеевича Милютина, видного
общественного и государственного деятеля, высокообразованного человека,
примыкавшего к кругу либеральной бюрократии, близкого к великому князю
Константину Николаевичу
и великой княгине Елене
Программа деятельности
С первых шаговсвоей
высокой должности Д.А. Милютин показал себя решительным, убежденным и
стойким поборником обновления России в духе тех начал справедливости и
равенства, которыми отмечена эпоха великих реформ второй половины 19 века.
«С назначением меня военным министром, - писал Милютин, - я счел
своей обязанностью немедленно же заняться составлением общей программы
предстоящей мне деятельности… Составление такой программы потребовало
всестороннего пересмотра и обсуждения всех частей нашего военного
академии полковник В.М. Аничков и Н.Н. Обручев, дежурный
генерал Главного штаба, а с 1866 г. его начальник Ф.Л. Гейден, директор
канцелярии Военного министерства генерал К.П. Кауфман и другие.
На регулярно проводимых совещаниях под руководством Милютина тщательно обсуждались различные вопросы намечавшихся преобразований. «Он один в России, - говорит о нем Б.Н. Чичерин, - мог совершить то великое дело которое тогда представляло: преобразовать русскую армию из крепостного в свободную, приноровить ее к отношениям и потребностям обновленного общества; при радикально изменившихся условиях жизни, не лишая ее, однако,тех высоких качеств, которые отметили ее при прежнем устройстве». Для разработки наиболее важных проблем создавались особые комиссии. В результате общая программа военных преобразований была готова менее чем в два месяца и 15 января 1862 г. представлена Александру 2 в виде всеподданнейшего доклада, состоявшего из 10 разделов по основным направлениям военного дела. Этот доклад, утвержденный императором в конце января стал программой практических действий Милютина. Он охватывал буквально все области военного управления и организации армии, ее комплектование, вооружение, обучение и воспитание и др.
Главным принципом новой организации вооруженных сил Милютин считал:
«развивать в наибольшей соразмерности боевые силы в военное время при
наибольшем числе наличных войск в мирное время».
Именно такая потребность
возникла в ходе Крымской
поставленной задачи в империи был создан так называемый запас людей,
знакомых с военным делом, которых в любое время можно было призвать в
армию.
За счет сокращения
сроков военной службы
уменьшена с 1132 тыс. человек в 1864 до 742 тыс. человек в 1867. Части были
переведены на сокращенные штаты мирного времени, значительно возрос
обученный запас.
Реорганизация управления.
Одной из первых реформ явились реорганизация центрального военного управления и создания местных
органов управления в виде военных округов.
Военное министерство к началу реорганизации, по словам Милютина,
представляло собой «орган неудобств, проволочек и пререканий». Оно включало
в себя ряд департаментов. Так, Генеральный штаб занимался вопросами
размещения войск, разработка дислокационных карт. Императорский
департамент ведал личным составом и внутренним устройством войск, исключая
артиллерийские и инженерные части, не подчинявшийся военному министру.
Провиантский департамент
денежным и вещевым снабжением войск, организацией госпиталей и их
обеспечением.
Медицинским и ветеринарным
обслуживанием занимался
департамент. Военно-судебные дела находились в компетенции аудиторского
департамента.
Артиллерийский и
инженерный департаменты
Подготовка военных кадров
была в руках главного
учебных заведений, также независимо от военного министра.
Д.А. Милютин стремился к тому, «чтобы привести все здания в стройный
вид и упростить весь сложный механизм его, а для этого признано было
полезным слить вместе все части, однородные по кругу действий, и
уничтожить лишние наросты, которые в течении времени образовались более или менее случайно, без всякого плана.
В 1863 г. состоялась
реорганизация департамента
1 января 1869 г.
Александр2 утвердил новое «
министерстве», в котором верховное начальство над всеми сухопутными силами империи сосредоточивалось в особе государя-императора.
Военное
министерство по новой
инспектора кавалерии, инспектора стрелковых батальонов и комитета о
раненых. При военном совете было образовано 5 главных комитетов: военно-
кодификационный, по устройству и образованию войск, военно-учебный, военно-госпитальный и военно-тюремный. К Военному министерству был причислен также главный священник армии и флота.
Ранее служба офицеров, причисленных к Генеральному штабу, не давала им преимуществ. Самое большее, на что могли рассчитывать генштабисты, - это должность обер-квартирмейстера корпуса. В большинстве же случаев они дивизионными квартирмейстерами (обер-офицерская должность, на которую допускались сначала подполковники, а затем полковники). Офицеры Генерального штаба были оторваны от войск и не могли претендовать на высшее должности в армии. Переход их в строевые части, где оклады были выше,представлял определенные трудности.
Ввиду этого желающих служить в Генеральном штабе становилось все
меньше. Необходимо было изменить ситуацию.
В 1865 г. вышло «Положение для Генерального штаба», дававшее право
причисленным к нему офицерам занимать должности, не только относящиеся по штабу к Генеральному штабу.
По положению устанавливалось правило: прежде чем получить назначенное
командиром полка, необходимо не менее года командовать отдельными частями.
Это, с одной стороны приближало к войскам, а с другой, - давало более
широкую возможность продвижения по службе.
В свою очередь
предъявляли повышенные
офицеров Генерального штаба.
Д.А. Милютин добился
уравнения в чинах между
армейскими офицерами, причисленных к Генеральному штабу.
После некоторого колебания Александр 2 утвердил представление
военного министра о том, чтобы все офицеры Генерального штаба, при каких бы войсках они не стояли, имели одну общую линию производства, одинаковую гвардию чинов и носили одинаковый мундир.
Такие меры
подняли значение офицера
Одновременно
с преобразованием в
проходила и реорганизация местного военного управления.
В период 1862 – 1867 г.г. была осуществлена военно-окружная
реформа. Целью ее было устранить главный недостаток существовавшей в то
время системы военного управления – чрезмерной централизации, сковывающей инициативу и самостоятельность руководства на местах в решении даже мелких вопросов. Приказом военного министра Милютина от 6 июли 1862г. в виде опыта в августе того же года были созданы Варшавский, Виленский, Киевский, в декабре 1862 г. Одесский и в 1864 г. Рижский военные округа.