Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 20:33, реферат
Характерной чертой современного этапа развития мировой экономики является международная экономическая интеграция. В переводе с латинского языка integrum – целое, integration – восстановление, восполнение. Значит интеграция – это процесс объединения, сближения и взаимопроникновения. Международная экономическая интеграция представляет собой процесс сближения экономик нескольких государств, что в дальнейшем может повлечь полное соединение стран в единый хозяйственный комплекс.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. История и предпосылки интеграционных связей в Северной
Америке
1.1. Предпосылки развития интеграционных связей
1.2. Начало интеграционных процессов в североамериканском регионе 1.3. Этапы интеграционного процесса
Глава 2. Анализ форм и особенностей взаимодействия стран в рамках
НАФТА
2.1. Основные положения трехстороннего договора
2.2. Структура НАФТА
2.3. Роль стран и их экономические характеристики в НАФТА
Глава 3. Современное состояние НАФТА и перспективы развития
3.1. Положительные и отрицательные стороны интеграции 18
3.2. Перспективы развития НАФТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемых источников и литературы
Глава 2. Анализ форм и особенностей взаимодействия стран в рамках НАФТА
2.1. Основные положения трёхстороннего договора
Страны руководствовались различными мотивами создания регионального экономического блока Северной Америки; при этом свою определенную роль сыграли экономические, политические и социальные соображения.
Основной целью создания НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю между США, Канадой и Мексикой. Данное соглашение является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права.
Цели НАФТА были определены в ст. 102 Договора:
1. снятие торговых барьеров и содействие свободному движению товаров и услуг между странами;
2. установление справедливых условий конкуренции в области свободной внешней торговли;
3. значительное увеличение инвестиционных возможностей на территории трёх стран;
4. обеспечение необходимой и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности на территории каждой из стран;
5. эффективное выполнение и применение данного соглашения;
6. установление рамок для дальнейшего регионального и многостороннего сотрудничества с целью увеличения и расширения преимуществ данного соглашения.
Несмотря на договорённости между странами-участницами, США, Канада и Мексика сохраняют своё внешнеторговое законодательство, так как создание таможенного союза не предусмотрено. Тем не менее, содержание договора существенно превосходит цели формирования простой зоны свободной торговли товарами.
В общем, договор о создании НАФТА подразумевает постепенное сокращение торговых и инвестиционных барьеров, а также включает вопросы инвестирования, либерализации сферы услуг, прав на интеллектуальную собственность, экологических аспектов, трудового сотрудничества и межгосударственного механизма разрешения споров.
2.2. Структура НАФТА
НАФТА обладает четкой организационной структурой. Комиссия по свободной торговле является центральным институтом НАФТА. Данный орган наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие между странами. Она также следит за работой более чем 30 комитетов и рабочих групп НАФТА.
Министры торговли стран-участниц согласились, что Комиссии будет оказывать содействие Координирующий секретариат НАФТА (NCS), создание которого планировалось на конец 1997 года. Секретариат призван служить официальным архивом работы НАФТА и исполнять роль рабочего секретариата при Комиссии.
НАФТА предусматривает дальнейшую работу по оказанию помощи в достижении создания зоны свободной торговли. В соответствии с Соглашением, с целью способствования торговле и инвестициям, обеспечения эффективного выполнения норм НАФТА и их администрирования, было создано более 30 рабочих групп и комитетов. Основные области, в которых ведется работа по созданию норм, включают в себя происхождение товаров, таможни, торговлю сельскохозяйственными товарами и субсидии в эту область экономики, стандартизацию товаров, государственные поставки и передвижение деловых людей через границы. Эти рабочие группы и комитеты ежегодно представляют отчет Комиссии НАФТА.
Рабочие группы и комитеты НАФТА также помогают сделать процесс претворения соглашения в жизнь более гладким, обеспечить создание форума для изучения способов дальнейшего реформирования торговли между странами-участницами. Кроме этого, рабочие группы и комитеты НАФТА обсуждают спорные вопросы, возникшие между странами, на ранней стадии их развития, дабы избежать длительных процедур разрешения споров.
В настоящее время большая часть торговли, осуществляемой в Северной Америке, происходит в соответствии установленными нормами НАФТА и Всемирной организации торговли (ВТО). Но всё же в сфере торговли возникают спорные вопросы, при этом НАФТА выступает за дружеское разрешение споров государств, чьи интересы затронуты, с помощью комитетов и рабочих групп НАФТА или других органов. НАФТА предусматривает скорое и эффективное рассмотрение проблемы группой экспертов, если стороны не находят взаимовыгодного решения данной проблемы.
Разрешением споров, возложено на канадскую, американскую и мексиканскую национальные секции Секретариата НАФТА.
Для разрешения вопросов, связанных с инвестициями, НАФТА использует процедуры "смешанного" арбитража между инвестором, чьим интересам наносится ущерб, и заинтересованным правительством, основываясь на общих процедурах установленных канадскими соглашениями о защите иностранных инвестиций и Мировым банковским центром урегулирования споров, связанных с инвестициями.
На национальные секции НАФТА возложена ответственность и за разрешение споров по другим соглашениям о свободной торговле, заключенными этими странами не в рамках НАФТА.
2.3. Роль стран и их
экономические характеристики
В результате реализации Североамериканского соглашения о свободной торговле улучшились макроэкономические показатели стран-участниц, а именно: возросли размеры ВВП, увеличился взаимный товарооборот и объём инвестиционного потока. Также произошло повышение конкурентоспособности у американских и канадских корпораций, снизились издержки за счёт перемещения производства в Мексику, так как рабочая сила там дешевле.
Соглашение позволило Мексике ускорить темпы социально-экономического развития и проведение масштабных экономических реформ. Для Мексики вступление в НАФТА дало возможность выхода на американский рынок, а также увеличения притока иностранных инвестиций. Мексика добилась твёрдого экономического роста. Многие иностранные компании стали переносить свою деятельность на территорию Мексики с целью проникновения на американский и канадский рынки. Прямые иностранные инвестиции в Мексику резко возросли. Привлекательность Мексики для иностранных предпринимателей связана во многом с низким уровнем жизни (низкой оплатой труда) и низкими экологическими стандартами. Из-за участия в НАФТА экономика Мексики сильно изменится в соответствии с соглашением, и это может означать, что в будущем возвращение к экономической самостоятельности станет практически невозможным.
Канада активно выступает за расширение зоны свободной торговли и считает, что в первую очередь в блок должны вступить Чили, Колумбия и Аргентина. В 1996 г. Канада заключила двустороннее соглашение с Чили о свободной торговле по образцу НАФТА, а также два дополнительных – о регулировании трудовых отношений и об охране окружающей среды. Также были заключены двусторонние соглашения со многими странами Латинской Америки. Канада активно пропагандирует идею об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом. Вступление в НАФТА выгодно отразилось на канадской экономике: объём экспорта резко увеличился, был обеспечен доступ товаров на мексиканский рынок. Также вступление в НАФТА позволило Канаде модифицировать некоторые положения CUSFTA.
В результате заключения
Североамериканского
* были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров, что позволило закупать многие товары дешевле;
* увеличился рынок сбыта, за счёт доступа на рынки стран-соседей;
* были обеспечены поставки сырья, материалов и полуфабрикатов из стран-участниц;
* появилась возможность снижения издержек производства;
* создание НАФТА заметно увеличило конкурентоспособность США на фоне других интеграционных объединений.
Участие США в региональном интеграционном процессе обеспечило положительное воздействие на внутреннюю экономику.
НАФТА обладает мощным (особенно благодаря США) экономическим потенциалом. Ежегодный объем производства товаров и услуг США, Канады и Мексики равняется 5 триллионам долларов, а их доля в мировой торговле составляет почти 20%.
Главное отличие НАФТА от других интеграционных объединений – различная степень экономической зависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады резко отличается от прочной американо-канадской и мексикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу. Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.
Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что её участники находятся на разных уровнях экономического развития. Мексика в отличие от США и Канады находится на уровне экономически отсталого государства, и пока еще заметно отстает от этих стран по основным базовым показателям.
Разница в размерах ВВП на душу населения между Мексикой и США достигает 6,6 раза, а с Канадой – 4,1 раза. Столь существенный разрыв в уровнях экономического развития стран-членов затрудняет создание единого хозяйственного комплекса.
Ещё одним отличием от других группировок является лидирующие положение США, что и создаёт среду потенциальных конфликтов.
Глава 3. Современное состояние НАФТА и перспективы развития
3.1. Положительные и отрицательные стороны интеграции
Главным положительным эффектом является высокий темп роста инвестиций. Вместе с тем имеются и противоречивые, неоднозначные последствия в деятельности НАФТА.
В США и Канаде исчезают высокооплачиваемые рабочие места по мере увеличения объемов импорта из менее развитых индустриальных стран, одной из которых является Мексика. У Мексики также есть причины для беспокойства: американские и канадские ТНК, проникая в страну, уничтожают малые и средние промышленные предприятия. Таким образом в рамках НАФТА было уничтожено 28000 мексиканских малых предприятий, которые не выдержали конкуренции со стороны крупных зарубежных компаний.
В декабре 1994 г. в Мексике разразился валютный кризис, в связи, с чем произошёл обвал фондового рынка, падение курса мексиканского песо и отток краткосрочных капиталов. Соединенные Штаты вынуждены были реагировать на ситуацию мгновенно. МВФ предоставил Мексике заём, причём его размеры были в три раза больше обычных займов, которые ранее практиковались фондом. В целом из различных источников Соединенные Штаты смогли мобилизовать 51 млрд. долл. США для стабилизации финансово-экономического положения своего южного соседа. НАФТА не только смогла выстоять в период мексиканского кризиса, но и в дальнейшем показала свою жизнеспособность.
Следует отметить, что в США НАФТА рассматривается как структура, выходящая по своему значению за рамки свободной торговли между тремя странами-участницами. В политическом плане предполагается создание «сообщества демократий Западного полушария». В торгово-экономическом плане в Вашингтоне рассчитывают на то, что НАФТА станет ядром интеграционного объединения, охватывающего весь американский континент. В тексте договора (НАФТА) предусмотрены перспективы и некоторые механизмы расширения североамериканской зоны свободной торговли.
3.2. Перспективы развития НАФТА
С возникновением и развитием НАФТА усилилась конкурентная борьба между тремя мировыми лидерами - Северной Америкой, Западной Европой и Японией.
Для Мексики интеграция в общий рынок произошла болезненно, в отличие от США и Канады, поскольку она стартовала с более слабых экономических позиций. Если в ЕС существует компенсационный финансовый механизм, то в НАФТА он отсутствует.
Существуют отрицательные последствия деятельности НАФТА и для высокоразвитых стран-участниц - в частности, на сокращение рабочих мест, особенно в промышленных районах. Потеря рабочих мест в США связана с тем, что в Мексике дешёвая рабочая сила и поэтому многие компании стали переносить туда своё производство. Приток дешевой рабочей силы из Мексики на североамериканский рынок труда оказывает отрицательное воздействие на рост заработной платы в США и Канаде.
Из-за высокой зависимости от американского рынка возросла уязвимость экономик Канады и Мексики. Она проявляется в периоды экономических спадов в США, при колебаниях в их торгово-политическом режиме и в кризисных ситуациях.
Но при всём этом наблюдается значительный рост общего оборота торговли всех трех стран. Заметно вырос объем прямых американских инвестиций в Канаде и Мексике, экспорт услуг из США (особенно финансовых). Снизился уровень нелегальной иммиграции. Американские компании получили преимущества перед зарубежными конкурентами в «обслуживании» канадского и мексиканского рынков.
Несмотря на некоторые отрицательные аспекты, преобладают положительные оценки перспектив развития НАФТА. Его рассматривают как основу для более широкой интеграции стран всего западного полушария. Условия НАФТА предоставляют возможность вступления в эту организацию новых государств, не устанавливают каких-либо географических ограничений. В политическом плане предполагается создание в перспективе «сообщества демократий западного полушария» - своего рода конфедерации американских стран с прозрачными границами и единой экономикой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе курсовой работы была раскрыта сущность Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА). Также были определены объективные предпосылки, цели, задачи и преимущества развития интеграционных связей в североамериканском регионе.
Определив предпосылки развития интеграционных связей в Северной Америке, становится ясно, что объединение трёх стран было обусловлено рядом факторов. Среди которых и общность культуры, и географическое положение, и желание поднятия экономического уровня, и наличие взаимодополняющих структур экономики. Но главным из факторов остаётся активизация интеграционных связей в Европе и Азиатско-тихоокеанском регионе, растущая мощь Японии, социально-политические реформы в странах Латинской Америки.
Изучив положение стран в НАФТА можно с уверенностью говорить о том, что США занимает главенствующую роль в данном соглашении. Это неудивительно, ведь благодаря США НАФТА обладает мощным экономическим потенциалом. Главное отличие НАФТА от других интеграционных группировок – экономическая зависимость США, Канады и Мексики. Участники НАФТА находятся на разных уровнях экономического развития.
Определив и проанализировав положительные и отрицательные стороны интеграции в рамках НАФТА, можно определить выгоды стран-участниц, а также те аспекты, которые удерживают страны в данном интеграционном блоке.
В результате реализации
Североамериканского
Информация о работе Североамериканская зона свободной торговли