Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 23:27, реферат
Последние десятилетия XX века отмечены крупнейшими техническими и природными авариями, катастрофами во многих странах мира. К ним относятся аварии на АЭС, на химических производствах, на объектах железнодорожного транспорта, автомобильного, воздушного и морского транспорта, а также природные катастрофы, как землетрясения, наводнения, тайфуны. В настоящее время на всех континентах земли продолжают эксплуатироваться многие тысячи опасных объектов с такими запасами радиоактивных веществ, отравляющих и взрывчатых веществ, которых достаточно для нанесения невосполнимых потерь окружающей среде и даже для полного уничтожения жизни на земле.
Введение………………………………………………………………………..3
Раздел I ………………………………………………………………………..5
Классификация функций……………………………………………………...6
Раздел II ………………………………………………………………………..13
Классификация ЧС……………………………………………….....................16
Роль государства при ЧС, природного, экологического и техногенного характера ………………………………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………….28
Литература…………………………………………………………………......30
2.2. Роль государства при ЧС природного, экологического и техногенного характера.
По природе возникновения ЧС можно разделить на техногенные, природные, экологические, антропогенные, социальные и комбинированные. К техногенным относятся чрезвычайные ситуации, происхождение которых связано с техническими объектами: взрывы, пожары, аварии на химически опасных объектах, выбросы РВ на радиационноопасных объектах, аварии с выбросом экологически опасных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспечения, транспортные катастрофы и др.
К природным относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и др.
К экологическим бедствиям (ЧС) относятся аномальные изменения состояния природной среды: загрязнения биосферы, разрушение озонового слоя, опустынивание, кислотные дожди и т. д.
К биологическим ЧС относятся: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.
К социальным ЧС — события, порождаемые обществом и происходящие в обществе: межнациональные конфликты с применением силы, терроризм, грабежи, насилия, противоречия между государствами (войны), голод и др.
Антропогенные ЧС- следствия ошибочных действий людей.
Характер развития ЧС. Возникновение ЧС обусловлено наличием остаточного риска. В соответствии с концепцией остаточного риска абсолютную безопасность обеспечить невозможно. Поэтому принимается такая безопасность, которую приемлет и может обеспечить общество в данный период времени.
Условия возникновения ЧС: наличие источника риска (давления, взрывчатых, ядовитых, РВ); действия фактора риска (выброс газа, взрыв, возгорание); нахождение в очаге поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.
Анализ причин и хода развития ЧС различного характера показывает на их общую черту — стадийность. В интересах профилактики целесообразно выделить пять стадий развития аварий и чрезвычайных ситуаций:
В целом па развитие государства ЧС оказывают тормозящее действие: происходит потеря ресурсов, используемых на социальное и экономическое развитие; в зависимости от масштабов текущие программы развития могут быть прерваны с целью перевода ресурсов из долгосрочных программ па программы по ликвидации последствий ЧС и осуществление программ реконструкции; ухудшается инвестиционная картина, возможен рост безработицы и спад рыночного спроса в регионе ЧС, что ведет к стагнации экономики; оказывает негативное влияние на частный сектор экономики, который несет при этом как прямые, так и косвенные убытки.
Рассмотрим общую картину ЧС природного и техногенного характера в Украине. Территория Украины расположена в центре европейской части земного шара и равна 603,7 тыс. км2. Средняя плотность населения 86 человек на 1км2, а в восточных районах, где промышленные области, плотность населения увеличивается и составляет около 200 человек на 1км2. По состоянию на 5 декабря 2001 года количество население Украины составляло 48 млн. 416 тыс. человек.
Сегодня на Украине, в связи с опасными природными ситуациями, авариями и катастрофами, обстановка характеризуется очень сложной.
К примеру данные по Украине за последние годы. (Таблица №1)
Чрезвычайные ситуации |
1995г. |
1996г. |
1997г. |
1998г. |
Техногенного характера |
111 |
205 |
816 |
1998 |
Природного характера |
28 |
136 |
253 |
3996 |
Другого характера |
* |
* |
833 |
7992 |
Оползни характерны для
западных областей Украины. Были в Закарпатской,
Ивано-Франковской, Черновицкой, Николаевской,
Харьковской, Днепропетровской областях
и в Крыму. В промышленных районах
Прикарпатья, Крыма, Донбасса, Одессы,
Днепропетровска произошло 138 тысяч оползней. Всего на Украине
1810 промышленных объектов, где хранятся,
используются как сырье СДЯВ более 283 тыс.
тонн, в том числе 9,8 тыс. тонн хлору, 178,4
тыс. тонн аммиака. Всего в зонах химического
заражения от этих объектов могут оказаться
около 20 млн. человек (38,5 % населения Украины).
Тенденция в настоящее время такова, что
совокупные масштабы прямых и косвенных
потерь (людских, экономических, интеллектуальных
и других) от поражающих факторов ЧС природного
и техногенного характера с каждым годом
возрастают на 10—30%, и приближаются к критической
отметке. При ее достижении, самостоятельно
ни одно государство мира, включая Российскую
Федерацию, будет не в состоянии их восполнить
за счет собственных ресурсов без утраты
своего поступательного социально-экономического
развития потому, что программы восстановления
и реконструкции экономики и инфраструктуры потребуют значительно больше материальных
и финансовых средств, чем любые другие
программы. Для разрешения этих противоречий
требуется целенаправленная ориентация
и использование все более значительной
части научно-технического и производственно-хозяйственного
потенциала всего мирового сообщества.
По оценкам экспертов, расходы на эти цели
в каждой стране должны составлять не
менее 2% расходной части ее бюджета. К
этому следует добавить, что развитие
средств ведения вооруженной борьбы и
их огромные поражающие свойства, увеличение
количества военных конфликтов, несмотря
на усиление тенденций к формированию
многополярного мира и создание предпосылок
для демилитаризации международных отношений,
привели к значительному росту масштабов
поражения населенных пунктов, мирных
жителей, объектов экономики и среды обитания.
Исходя из этого можно сказать, что без
решения задач по предупреждению ЧС природного,
техногенного и военного характера и ликвидации
негативных последствий (в том числе отдаленных)
от их поражающих факторов, практически
невозможно обеспечить конституционные
права и свободы человека; реализовать
курс ее устойчивого развития, и на этой
основе достичь основных национальных
целей: социально-экономического и научно-технического
прогресса; повышения уровня жизни народа;
сохранения и приумножения национального
достояния и национальных ценностей; защиты
национальных интересов страны во всех
сферах и усиления ее позиций на международной
арене. При этом, как показывает опыт ликвидации
последствий радиационных аварий на Чернобыльской
АЭС, а также производственном объединении
“Маяк”, землетрясений в Армении и на
Сахалине, взрывов железнодорожных составов
с промышленными взрывчатыми веществами
на станциях Арзамас-I и Свердловск-Сортировочный,
железнодорожной катастрофы в Башкирии,
ставшей следствием взрыва газовоздушной
смеси, образовавшейся в результате аварии
на проходящем рядом продуктопроводе,
и ряде других крупных аварий, стихийных
и иных бедствий, решение задач по предупреждению
и ликвидации ЧС требует консолидации
всех слоев общества, привлечения значительных
людских, финансовых, материальных, интеллектуальных
и других ресурсов, выполнения научно
обоснованного комплекса мероприятий.
Первым шагом в преодолении двойственности
и противоречий, как показывает анализ
теории и практики защиты населения от
ЧС, должно быть преобразование этих систем
и создание на их базе государственной
системы защиты населения от чрезвычайных
ситуаций в стране. Такой процесс является
объективно необходимым. Эффективная
и отлаженная система обеспечения безопасности
общества, народа и государства от ЧС в
мирное время при известной подготовке
способна успешно решать задачи и в военное
время. При этом следует отметить, что
с введением нового наименования системы:
фактически сохраняются существующее
организационное построение и единство
органов управления и сил, а также системы
управления ими, материально-технического,
финансового и других видов обеспечения
их действий с одновременным усилением
единоначалия и персональной ответственности
соответствующих должностных лиц за порученное
дело; остаются в силе все без исключения, сформулированные
применительно к ГО требования норм Женевских
конвенций о защите жертв войны (1949г.) и
Дополнительного Протокола №1 к ним (1977г.),
а также других международных правовых
документов в данной сфере. Не потребуется
существенного изменения и переработки
методических и нормативных документов,
регламентирующих планирование действий
органов управления и сил, профессиональную
подготовку специалистов, оповещение
населения и органов исполнительной власти
о возникновении ЧС, организацию и ведение
аварийно-спасательных и других неотложных
работ и оказание помощи пострадавшему
населению, т.е. остается практически неизменной
система технических норм права.
Объединение этих систем, а также разработка
и принятие соответствующего единого
системообразующего федерального закона
“О защите населения от чрезвычайных
ситуаций”, определяющего правовые основы
данной защиты в мирное и военное время,
не будет противоречить требованиям Конституции.
Теоретико-правовым обоснованием этого является, во-первых, то, что обеспечение безопасности и защищенности народа (гражданина), общества и государства от ЧС различного характера может быть как предметом исключительного ведения Российской Федерации, так и предметом совместного ведения Российской Федерации, и ее субъектов. Это также будет соответствовать мировому опыту строительства систем защиты населения от ЧС природного, техногенного и военного характера. Тем более, как показывает анализ, в промышленно развитых странах мира (США, Германии, Франции, Великобритании, Японии и других) подобного деления таких систем у них нет. Их национальные системы имеют задачи мирного и военного времени. Функционирование этих систем обеспечивается хорошо отработанным и развернутым (по вертикали и горизонтали) соответствующим внутригосударственным законодательством, позволяющим осуществлять подготовку органов власти и управления, объектов экономики, сил и средств, населения всех категорий к действиям в различных условиях обстановки, привлекать людские, финансовые и материальные ресурсы. Признавая роль предупреждения чрезвычайных ситуаций важнейшей и отдавая этой системе пальму первенства в повышении безопасности государства, общества и народа (гражданина), в то же время нельзя не развивать систему ликвидации последствий ЧС, не разрабатывать новые методы, способы и технологии ведения аварийно-спасательных работ и их всестороннего обеспечения, в т.ч. и правового. Одной из важнейших задач здесь является определение правового статуса зон ЧС и установление режимов служебной и производственно-хозяйственной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений (независимо от организационно-правовой формы и вида собственности), общественных объединений и граждан на пострадавших территориях. Данная задача стала весьма актуальной из-за резкой общественной реакции на события, связанные с аварией на Чернобыльской АЭС, итогами проведения подземных ядерных взрывов в военных и народнохозяйственных целях, а также некоторыми бедствиями и экстремальными ситуациями, которые за последнее время имели место на территории России.
Все это является архиважным для повышения роли права в деятельности органов исполнительной власти. Особенно для исключения случаев превышения ими своих полномочий и произвола при отнесении к статусу чрезвычайной ситуации “обстоятельств”, хотя и нарушающих нормальные условия жизнедеятельности людей, но никоим образом не связанных по природе своего происхождения с воздействием сил природы, авариями на объектах экономики и инфраструктуры, а также с нарушениями санитарно-эпидемиологических, санитарно-гигиенических и иных правил.
Совершенно очевидно, что преодолению такого положения и коренному его изменению в лучшую сторону, будет способствовать повышение роли правовой экспертизы, как принимаемых, так и всех ранее принятых нормативно-правовых актов, обеспечивающих в той или иной мере реализацию задач в сфере защиты населения от ЧС, поскольку их нормы и требования затрагивают фундаментальные права и конституционные свободы человека и гражданина. В нормотворческой и правоприменительной практике такой порядок установлен Президентом Российской Федерации в качестве основного элемента правового обеспечения в формировании и функционировании российской государственности. От его неукоснительного соблюдения будет зависеть не только состояние взаимоотношений между субъектами права, возникающих в сфере защиты населения от ЧС, но и дальнейшее развитие и совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы.
Стратегической задачей здесь является формирование законодательства о защите населения от ЧС в стране, правовые нормы которого по своей идеологии и направленности позволят говорить о такой защите как об общесоциальной функции государства.
Одновременно следует добиться:
- качественного изменения правового статуса органов управления, уполномоченных на решение задач в сфере предупреждения и ликвидации ЧС различного характера;
- определения главного направления в их деятельности, связанного с формированием соответствующего законодательства и осуществлением нормативного регулирования, а также выполнения специальных, надзорных, контрольных и разрешительных функций.
В конечном итоге реализация намеченного позволит устранить пробелы и коллизии в нормативно-правовом обеспечении защиты населения от ЧС различного характера и иметь в стране эффективную систему их предупреждения и ликвидации. Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает в себя следующие мероприятия:
* оповещение населения
об опасности, информирование
его о порядке действий в
сложившихся чрезвычайных
* эвакуация и рассредоточение;
* инженерная защита населения и территорий;
* радиационная и химическая защита;
* медицинская защита;
* обеспечение пожарной безопасности;
* подготовка населения
в области гражданской обороны
и защиты от чрезвычайных
Таким образом, в поставленной передо мной задаче, я пришла к следующим выводам:
Чрезвычайная ситуация (ЧС)— обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. История развития человеческого общества неразрывно связана с реальными ЧС природного, техногенного, эпидемиологического, социального характера. По природе возникновения ЧС можно разделить на техногенные, природные, экологические, антропогенные, социальные и комбинированные.
Признавая роль предупреждения чрезвычайных ситуаций важнейшей и отдавая этой системе пальму первенства в повышении безопасности государства, общества и народа (гражданина), в то же время нельзя не развивать систему ликвидации последствий ЧС, не разрабатывать новые методы, способы и технологии ведения аварийно-спасательных работ и их всестороннего обеспечения, в т.ч. и правового.
Все это является архиважным для повышения роли права в деятельности органов исполнительной власти. Рассматривая эту проблему в историческом плане, нетрудно заметить тенденцию, заключающуюся в том, что по мере развития цивилизации, технического прогресса роль и влияние государства в обеспечении защиты населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, природных, техногенных и экологических катастроф неуклонно возрастало. В конце ХХ века во многих государствах мира пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика. Одной из первых на этот путь встала Россия.
Еще уроки Чернобыльской катастрофы 1986г. подвели Россию к пониманию необходимости решения вопросов предотвращения катастроф и ликвидации их последствий на государственном уровне. Трагедия землетрясения в г. Спитак в 1988г. (в Армении) заставила форсировать принятие решений по данному вопросу (Рис. 1).
Реализация государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе соответствующих законов и нормативных правовых актов, через разработку и реализацию федеральных и региональных целевых программ. А также научно-технических программ, планов развития и совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, а также с помощью комплекса мер организационного, инженерно-технического, экономического и административного характера. Поставленные задачи решены, тема сообщения раскрыта.
Информация о работе Специальные функции государства в сфере Гражданской защиты