Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 18:13, лекция
Терроризм сегодня - Это - мощнейшее оружие, инструмент, используемый
не только в борьбе против Власти, но очень часто - и самой властью для
достижения своих целей.
Современный терроризм выступает в форме: международного
терроризма (террористические акты, имеющие международный масштаб);
Внутриполитического терроризма (террористические действия, направленные
против правительства, каких-либо политических группировок внутри стран, или
имеющие цель дестабилизации внутренней обстановки); уголовного терроризма,
преследующего чисто корыстные цели.
радикализма и экстремизма, он не склонен останавливаться ни перед чем для
достижения своих целей.
В свете вышеизложенного чрезвычайное значение приобретает задача
координации международных усилий в борьбе с терроризмом.
Акты терроризма, составляющие по своей сути международные
преступления, наносят непоправимый ущерб международному правопорядку в
целом. Это обстоятельство требует консолидации усилий целого ряда
государств в масштабах
право выработало целый ряд международных конвенций универсального и
регионального характера, которые на основе четких критериев устанавливают в
качестве предмета своего правового регулирования взаимное сотрудничество
государств в борьбе с международным терроризмом.
Еще перед Второй мировой войной под эгидой Лиги Наций были
разработаны Конвенция о предотвращении терроризма и наказании за
террористические действия и Конвенция о создании Международного суда (1937
г.). Хотя эти документы не были приняты, однако были выработаны общие
понятия, указано на необходимость сочетания международно-правовых норм и
национальных законодательств по борьбе с терроризмом.
Проблема терроризма в России
В России
проблема терроризма в
характер. Среди острых политических, экономических и социальных проблем,
которые приобрела Россия на исходе ХХ века, терроризм представляет одну из
главных опасностей. Для России это явление не есть порождение века
нынешнего, атрибут урбанизации. Истоки российского терроризма теряются в
глубине веков. По иронии судьбы русская интеллигенция еще в конце ХIХ века
полагала, что только в форме терроризма она способна защитить свое право на
свободу и демократию. Терроризм рассматривался как средство борьбы против
самодержавия, способ защиты права двигать историю. За всю историю русских
революционеров было совершено
порядка трехсот
В наши дни, как это ни прискорбно, терроризм вошел в повседневную
жизнь российского общества, представляя реальную угрозу национальной
безопасности страны. Похищение людей, взятие заложников, случаи угона
самолетов (70 попыток захвата воздушных судов за период с 1991-1992 гг.),
взрывы бомб на железных дорогах, в общественных местах, акты насилия в этно-
конфессиональных конфликтах, прямые угрозы и их реализация в ходе
политической борьбы, физическое устранение политических соперников,
покушения на представителей различных ветвей власти и т.д. стали уже
привычным явлением.
Отличительными
особенностями российского
широкого спектра
(националистические, религиозные, левые и правые, неофашистские и т.д.);
относительная новизна этого явления для современной России и неготовность
правоохранительных сил к
терроризма и террористов в зависимости от регионов и субъектов Федерации
(от национального героя до преступника), что связано с ростом
националистических и сепаратистских устремлений местных этноэлит;
невозможность выделения “чистых” типов терроризма и несовершенство
российского законодательства по борьбе с терроризмом.
В России происходит интеграция терроризма и организованной
преступности, появляются примеры взаимодействия российских террористических
групп с подобными организациями на международном уровне (обучение боевиков
УНА-УНСО на территории Чечни, участие боевиков турецкой террористической
организации “Серые волки” в боевых действиях на Северном Кавказе, учебные
лагеря Хаттаба на территории Чечни и т.п.).
Борьба с терроризмом в
Опыт многих иностранных государств в борьбе с терроризмом,
безусловно, необходимо изучать, а изучив, - использовать во благо обществу.
Политическое руководство
Штатов рассматривает противодействие терроризму в качестве одной из
важнейших общегосударственных задач.
Основными направлениями
этой области являются совершенствование правовой базы, усиление
взаимодействия между
специальных подразделений и увеличение численности сотрудников федеральных
структур, занимающихся проблемой терроризма, улучшение их технической
оснащенности.
Политика большинства западных государств базируется на следующих
принципах: не делать террористам никаких уступок, оказывать максимальное
давление на страны, поддерживающие терроризм, в полной мере использовать
имеющиеся в своем распоряжении силы и средства, в том числе и военные для
наказания террористов, предоставление помощи другим государствам и
взаимодействие с ними.
В США за период с 1958 по 1999 гг. было принято более 40 правовых
актов, в той или степени касающихся усиления борьбы с терроризмом, в том
числе специальная Президентская директива (июнь 1995 г.) и Закон об
усилении борьбы с терроризмом (1996 г.). Эти законодательные акты
значительно расширяют права федерального руководства, правоохранительных
органов и администрации штатов по выявлению и пресечению готовящихся
терактов как на территории США, так и за рубежом. За десятилетия борьбы с
терроризмом в мире и России был разработан ряд механизмов, методов,
технологий государственного реагирования на потенциальные и совершившиеся
факты терроризма (создание специальных антитеррористических сил и их
подготовка, усиление охраны особо опасных, в частности, ядерных объектов,
выработка технологии переговорного процесса об освобождении заложников и
др.).
Важнейшим условием борьбы с терроризмом является решительность,
непримиримость и жесткость ответных действий, наличие хорошо обученных,
натренированных, технически хорошо оснащенных и экипированных специальных
подразделений. Но этого мало. Зачастую важнее бывает наличие политической
воли и готовности высшего руководства страны к решительным действиям.
Проблему противодействия терроризму в России следует рассматривать как
важнейшую общегосударственную задачу.
Для эффективной борьбы с терроризмом, как представляется, необходим
системный подход к организации антитеррористической деятельности на
государственном уровне. Имеющееся в государстве достаточное количество
специализированных структур можно назвать подготовленными к борьбе с
терроризмом лишь условно, поскольку
они в большей степени
проведение силовых акций, когда преступление уже совершено. Между тем,
борьба с терроризмом это прежде всего заблаговременная оперативная работа,
позволяющая выявлять террористические организации на стадии возникновения,
а террористические акты пресекать на стадии планирования и подготовки. В
современной России право заниматься оперативной работой имеют подразделения
ФСБ, МВД, МО, ФСНП, ГТК. При правильной постановке оперативной работы эти
ведомства могли бы обеспечить своевременный и в достаточном объеме сбор и
использование текущей оперативной информации, что позволило бы предупредить
совершение террористических актов на самой ранней стадии. То, что
происходит сейчас у нас в стране в борьбе с терроризмом (создание мощных
подразделений ОМОН, СОБР, спецназа и их привлечение к ликвидации
террористических формирований), напоминает борьбу с бандформированиями
после ВОВ в Западной Украине и на территории Прибалтики, когда для
ликвидации бандитизма приходилось проводить чекистско-войсковые операции.
Нечто похожее происходит в настоящее время в Чечне, чуть ранее в Дагестане,
других регионах Кавказа, в ряде стран СНГ.
Для повышения
эффективности
иностранных дел (совместно с МВД, ФСБ,ФМС) необходимо предоставить
полномочия депортировать из России иностранных граждан, причастных к
деятельности террористических организаций. Следует ужесточить наказание за
косвенное участие в террористических актах.
Таким образом, следует констатировать, что проблема терроризма в
России не только существует, но ежегодно обостряется, превращается в
общегосударственную, связанную с обеспечением национальной безопасности
страны в целом. И решаться она должна на самом высоком государственном
уровне.