Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 10:26, курсовая работа
Целью данной работы является характеристика текущего состояния автомобилестроения, принципы размещения, тенденции развития, а также состояние отрасли в России и в мире.
Таким образом, данная работа позволит сделать относительно полный анализ текущего состояния как отдельных отраслей автомобилестроения, так и состояния всего комплекса в целом. Главная задача работы состоит в том, чтобы как можно нагляднее отобразить состояние и перспективы развития автомобилестроения в наиболее экономически развитых странах и сравнить с Россией.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Автомобилестроение сегодня – одна из наиболее науко- и капиталоемких отраслей машиностроения. Практически вся продукция машиностроения используется в автомобилестроении. Все «новинки» науки и техники находят широкое применение в этой отрасли. И если какое-либо государство в состоянии разместить на своей территории предприятия автомобилестроительного комплекса, то это означает, что страна, в первую очередь, способна финансировать столь капиталоемкую отрасль либо зарекомендовала себя как надежный партнер, которому экономически более стабильные государства могут дать кредит.
Автомобилестроение – это та отрасль машиностроения, которая постоянно развивается. Сейчас человечество живет в так называемом информационном обществе; цель информационных технологий состоит в ускорении процессов обработки информации, а, следовательно, - в разработке сверхновых машин, имеющих максимальную скорость и максимум удобств, и автомобилестроение является той областью, в которой используются только сверхновые информационные технологии. Учитывая еще и то, что в последнее время гонка между мировыми лидерами отрасли перешла на качественно новый уровень за счет появления сверхновых технологий, автомобилестроение становится все более науко-, капитало- и ресурсоемким.
Развитие максимальных скоростей, достижение высокого уровня комфорта, обеспечение автотранспорта передовыми достижениями информационных технологий, - вот приоритеты современного автомобилестроения.
Целью данной работы является характеристика текущего состояния автомобилестроения, принципы размещения, тенденции развития, а также состояние отрасли в России и в мире.
Таким образом, данная работа позволит сделать относительно полный анализ текущего состояния как отдельных отраслей автомобилестроения, так и состояния всего комплекса в целом. Главная задача работы состоит в том, чтобы как можно нагляднее отобразить состояние и перспективы развития автомобилестроения в наиболее экономически развитых странах и сравнить с Россией.
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ И ЕГО МЕСТО В НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
В 1860году французский механик Этьен Ленуар построил газовый двигатель, напоминавший паровую машину. Газовая смесь (светильный газ и воздух), воспламенялись в поршне от электрической свечи, ввернутой в крышку цилиндра, т.е. это был уже двигатель «внутреннего сгорания». Двигатель Ленуара – двухстороний (рабочий процесс происходит с обоих сторон поршня) и двухтактный. Припервом ходе происходит впуск и расширение смеси, а при втором выпуск отработанных газов. Газовый двигатель был значительно проще в обслуживании , но его КПД был низок (около 4%).
В 1867году газовый двигатель модифицировал коммерческий служащий из Кельна Николай – Август Отто совместно с Евгением Лангеном. Но чтобы сконструировать экономичный двигатель с КПД, достигавшим 15%, Отто потребовалось около 15лет.Он азвал двигатель четырехтактным, поскольку весь процесс в нем происходил за 4 хода( два оборота коленчатового вала).
Цикл Отто сохранился до сих пор.
ДВС (двигатель внутрененнего сгорания) стал пригодным для практического применения на транспорте только после использования жидкого топлива вместо газообразного.Первый ДВС для работы как на жидком, так и на газообразном топливе был построен только в 1883году. В 1897году немецкий инженер Рудольф Дизель создал двигатель, работающий на принципе самовоспламенения горючей смеси от сжатия. В дальнейшем этот двигатель был назваг. по фамилии автора.
Из истории 1886 томобилестроения известно, что было зарегистрировано 416 заявок на почётный титул «изобретатель автомобиля», однако этой чести были удостоены только немецкий инженер Карл Бенц на «Экипаж с газовым двигателем» (немецкий патент 37435 от 29января 1886года) и Готлиб Даймлер на «одноколейный» экипаж (патент №34926 от 3апреля 1885г.).
Что интересно, оба изобретателя так и не познакомились при жизни, хотя их фирмы объединились в единую компанию «Даймлер-Бенц» в 1926году.
В 1896г. Считается официальной датой изобретения трактора, который был создан Ф.А. Блиновым и продемонстрирован им на Нижегородской ярмарке.
Автомобили Русско-Балтийского вагонного завода. Всего РБВЗ выпустило 625 автомобилей с июня 1909года по сентябрь 1915года. Американский автомобильный историк говорил, что «Руссо-Балт» был первым важным шагом русских по созданию автомобильной промышленности.
Производство автомобилей в СССР в 1941-45гг.
Год |
Легковые |
Грузовые |
Автобусы |
Всего |
1941 |
5472 |
114677 |
4027 |
124176 |
1942 |
2567 |
30947 |
1462 |
34976 |
1943 |
2546 |
45545 |
1175 |
49266 |
1944 |
9382 |
53467 |
1700 |
60549 |
1945 |
4995 |
68548 |
1114 |
74657 |
Итак, в годы Великой отечественной войны уже закладывались основы послевоенной техники, которая позволила советскому автомобилестроению, в 1946-47гг. освоить новыен модели значительно раньше, чем промышленность США, Англии, Франции и Италии.
1.2. Структура автомобилестроения.
Автомобилестроение, как и любая отрасль народного хозяйства, имеет свою структуру. Рассмотрим ее.
По степени загруженности ресурсов автомобилестроение может быть легким и тяжелым. Легкое автомобилестроение представлено легковыми и грузовыми автомобилями. Тяжелое автомобилестроение – это грузовые авто, авто специального назначения (рабочие, например: подъемники и прочее).
По направленности промышленности автомобилестроение подразделяют на пассажирское и грузовое. К пассажирсокму относят производство тех же легковых автомобилей, автобусов, в том числе и микроавтобусов.
Стоимость продукции автомобилестроения мира в середине 90-х годов ХХ в. Оценивалась в 1000 млрд. долларов, т.е. примерно в 4 раза больше, чем в авиастроительной. Это обусловлено особенностями выпуска продукции: производство массовое.
Высокая наукоемкость отрасли – результат особой сложности продукции отрасли. На разработку новых конструкций техники уходит от 5 до 10 лет. Задача достижения высокой эксплуатационной надежности продукции, обеспечение длительности использования автомобилей (до 20-30 лет) вызывает необходимость создания новых видов конструкционных материалов, совершенствования всех агрегатов автомобильной техники. Это обусловило очень высокие расходы на научно-исследовательскую работу. Весь уровень расходов на конструирование и создание продукции автомобилестроения настолько велик, что его могут позволить себе только немногие фирмы нескольких промышленных государств мира.
Высокая степень капиталоемкости автомобилестроения определяет и соответственно высокую монополизацию отрасли: в ведущих странах насчитывается лишь по нескольку (3 – 4) фирм этой отрасли. Чрезвычайно жесткая конкуренция способствует слиянию даже крупных фирм внутри одной страны («Макларен» и «Мерседес» в США) и фирм разных стран в Западной Европе. Цель европейского объединения – противостояние продуцентам астотехники США.
Высокий уровень монополизации присущ производству двигателей. К ним предъявляют все больше технических, экономических, экологических требований, которые все более ужесточаются (надежность, снижение расхода топлива, уменьшение шума и опасных выхлопов). Моторы для легких самолетов производят многие страны, но двигатели для автомобилей – ограниченное число стран и фирм. Эти двигатели дорогостоящи (до 35% стоимости авто), и на их выпуске специализируются самые крупные фирмы (в США – «Дженерал Электрик», «Пратт энд Уитни»; в Великобритании – «Роллс-Ройс»; во Франции – «СНЕКМА»; одна фирма в Германии; в России – заводы в Рыбинске, Перми и др., в Украине – завод в Запорожье). Эти фирмы и заводы стали монополистами в производстве мощных двигателей.
Самый мощный ареал автомобилестроения – Япония и США.
Материальная основа развития автомобилестроения – промышленная база США с ее машиностроением, обеспечивающим все потребности производств. Особо нужно выделить самую большую в мире электронную промышленность, химическую и цветную металлургию. Страна располагает крупнейшей в мире научной базой, которая в значительной степени привлекалась к выполнению исследовательских работ для автомобилестроения. Монополизация всей отрасли исключительно велика, ведущим фирмам нет сильных конкурентов, однако идет процесс их слияния, увеличения роли в стране и в мире.
В автомобилестроения США в 80-е годы было занято 1,3 млн. человек, а в 2002 году численность их уменьшилась до 0,8 млн., что в три раза больше, чем во всей этой отрасли в странах Западной Европы. На США в 2002 году приходилось 45% продаж автотехники в мире (до 1/3 ее шло на экспорт). Ведущие фирмы производят разную по назначению автотехнику. Их роль в мировом автомобилестроении очень велика: в 2001 году «Мерседес» дал 50% автомобилей на мировом рынке).
В западноевропейском автомобилестроении наиболее значительна роль Франции и Великобритании.
Структурные сдвиги в автомобилестроении осуществляются в двух направлениях. Во-первых, меняется основа для роста традиционных отраслей автомобилестроения вследствие развития науки. Изменился характер продукции в давних отраслях автомобилестроения. Во-вторых, развиваются новые наукоемкие отрасли автомобилестроения.
Итак, в течение долгого времени приоритетами в структурной политике автомобилестроения могут стать:
Прогрессивные структурные изменения способны в скором времени существенно снизить нагрузку на автомобилестроение и, что очень важно, снизить потребность в привлечении новых инвестиций для наращивания и обновления созданного производственного аппарата.
Глава 2. География размещения автомобилестроения.
2.1. Особенности размещения автомобилестроения .
Основная задача заключается в исследовании структурно-территориальных особенностей автомобилестроения в России. Автомобилестроение играет одну из ключевых ролей в хозяйстве страны решая современные социально-экономические проблемы. Является ведущей отраслью машиностроения влияющей на процессы экономического и социального развития страны.
Факторами размещения данной отрасли принято считать совокупность различных пространственных неравнозначных условий и ресурсов при использовании которых достигаются лучшие результаты. На данный момент автомобильная промышленность представлена предприятиями во всех сегментах автомобилестроения: производство легковых, коммерческих, грузовых автомобилей и автобусов.[1]
Современными проблемами данной отрасли является:
- слабый продуктовый набор и
низкие инвестиции в
- низкий объем производства
и малые производственные
- технологическое отставание
- практическое отсутствие
- низкий уровень конкуренции
на рынке комплектующих из-за
малого присутствия
- низкое качество российских поставщиков комплектующих при малом масштабе производства по моделям
- несовершенство нормативного правового регулирования;
- низкий уровень инвестиционной
привлекательности российских
- низкий кадровый потенциал и производительность труда.
Перспективами развития автопрома в России является:
- обеспечение потребностей
- создание конкурентно
- максимальная локализация
- преодоление технологического
отставания автомобилестроения
России от ведущих стран мира
на основе инновационного
- формирование инфраструктуры
проведения научно-
Перспективы развития
- хорошо развитая транспортная система;
- отсутствие явного дефицита энергии (Владимирская область входит в единую энергосистему РФ);
- наличие большого количества квалифицированных кадров.
Но несмотря на все предпосылки, становление крупных предприятий как сборочных, так и основных не происходит это можно объяснить неблагоприятным инвестиционным климатом, нежеланием государства решать социальные проблемы создания производственных предприятий.[3]
Информация о работе Автомобильная промышленность в России и в мире