Влияние антропогенного фактора на экологию реки Амур в пределах территории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы: выявление влияния антропогенного фактора на экологию реки Амур в пределах территории России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать физико-географические особенности бассейна реки Амур;
Рассмотреть характер и степень антропогенного воздействия на экологию реки Амур и ее притоков в пределах территории России.
Показать пути решения экологических проблем.
Методически обосновать применение материалов квалификационной работы в школьном курсе географии.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Физико-географическая характеристика бассейна реки Амур в пределах России. 5
1.1. Географическое положение, геологическое развитие и рельеф. 5
1.2. Климатические особенности. 17
1.3. Река Амур и ее притоки. 21
1.3. Флора и фауна реки Амур и ее притоков. 26
Глава 2. Антропогенное воздействие на экологическое состояние реки Амур и ее притоков в пределах территории России. 30
2.1. Источники загрязнения. 30
2.2. Степень загрязнения реки Амур и ее притоков. 36
2.3. Экологические последствия загрязнения вод бассейна реки Амур и пути решения экологических проблем. 47
2.4. Особо охраняемые территории водных объектов на реке Амур и ее притоков на территории России. 51
Глава 3. Методические рекомендации по использованию материалов квалификационной работы в школьном курсе географии. 56
3.1. Место использования материалов квалификационной работы в школьном курсе географии. 56
3.2.Программа элективного курса «Бассейн реки Амур в пределах территории России: природа и антропогенное воздействие на поверхностные воды. 57
Заключение 65
Литература 68

Вложенные файлы: 1 файл

загруженное.docx

— 2.95 Мб (Скачать файл)

Цель: повышение уровня  экологической грамотности школьников, формирование системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к окружающей среде, развитие познавательной установки личности на решение проблем современного общества на примере Амурского бассейна. 

Задачи:

    • Сформировать знания о рельефе, климате, растительном и животном мире поверхностных вод бассейна реки Амур (в пределах территории России);
    • Развивать умения комплексного описания ПТК, на примере бассейна реки Амур;
    • Развивать творческие навыки при выполнении проектов;
    • Развивать мышление, умение делать выводы при выполнении практических работ; 
    • Овладение основами экологии;
    • Выявить основные источники загрязнения, влияющие на загрязнение поверхностных вод в пределах Амурского бассейна;
    • Способствовать самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности.

Учащиеся должны знать:

  1. Особенности географического положения бассейна реки Амур;
  2. Основные формы рельефа;
  3. Тип климата, климатообразующие факторы;
  4. Основные типы почв;
  5. Представителей растительного и животного мира;
  6. Основные источники воздействия на поверхностные воды бассейна реки Амур (в пределах России).

Учащиеся должны уметь:

  1. Работать с различными источниками информации;
  2. Определять географические координаты;
  3. Устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых по физико-географической, геологической, тектонической картам;
  4. Определять по климатической карте, графикам и диаграммам основные черты климата бассейна реки Амур (в пределах России);
  5. Владеть приемами оценки, анализа, прогноза изменений поверхностных вод под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Содержание данного элективного  курса предлагает разнообразные  виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:

    • - анализ географических и политических карт;
    • - анализ статистических материалов;
    • - составление карт и комментарий к ним;
    • - составление типологических таблиц и классификаций;
    • - подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации, в том числе географических карт, литературных источников, материалов периодических печатей, информационных ресурсов Интернет.

Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой.

Содержание элективного  курса предлагает учащимся следующие  возможности самоопределения, как  например, выбор:

    • - объектов изучения;
    • - форм и видов текущих и итоговой работы;
    • - тему и форму представления итоговой работы.

Учебно-тематический план

Наименование курса

Всего часов

В том числе

Форма обучения

Формы контроля

лекции

практика

1

Географическое положение  бассейна реки Амур (в пределах России).

2

2

1

Беседа, Лекция

Практическая работа №1

Проверка практичес-кой работы и номенклату-ры

2

Рельеф, геологическое строение бассейна реки Амур (в пределах России).

2

1

1

Рассказ

Практическая работа №2

Проверка практичес-кой работы и номенклату-ры

3

Климат бассейна реки Амур (в пределах России).

2

1

1

Лекция

Практическая работа №3

Проверка практичес-кой работы и таблицы

4

Почвы, растительность, животный мир бассейна реки Амур (в пределах России).

3

1

2

Рассказ

Практическая работа №4

 

Практическая работа №5

Проверка практичес-кой работы

 

Представление презентаций

5

Описание рек, относящихся  к бассейну реки Амур (в пределах России).

2

1

1

Лекция

Практическая работа №6

Проверка практичес-кой работы

6

Антропогенное воздействие  на поверхностные воды бассейна реки Амур (в пределах России).

6

1

4

Беседа: Проблемная беседа

 

Практическая работа №7

 

Практическая работа №8

Практическая работа №9

Практическая работа №10

Проверка практической работы

Представление презентаций

 защита рефератов

Проверка таблицы

Представление презентаций

 

Итого

17

7

10

   

 

Содержание программы:

Тема 1. Географическое положение бассейна реки Амур в пределах территории России. Физико-географическое положение, границы.

Бассейн реки Амур на карте России. Географическое положение территории, ее протяженность.

Практическая  работа № 1. Описание физико-географического положения Бассейн реки Амур. Обозначение на контурной карте бассейна реки Амур в пределах территории России, а также его морских границ. Изучение номенклатуры

Тема 2. Рельеф, геологическое строение бассейна реки Амур.

Геологическое строение, горы и равнины; полезные ископаемые

Практическая  работа № 2. Обозначение на контурной карте основных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых бассейна реки Амур. Изучение номенклатуры.

Тема 3. Климат на территории бассейна реки Амур в пределах территории России.

Общие особенности климата  Амурского бассейна. Важнейшие климатообразующие факторы: географическая широта, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность. Распределение тем для подготовки электронных презентаций к следующему уроку. «Хвойно-широколиственные леса», «Хвойные леса», «Высотная поясность», «Растительность и животный мир рек бассейна реки Амур».

Практическая  работа № 3. Составление климатодиаграмм и розы ветров. Составление таблицы «Сравнительная характеристика климата территории Дальнего Востока: территория, климатический пояс, средняя температура июля, средняя температура января, годовая сумма осадков.

Тема 4. Почвы, растительность, животный мир и природные зоны бассейна реки Амур. Высотная поясность.

Почвы бассейна реки Амур. Растительный и животный мир бассейна реки Амур. Природные зоны бассейна реки Амур. Высотная поясность. Растительность и животный мир бассейн реки Амур «Хвойно-широколиственные леса», «Хвойные леса», «Растительность и животный мир рек бассейна реки Амур».

Практическая  работа № 4. Представление учащимися подготовленных электронных презентаций: Практическая работа № 5. Представление учащимися подготовленных электронных презентаций: «Высотная поясность», «Растительность и животный мир рек Амурского бассейна».

Тема 5. Описание рек, относящихся к бассейна реки Амур.

Речные бассейны и особенности  рек, питание и режим рек. Водохранилища, каналы. Распределение тем для подготовки электронных презентаций к следующему уроку: «Источники загрязнения поверхностных вод», «Загрязнение реки Аргунь», «Загрязнение реки Уссури», «Загрязнение реки Бурея», «Загрязнение реки Зея», «Загрязнение реки Амгунь»,

 Практическая работа № 6. Обозначение на контурной карте крупных рек, водохранилищ. Изучение номенклатуры.

Тема 6. Антропогенное воздействие на поверхностные воды бассейна реки Амур в пределах территории России.

Антропогенное воздействие  на поверхностные воды бассейна реки Амур в пределах территории России. Источники загрязнения поверхностных вод. Виды и характер загрязнения водной среды бассейна реки Амур. Результат воздействия на водную среду. Пути решения экологических проблем. Заповедники, национальные парки бассейна реки Амур в пределах территории России.

Практическая  работа № 7. Представление подготовленных электронных презентаций учащимися. Распределение  тем рефератов к следующему уроку: «Физическое загрязнение водной среды», «Химическое (неорганическое) загрязнение водной среды», «Химическое (органическое) загрязнение водной среды», «Биологическое загрязнение водной среды».

Практическая  работа № 8. Представление подготовленных рефератов учащимися. Отметить на контурной карте наиболее загрязнённые реки бассейна реки Амур в пределах территории России. Также обозначить промышленные центры, оказывающие негативное воздействие на поверхностные воды бассейна реки Амур в пределах территории России.

Практическая  работа № 9. Составить таблицу «Антропогенное воздействие на поверхностные воды»: источники, антропогенное воздействие, результат воздействия. Распределение тем для подготовки электронных презентаций к следующему уроку: ООПТ (касающиеся поверхностных вод) на территории бассейна реки Амур в пределах территории России.

Практическая  работа № 10. Представление электронных презентаций по теме «ООПТ бассейна реки Амур в пределах территории России». Обозначение на контурной карте заповедников.

 

Список рекомендованной  литературы для учащихся девятого класса средней общеобразовательной школы.

1. Атлас. География 9 кл. - 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013 – 56 с.: карт., ил.

2. Атлас. География 8 кл. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа; Идательство ДИК, 2013 – 48 с.: карт., ил.

3. География России: Природа: 8 класс. Учебник для общеобраз. учр-й./ Баринова И.И.- М.: Дрофа, 2005.

4. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды: пособие для учащихся 7-11 кл. – М.: Мнемозина, 1998.

5. «Экологический мониторинг объектов водной среды» Ихер Т.П., Шиширина Н.Е., Тарарина Л.Ф., 2003

 

 

Заключение.

Современные экологические  проблемы реки Амур в пределах территории России требуют немедленного решения с целью сохранения уникальных природных экосистем мирового значения. Российские государственные интересы в Приамурье заключаются в спасении и сохранении природного потенциала территории. В соответствии с поставленной целью и задачами квалификационной работы можно сделать следующие выводы:

  1. Река Амур протекает в восточной части материка Евразия, занимает умеренные широты Восточной Азии, в России - территорию Дальнего Востока. По характерным особенностям долину реки Амур можно разделить на три главных участка. Первый – до устья Зеи – верхний Амур. Второй – начинается от устья Зеи и вплоть до устья Уссури – средний Амур. И третий – от устья Уссури до города Николаевск на Амуре – нижний Амур. Рельеф бассейна можно охарактеризовать как горный. В его пределах низкие и средневысотные горы чередуются с обширными пространствами денудационных равнин, нарушаемых местами останцовыми сопками – выведенными на поверхность интрузиями. Для левобережной части течения Амура характерен средне- и низкогорный рельеф и значительное число межгорных впадин. Орографическая и геолого-геоморфологическая неоднородность территории приводит к разнообразию природных комплексов, формирует сложный водный режим водных объектов и своеобразные черты фазы максимального стока рек.  Климат большей части бассейна Амура определяется как северный вариант муссонного типа.

  1. Основными источниками загрязнения расположенными в районах реки Амур и ее притоках являются:
    • промышленное производство (ветровая пыль<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-siz

Информация о работе Влияние антропогенного фактора на экологию реки Амур в пределах территории России