Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:07, контрольная работа
В современном мире большое внимание уделяется развитию рыночных отношений и экономических связей между странами, а так же мировой торговле и других факторов, которые оказывают влияние на развитие экономики.
Мировое хозяйство - определенное экономическое единство, функционирование которого связано с наличием международного разделения труда и мировой системы транспорта и связи, мирового рынка товаров, капиталов и рабочей силы с существованием определенной международной финансовой системы и т.д.
Введение
В современном мире большое внимание
уделяется развитию рыночных отношений
и экономических связей между
странами, а так же мировой торговле
и других факторов, которые оказывают
влияние на развитие экономики.
Мировое хозяйство - определенное экономическое
единство, функционирование которого
связано с наличием международного разделения
труда и мировой системы транспорта и
связи, мирового рынка товаров, капиталов
и рабочей силы с существованием определенной
международной финансовой системы и т.д.
В своем становлении и развитии мировое
хозяйство прошло долгий и сложный путь.
Некоторые исследователи его возникновение
относят еще ко временам Древнего Рима.
Римская империя, полагают некоторые ученые,
была системой всемирного хозяйства того
времени. Другие ученые отсчет функционирования
мирового хозяйства ведут со времени великих
географических открытий XV-XVI вв., которые
привели к ускоренному развитию международной
торговли драгоценностями, пряностями,
рабами. Однако мировое хозяйство этого
периода было ограниченным, оставаясь
сферой приложения купеческого капитала.
Современное мировое хозяйство возникло
после промышленного переворота, в ходе
перерастания капитализма в его монополистическую
стадию. Мировое хозяйство конца XIX - начала
XX в. заметно отличается от мирового хозяйства
XX столетия, особенно его последней четверти.
Мировое хозяйство начала XX в. в большей
степени базировалось на военной силе,
внешнеэкономическом принуждении, чем
на "силе капитала". В рамках мирового
хозяйства этого периода существовали
острые противоречия, делавшие его неустойчивым.
К их числу можно отнести противоречия
между империалистическими странами (приведшие
к двум мировым войнам), а также между промышленно
развитыми и экономически отсталыми странами.
К середине XX в. мировое хозяйство оказалось
расколото на две части: мировое капиталистическое
и мировое социалистическое хозяйство.
В системе международных экономических
связей мировое капиталистическое хозяйство
заняло доминирующие позиции.
С 60-х гг. в систему мирового хозяйства,
как полноправные субъекты международных
отношений, вошли развивающиеся страны.
К середине 70-х гг. среди них заметно выделяются
новые индустриальные страны Юго-Восточной
Азии (первая волна - четыре "малых дракона"
- Южная Корея, Тайвань, Гонконг (Сянган),
Сингапур) и страны Латинской Америки
- Бразилия, Аргентина, Мексика.
После распада СССР и революционных преобразований
в странах Восточной Европы мировое хозяйство
начинает приобретать черты единого, целостного
образования. Формирующееся глобальное
мировое хозяйство, не являясь однородным,
включает национальные экономики промышленно
развитых стран, весьма дифференцированные
по уровню экономического развития развивающиеся
страны и страны с экономической системой
переходного типа. Неоднородность мирового
хозяйства по уровню развития экономики
различных стран и регионов существенным
образом отражается на международных
экономических отношениях.
Сохраняя множество противоречий и разноплановых
тенденций, мировое хозяйство начала XXI
вв. все же является несравненно более
целостным, интегрированным, динамичным,
чем в середине XX в.
Современное мировое хозяйство - это система
производственной и экономической связи
взаимосвязи всех стран мира и соответствующая
ее система международных экономических
отношений.
Глава 1. География отраслей промышленности
Промышленность является ведущей отраслью материального производства, где занято около 350 млн. человек. За последнее столетие промышленное производство выросло более чем в 50 раз.
В зависимости от времени возникновения отрасли промышленность делят на три группы:
1) старые отрасли, возникшие во время промышленных переворотов (каменноугольная, металлургическая и текстильная промышленность, паровозостроение и др.). В наши дни эти отрасли растут замедленными темпами;
2) новые отрасли, определявшие научно-технический прогресс в первой половине XX в. (автомобилестроение, производство пластмасс и химического волокна и др.). Эти отрасли в настоящее время растут более быстрыми темпами;
3) новейшие отрасли, возникшие в эпоху НТР и относящиеся к наукоемким отраслям (микроэлектроника, микробиология, роботостроение и др.). Эти отрасли называют отраслями высоких технологий. В наши дни эти отрасли растут наиболее быстрыми и устойчивыми темпами.
Основные сдвиги в отраслевой промышленности
в эпоху НТР связаны с
В состав отраслей мирового хозяйства входят:
1. Топливно-энергетическая
В своем развитии топливно-энергетическая
промышленность прошла два этапа. Первый
- «угольный этап» (XIX в. - первая половина
XX в.). На этом этапе в структуре
мирового топливно-энергетического
баланса преобладало угольное топливо.
Второй - «нефтяной этап». Основан
на использовании преимуществ
В состав топливно-энергетической промышленности
входят нефтяная, газовая и угольная
промышленность. Добыча нефти в конце
90-х гг. составила 3 млрд. тонн. Нефть
добывают приблизительно в 80 странах
мира, но географию этой отрасли
определяют страны «Большой Семерки».
Особенность географии нефтяной
промышленности заключается в том,
что более 4/5 запасов и 1/2 добычи приходится
на развивающиеся страны. Эти страны
являются главными экспортерами. Наиболее
крупные грузопотоки нефти
2. Электроэнергетика. Мировая
3. Горнодобывающая
4. Металлургическая
На географию отраслей цветной
металлургии большое
5. Машиностроение. По числу занятых
и по стоимости продукции
6. Химическая промышленность. Ее
основу составляет нефтехимия
и производство полимерных
7. Лесная и деревообрабатывающая
промышленность. География определяется
двумя лесными поясами. В
8. Текстильная промышленность. Включает
в себя производство тканей
из натурального волокна и
производство тканей из
Глава 2. География сельского хозяйства и рыболовства
Сельское хозяйство относят к отраслям материального производства. В нем занято около 1,1 млрд. человек, оно отличается большим разнообразием. Так, ученые выделяют примерно 50 различных его типов. Но все виды и типы сельского хозяйства объединяют в две большие группы:
1) товарное сельское хозяйство, которое включает как интенсивное земледелие с плодосеменными севооборотами, интенсивное животноводство с заготовкой кормов, садоводство и огородничество, так и экстенсивное земледелие парового и залежного типа и пастбищное животноводство;
2) потребительское сельское хозяйство, включающее более отсталое плужное и мотыжное земледелие, пастбищное животноводство, кочевое и полукочевое скотоводство, примитивное собирательство, охоту и рыболовство.
В экономически развитых странах преобладает высокотоварное сельское хозяйство, принимающее форму агробизнеса. В эпоху НТР оно достигло фактически предельно возможного уровня механизации и химизации. В настоящее время в его развитии главную роль играет внедрение микроэлектроники, автоматизации, новейших достижений селекции, генетики, биотехнологии.
В развивающихся странах
В структуре сельского хозяйства выделяют две отрасли: растениеводство и животноводство. Растениеводство делят на производство зерновых культур и производство продовольственных и непродовольственных культур. Большую долю в структуре продовольственных культур занимают зерновые (пшеница, рис, кукуруза). Второе место занимают масличные культуры (соя, подсолнечник, олива, арахис). Третье место занимают сахароносные культуры (сахарный тростник, свекла). На четвертом месте находятся тонизирующие культуры (чай, кофе). На последнем месте овощные и плодовые культуры.
География отраслей животноводства определяется размещением скота и общим его поголовьем: крупнорогатый скот (Индия, Бразилия, США), свиноводство (Азия, Китай), овцеводство (Европа, Северная Америка), птицеводство.
Особую роль в структуре сельского
хозяйства играет рыболовство. 9/10 мировой
добычи рыбы и морепродуктов обеспечивает
рыболовство в морях и океанах.
В географии мирового рыболовства
во второй половине ХХ в. произошли
большие изменения. Если до и после
второй мировой войны главным
районом рыболовства была Северная
Атлантика (Норвегия, Дания, Великобритания,
Германия, США), то позднее центр
этой отрасли переместился в северную
часть Тихого океана. В настоящее
время рыболовство
В последнее время широкое
Глава 3. География транспорта
Мировую транспортную систему образуют
все пути сообщения, транспортные предприятия
и транспортные средства. На мировом
транспорте занято более 100 млн. человек.
Ежегодно всеми видами транспорта перевозится
более 100 млрд. тонн грузов и более 1
трлн. пассажиров. Мировые грузовые
и транспортные перевозки географически
распределены очень неравномерно. Транспорт
экономически развитых стран отличается
высоким уровнем и
В структуре мирового транспорта выделяют сухопутный, водный и воздушный.
К сухопутному транспорту относят автомобильный, железнодорожный и трубопроводный. Протяженность автомобильных дорог составляет 24 млн. км. Самый высокий уровень развития автомобильного транспорта отмечен в США. Самые протяженные автодороги в США, Индии, России, Японии и Китае. По густоте дорог выделяют Западную Европу и Японию.
Мировая железнодорожная сеть сформиров