Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 11:04, реферат
Цель моей работы изучить настоящую демографическую ситуацию на примере школы, в которой я учусь, доказать, что школа является зеркалом современных демографических процессов в стране.
1. Введение
Население является главной производительной силой общества. В 40-е годы Н.Н. Баранский резко критиковал авторов географических книг за недооценку вопросов, связанных с населением. «Человека забыли!!!» - писал он.
Вопросами и проблемами населения занимается демография – наука о закономерностях воспроизводства населения, его численности, естественном приросте, возрастном и половом составе, миграции и т.д.[1]
Чтобы изучать население, нужно постоянно отслеживать его характеристики. Необходима система учета и сбора демографических данных, которая бы позволяла давать точную и полную картину, как состояния населения, так и тенденций его изменений, за тот или иной период времени.
Цели
Цель моей работы изучить настоящую демографическую ситуацию на примере школы, в которой я учусь, доказать, что школа является зеркалом современных демографических процессов в стране.
Задачи
1. Составить программу переписной компании в школе, перечень вопросов переписного листа.
2. Собрать информацию, обработать данные.
3. Попытаться определить на примере школы современную демографическую ситуацию с. Тыгда.
4. Определить примерное демографическое будущее села Тыгда.
Объект исследования – Тыгдинская МСОШ.
Предмет исследования – демографический портрет школы.
Гипотеза исследования – школа является зеркалом современных демографических процессов.
Методы исследования
Методы исследования: письменный опрос, заполнение переписного листа, аналитическая обработка статистических данных, метод оценок.
Условия переписи
При опросе я строго придерживалась общепринятого правила «прайвеси».
1. Опрос анонимный.
2. Сведения о каждом конкретном респонденте нужны не сами по себе, а для составления массовой, а потому значительно обобщенной картины, изображающей портрет всей школы.
3. Опросчик несет личную ответственность за предоставление данных на каждого конкретного человека любым заинтересованным лицам.
Я провела социологический опрос учащихся нашей школы с 1 по 11 классы, что составило 99 % от обучающихся в школе. Составила переписной лист – основной документ переписи, который представляет собой бланк для записи ответов на наложенные в нем вопросы, соответствующие программе переписи, который был утвержден НОУ «Эрудит» Тыгдинской МСОШ от 25 октября 2008 года.
2. Переписной лист
1. Ваш пол.
2. Дата вашего рождения.
3. Место вашего рождения.
4. Ваше гражданство.
5. Национальная принадлежность.
6. Вероисповедание.
7. Ваши увлечения.
8. Количество детей в вашей семье.
9. Возраст родителей.
10. Образование родителей.
11. Сфера трудовой деятельности родителей.
Чтобы определить примерное демографическое будущее села, среди учащихся 9 – 11 классов была проведена анкета следующего содержания:
1) Какое образование (высшее, среднее специальное, среднее) вы хотите получить?
2) Хотели бы вы остаться или вернуться в родное село после получения образования?
3) В каком возрасте вы хотели бы вступить в брак?
4) Сколько детей в семье вашей мамы, вашего отца, сколько детей в вашей семье и сколько вы хотели бы иметь в будущем?
Обработав данные переписные листы и анкеты учащихся, мы получили следующую картину.
3.Демографические показатели
3.1 Динамика численности учащихся
Год | Всего учащихся | Прибыло | Выбыло |
2003 | 533 | 10 | 12 |
2004 | 507 | 9 | 11 |
2005 | 484 | 10 | 22 |
2006 | 439 | 2 | 9 |
2007 | 409 | 8 | 14 |
2008 | 391 | 14 | 9 |
2009 | 407 |
|
|
Наблюдаем демографическую картину, характерную в целом для страны. Снижение численности населения в России с 147 млн. до 143 млн. В Тыгде 4 200 (2003 г.) до 3 610 (2007 г.). В 2008 году численность обучающихся в школе уменьшается с 533 человек до 391 человека. В целом выбывших больше, чем прибывших.[2]
3.2 Половой состав учащихся на 2007 – 2008 г
Мальчики – 210 чел.
Девочки – 197 чел.
Класс | Всего учащихся | Мальчики | Девочки |
1 | 59 | 32 | 27 |
2 | 28 | 12 | 16 |
3 | 39 | 23 | 16 |
4 | 40 | 21 | 19 |
5 | 44 | 22 | 22 |
6 | 40 | 21 | 19 |
7 | 37 | 19 | 18 |
8 | 35 | 17 | 18 |
9 | 46 | 23 | 23 |
10 | 14 | 9 | 5 |
| 25 | 11 | 14 |
Согласно теории вероятности рождается почти одинаковое количество детей разного пола 210 мальчиков и 197 девочек.
В школьном возрасте мы не наблюдаем уменьшение количества мальчиков, это произойдет на более позднем возрастном рубеже. А сейчас мы наблюдаем типичную картину количество мужского населения превышает женское.
В нашей области женщин насчитывается на 40 тысяч больше, чем мужчин, но, как выяснилось, это за счет того, что у слабого пола выше продолжительность жизни. Зато мужчин от 18 лет и старше, у нас больше на 23 тысячи. Численно преобладают над девушками и молодые люди от 25 до 29 лет – их на 2500 человек больше.[3]
3.3 Количество детей в семье учащихся
6 детей – 5 чел.
5 детей – 7 чел.
4 детей – 26 чел.
3 детей – 50 чел.
2 детей – 193 чел.
1 ребенок – 126 чел.
Количество детей в семье
Многодетные семьи в прошлом. 126 человек – это единственные дети в семье.
Больше всего семей с двумя детьми - 193 человека. Это говорит о простом воспроизводстве населения и только 47,4% семей отличается положительным влиянием на изменение демографической ситуации в селе. Хороших показателей для увеличения численности населения нет, но и стремительная депопуляция нашему селу не угрожает.
Тем не менее, количество семей, в которых один ребенок неустанно растет. Это общероссийская тенденция.
Во второй анкете был вопрос сколько детей было в семье твоих мамы и папы, сколько в твоей семье и сколько бы вы хотели иметь детей (отвечали 9 – 11 классы, всего 85 человек).[3]
Количество детей родителей учащихся
6 детей – 10 человек
5 детей – 8 человек
4 детей 17 человек
3 детей – 19 человек
2 детей – 26 человек
1 ребенок – 5 человек
Количество детей родителей учащихся
Количество детей в семьях учащихся
5 детей – 4 человека
4 детей – 8 человек
3 детей – 11 человек
2 детей – 53 человека
1 ребенок – 9 человек
Количество детей в семьях учащихся
Количество детей, которые хотят иметь учащиеся в будущем
3 детей – 9 человек
2 детей 69 человек
1 ребенок – 7 человек
Количество детей, которые хотят иметь учащиеся в будущем
Следующий вопрос для старшеклассников. В каком возрасте вы бы хотели вступить в брак.
18 – 22 л – 18 человек
22 – 25 л – 44 человека
Больше 25 л – 23 человека
«Желаемый» возраст вступления в брак учащихся
Половина респондентов из 85 человек старшеклассников хотели бы вступить в брак после получения образования в период 0т 22-х до 25 лет. 27% считают, что семьей обзаведутся в возрасте более 25 лет, имея жилье, образование. Меньше человек, желающих вступить в брак рано, в 18 – 20 лет.
По нежеланию ребят возвращаться после дальнейшего обучения в родное село на постоянное место жительство (только 5 человек из 85 хотят вернуться или остаться в селе) можно судить о неблагоприятных демографических последствиях в будущем. [3]
3.4 Национальный состав
Всего в школе учащихся – 407 человек из них
1 учащийся – бурят
1 учащийся – узбек
5 учащихся – украинцы
12 учащихся – молдаване
3 учащихся – белорусы
Остальные 385 учащихся - русские
Национальный состав учащихся
Так как Амурская область малопривлекательна для иностранцев ближнего и дальнего зарубежья, в Магдагачинском районе практически не проживают коренные народы Приамурья. В Тыгде национальный состав однороден 94,5 % составляют русские.[3]
Гражданство
Все учащиеся Тыгдинской МСОШ – граждане Российской Федерации.[2]
3.5 Место рождения
с.Тыгда – 255 человек
Магдагачинский район – 57 человек
За пределами района – 78 человек
За пределами области – 17 человек
Место рождения
Большая часть учеников , родившиеся в селе или в Магдагачинском районе. Желающих приехать в Тыгду на постоянное место жительство немного, это видно по учащимся – 4,3%, родившихся за пределами области.[3]
3.6 Вероисповедание
Православные христиане – 31%
Атеисты – 69%
Крещенные – 126 человек
Из них в начальном звене – 80 человек
В старшем звене 46 человек
Вероисповедание
Большинство учащихся не исповедуют никакую религию – 69%. Отношение к вероисповеданию у школьников своеобразное. Родители из своих соображений окрестили детей в церкви. А верующих по-настоящему среди них практически нет. И в последние годы мы наблюдаем рост крещенных по начальному звену школьников.
Конфликтов на религиозной почве в истории школы никто не смог вспомнить.[3]
3.7 Увлечения
Спортивные секции – 47 человек
Кружки – 147 человек
Факультатив по изучению иностранных языков – 12 человек
Танцы – 17 человек
Д/К, библиотеки – 30 человек
Увлечения учащихся
Получается, что школа является чуть ли не единственным местом для удовлетворения различных интересов учащихся.
При анкетировании выяснилось, что свои потребности ребята не могут реализовать при отсутствии музыкальной и художественной школ.[3]
3.8 Возраст родителей
До 30 лет – 65 человек
30 – 40 лет – 244 человека
40 – 50 лет – 89 человек
Более 50 лет – 9 человек
Возраст родителей учащихся
Возраст родителей учащихся говорит о том, что число «молодых родителей» не велико – 16%. Большинство современных молодых родителей «планирует» детей. В нестабильной экономической ситуации родители боятся, что не смогут дать достойное образование 2 – 3-м детям. И более главная причина – молодежь не находит Тыгду привлекательной для проживания.[3]