Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 08:52, доклад
История Колумбии, а следовательно и ее государственный строй обуславливаются взаимодействием и, вместе с тем, конфронтацией соперничающих гражданских элит. Политическая, экономическая и социальная элиты взаимодействовали достаточно эффективно на протяжении всей пост-колониальной истории страны. Эта кооперация в целях сохранения власти принесла свои плоды. Она сумела отстранить военную элиту от управления страной. Таким образом, мы сталкиваемся с очень редким случаем в истории всех Латиноамериканских стран: за 180 лет военные управляли Колумбией только трижды, и их сроки правления были очень короткими. Однако, поскольку, военные практически не принимали участия в дележе власти, то борьбу за эту власть вели и ведут другие элиты. Они разделили себя на конкретные группы, которые и поныне противоборствуют на политической арене
Первая попытка колонизации потерпела неудачу, и поселение Сан-Себастьян-де-Урабу в 1510 г. было уничтожено индейскими племенами, обитавшими на побережье. Погибла и вторая колония, основанная на Панамском перешейке. Третья попытка оказалась успешной - город Санта Марта, основанный в 1525 г., стал первым испанским городом на континенте. Города Санта-Марта и Картахена (1533г.) обеспечивали Испании контроль над побережьем, и это дало возможность продолжить экспансию вглубь материка.
Три экспедиционных группы под началом Гонсало Хименеса де Кесады, Себастиана де Белалькасара и Николаса де Федермана прибыли в центр страны в одно и то же время и с одинаковой целью - найти несметные сокровища индейцев, которым было дано мифическое название Эль Дорадо.
Гонсало Хименес де Кесада поднялся с отрядом в 900 человек вдоль реки Магдалена, обследуя территорию в поисках сухопутного маршрута в Перу. После восьмимесячного путешествия по тропическим джунглям и многочисленных стычек с туземцами люди Кесады выбрались на равнину центральной Колумбии, где вместо призрачного города Эль-Дорадо обнаружили цветущее государство народа Чибча. Индейцы приняли испанцев за богов и сдались без сопротивления, их правитель бежал на запад.
Здесь в Андах, в живописной долине с уникальным климатом, на высоте 2600 метров над уровнем моря, куда не заглядывает тропическая жара и высокогорный холод, на равнине, окружённой горными массивами, на месте существовавшего уже тогда маленького индейского городка, в 1538 Гонсало Хименес де Кесада году основал город Санта Фе де Богота. В том же году люди команды Кесады основали город Тунха.Себастиан де Белалькасар, который после основания Кито (столицы Эквадора) по приказу Писарро направился на север, основал колумбийские города Попайан и Кали в 1536 г. Николас де Федерман по маршруту из города Коро (Венесуэла) основал город Риоача на севере Колумбии и далее, по приказу немецких банкиров короля Карлоса V направился вглубь страны.
Подразделения Белалькасара под командованием Хорхе де Робледо продолжили исследование Кордельер, основывая различные города вдоль главного хребта Анд от Ансерма до Сантафе де Антиокия (1541 г.). В последующие годы Кесада со своими братьями расширили свои владения, назвав новые захваченные земли El nuevo reino de Granada, «Новое королевство Гранада», воспользовавшись названием королевства Гранада, которое существовало до 1492 года на юге Испании.
Королевство включало в себя
территории современных Колумбии, Венесуэлы,
Панамы, Эквадора и Перу.XVI век в
Америке был характерен наращиванием
военных сил для увеличения территорий
владения и доходов испанской
короны, навязыванием коренному населению
Америки католической религии как
элемента, узаконивающего в глазах
испанских подданных
Создание империи привело в качестве контрмер со стороны англичан и французов к широкому пиратству по всему Карибскому бассейну. Для коренного населения Америки одним из самых драматичных стал период, когда конкистадоры прибывали на континент с единственной целью – побольше награбить.
Личные интересы каждого конкистадора, пересекались с интересами испанского короля и немецких коммерсантов – Велсера и Фюггера, с интересами религиозных орденов - иезуитов, домиников, августинов, фрацисканцев, а так же и интересом Папы Римского, который настаивал на введении контрреформ против протестантизма. Таким образом, американские клады в большой части финансировали роскошь европейских королей, зарождение капитализма, нужды Ватикана, религиозные и династические войны в течение почти трех столетий.
В 1549 г. в Сантафе-де-Богота
было основано административное и судебное
присутствие (аудиенция) испанских
колониальных властей. Аудиенции были
подчинены правители Санта-
Но из-за отсутствия дорог между городами и сложного рельефа местности не было возможности создать централизованную систему власти Гранады, поэтому подчинение власти носило скорее номинальный характер.
Из-за завезённых европейцами болезней стала сокращаться численность коренного населения Америки.
К концу XVII века новый приток
переселенцев и смешанные с индейцами
браки изменили демографическую
ситуацию Королевства. Его экономика
основывалась на горнодобывающей
Католическая церковь играла огромную роль в жизни Новой Гранады. Её основной задачей было обращение коренных жителей Америки в христианство – в католическую веру. «Духовная конкиста» - так можно было назвать этот процесс. Под патронажем церкви строились школы, больницы. Политическое настроение населения в эпоху аудиенции с 1549 по 1740 гг. оставалось вполне благонадежным. Но к индейской культуре, традициям и обычаям церковь относилась с полным пренебрежением. Своих подопечных аборигенов священнослужители называли не иначе как «говорящая скотина».Только члены Ордена иезуитов, самого могущественного Ордена в Римско-Католической Церкви, относились к туземцам уважительно и учитывали их интересы.
В 1718 Новая Гранада становится
самостоятельным вице-
Колонизация идет своим чередом:
не совсем успешные попытки приручения
индейцев, привоз африканских рабов
для работы на шахтах и для постройки
укреплений прибрежных городов от пиратов,
введение монополии на торговлю полезными
ископаемыми со старым светом, обработка
земли (в основном для выращивания
продуктов внутреннего
Культурная жизнь также идет по особому пути: искусства работают в основном на религию; теология, охота за ведьмами и евроцентризм - это то, вокруг чего вертелась основная интеллектуальная жизнь. Создаются первые учебные заведения в стране, в основном, как инициатива религиозных органов (например Коледж Максимо де Сантафе - действующий и по сей день). На этом этапе становятся более явными различия в правах между европейцами и американцами - креолами. Впоследствии у тех и других оказались различные интересы, у одних -разбогатеть, а у других- иметь достойную жизнь на своей земле. Силами «новых испанцев» была сформирована Ботаническая Экспедиция, которая помимо действительно научных исследований распространяла ещё и политические идеи, беспокоившие креолов. Они заключались в недовольстве дискриминационными мерами, принятыми в отношении креолов - запрет на их участие в органах управления страной, непомерными размерами налогов в пользу Испании, разграблением основных ресурсов и богатств страны, что не приносило населению совершенно никаких благ, и несогласии с введенной политикой против аборигенов. Свою работу Экспедиция вела до начала событий, установивших независимость.
Образование, как это было
принято в колониях, находилось в
ведении церкви. В столице было
открыто четыре колледжа для детей
знати, а для остальных существовали
церковно-приходские школы, обычно испытывавшие
недостаток средств. Грамотными в то
время было не более 5% детей и
взрослых. Развитию путей сообщения
препятствовал расчлененный горный
рельеф. Большинство дорог представляли
собой тропы, практически не проходимые
для колесных экипажей. Даже в конце
колониального периода
Многие характерные
Между 1785 и 1810 г. среди креолов
все большее распространение
получали идеи реформирования власти,
отмены рабства, ограничения власти
правительства. Было уделено внимание
развитию образования. Был создан и
открыт первый театр, газета, университет.
В начале XIX века ещё никто из подданных
королевства не сомневался в необходимости
тесных связей с Испанией, но скандалы
в королевской семье, напряжённость
в отношениях креолами и европейскими
испанцами обострили
Настоящей прелюдией к началу действий за независимость в 1781 г., явилась стычка населения с властями в северо-восточной части страны в г. Сокорро, в связи с введением новых налогов, которую назвали бунт Лос-комунерос. Бунт постепенно распространился и на другие регионы. Толчком послужил указ о введении новых даней для короны. Мятеж был жестоко подавлен, а его участников казнили публично.
Близкими по хронологии были также схожие события и в других испанских колониях. Освободительная борьба за независимость от Испании начала набирать силу. Французская революция в Европе, революция в Северной Америке и начавшаяся освободительная борьба в Южной Америке придали значительной части мира дух всеобщих перемен, который должен был привести его к коренным изменениям в мировом устройстве.
Борьба за независимость
После вторжения наполеоновских войск в Испанию в 1808 году король Карлос VI отрекается от трона. Противоречивые действия колониальных и имперских властей способствовали повсеместному провозглашению независимости испанских колоний в течение 1810 года.
Экономическое положение
в стране было нестабильным. Выборочно
раздаваемые привилегии приводили
к различным ограничениям в области
развития производства, торговли и
сельского хозяйства. Вырученных средств
от прибылей этих отраслей хватало
только на нужды Испанской короны.
Производители же оставались ни с
чем. Испанская монополия в торговле
со старым светом не только ущемляла интересы
французов, англичан и голландцев, но
и не позволяла развиваться
Эти идеи быстро овладели американцами,
получающими образование в
Был свергнут правящий вице-король, которого обязали подписать Акт о Независимости и создана Открытая Палата (Cabildo abierto).
Аналогичные акции прошли в других городах и провинциях колонии. Только благодаря благоразумию Вице-короля события не приобрели кровавый характер. Оружие и боеприпасы были вовремя реквизированы. И хотя до полной независимости государства от Испании оставалось ещё девять с лишним лет, волнения положили начало этому необратимому процессу.28 июля 1810 года в Боготе было объявлено о создании нового правительства.
Сейчас этот день
отмечают как День
Недаром, ещё ощущая себя детьми европейцев
и испанцев в частности, они написали в
Акте о Независимости слова: "...клянемся...до
последней капли крови защищать нашу святую
религию, нашего любимого короля Фернандо
VII и свободу и независимость нашей родины...".