Краткая характеристика экономических районов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 17:53, реферат

Краткое описание

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РАЙОН.
- относительно небольшой по площади, "компактный" район с очень удобным ЭГП \близость к западной границе, выход к Балтике и т.п.\,

Вложенные файлы: 1 файл

Краткая характеристика экономических районов России.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

11. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ  РАЙОН.

- самый крупный  по площади район России, но  одновременно - с очень малочисленным населением,

- характерна  самая протяженная морская граница  среди всех районов,

- особенность  ЭГП - предельная удаленность  от Западной эк. зоны, но одновременно - "повернутость" к Тихоокеанскому  региону, при этом наиболее  выгодное ЭГП имеет Приморье,

- особенность  внутренней структуры - сдвиг  хозяйства к юговостоку \Приморье, Сахалин\, также - наличие огромного внутриконтинентального "подрайона"\центральная Якутия\,

- район ресурсный,  особенно выделяются запасы руд  цветных металлов \олово, полиметаллические руды, золото\, каменного угля, алмазов, район исключительно богат лесными и гидроэнергетическими ресурсами, прибрежные акватории - рыбными, в качестве особого вида ресурсов выделяются геотермальные, также район обладает специфическими климатическими ресурсами, благоприятными для выращивания культур муссонного климата \рис, соя\,

- в то же  время \как и для Восточной  Сибири\ для района характерна "недоиспользованность" расурсов \особенно "по" углю и  гидроэнергии\,

- ведущие отрасли  промышленности:

- горнодобывающая  \с наиболее высоким, "союзным"  значением добычи алмазов \Якутия\ и золота\,

- рыбная и  рыбоконсервная промышленность,

- цветная металлургия  \Дальнегорск\,

- из отраслей  машиностроения выделяется судостроение  и судоремонт \Владивосток\ в т.ч. производство судовых дизелей \Хабаровск\, производство тяжелого подъемно-транспортного оборудования \Комсомольск-на-Амуре\,

- лесная промышленность \Амурск\,

- Владивосток,  Находка, Южно-Сахалинск - важнейшие  порты России на Тихом океане.

При составлении материала использован материал школьных учебников по географии \9 класс, под ред. А.В.Даринского, 1991, 8-9 класс \география России\, под ред. А.В.Даринского, 1993\, учебника "Экономическая и социальная география СССР" под ред.

В.Я.Рома, 1986, а также материалы научно-популярной серии

"Страны и  народы" .

ЮФО

     В состав Южного федерального округа (ЮФО) входят 13 субъектов Российской Федерации: республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия (Хальмг Тангч), Карачаево-Черкесия, Северная Осетия - Алания, Чечня; Ставропольский и Краснодарский края, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области. Центром округа является город Ростов-на-Дону. Занимая предкавказскую горловину и низовья двух крупных рек России - Волги и Дона, регион дает широкий выход сразу к трем морям - Черному, Азовскому и Каспийскому. Топливно-энергетические ресурсы представлены нефтью и природным газом, а также каменным углем. Крупнейшее газовое месторождение- Астраханское - имеет общероссийское значение. Из других месторождений следует назвать Северо-Ставропольское, Майкопское, Дагестанские огни. Запасы нефти сосредоточены преимущественно в Волгоградской и Астраханской областях, Краснодарском крае, республиках Чеченской и Ингушетии. Южный федеральный округ относится к числу самых малообеспеченных лесными ресурсами районов Российской Федерации. При оценке лесного фонда важно учитывать его особенности: 65% лесов - высокогорного типа, каких больше в Европейской части России нет; здесь сосредоточены все буковые леса России, а также значительная часть таких ценных пород деревьев, как дуб, граб, ясень.

     Промышленный  комплекс ЮФО имеет разветвленную  отраслевую структуру, включающую в  себя черную и цветную металлургию, машиностроение, добывающую и легкую промышленность. Однако по объему промышленного производства по сравнению с другими округами ЮФО находится на предпоследнем месте .

     Топливно-энергетическая промышленность является основой развития производительных сил в округе и  представлена всеми основными ее отраслями: угольной, нефтяной, газовой, электроэнергетикой.

     Угольная  промышленность развита в основном в Ростовской области, куда заходит  восточное крыло Донбасса. Запасы угля здесь до глубины 1 800 м достигают 11 млрд. т.

     Нефтяная  промышленность - старейшая отрасль  специализации региона. Первоначально основными районами добычи нефти были Грозный и Майкоп, а сейчас она ведется в Кубано-Черноморском районе, на Ставрополье, Каспийском побережье Дагестана, в Нижнем Поволжье. Объем добычи нефти не обеспечивает полной загрузки нефтеперерабатывающих предприятий Туапсе, Краснодара, Волгограда, которые в значительной мере работают на привозном сырье из Западной Сибири.

     Самая молодая отрасль топливной промышленности региона - газовая. Добыча природного газа ведется в Ставропольском и Краснодарском краях, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях, республиках Дагестан, Калмыкия. Сеть газопроводов связывает места добычи с потребителями внутри региона и за его пределами.

     Машиностроение  Южного федерального округа характеризуется сложной отраслевой структурой; особенно выделяются сельскохозяйственное станкостроение, приборостроение, энергетическое и транспортное машиностроение. Важная особенность машиностроительного комплекса региона высокая степень производственной и территориальной концентрации. Многие из машиностроительных предприятий являются крупнейшими или даже единственными в стране производителями отдельных видов машиностроительной продукции: «Ростсельмаш», Новочеркасский электровозостроительный завод, Волгодонский «Атоммаш», Таганрогский «Красный котельщик» и др. Машиностроительный потенциал региона территориально сосредоточен преимущественно в Ростовской и Волгоградской областях, дающих около половины всей стоимости продукции отрасли региона. Однако нужно заметить, что даже в лидирующих регионах доля промышленной продукции в структуре ВРП незначительна по сравнению с развитыми странами и другими регионами России

     К числу благоприятных факторов (или  конкурентных преимуществ) следует  отнести:

     - наличие широкого ресурсного  потенциала развития, включая достаточное количество минерально-сырьевых ресурсов;

     - развитое сельское хозяйство;  ЮФО занимает 1-е место по сбору  зерновых, на его долю приходится 80 % экспорта зерна;

     - выгодное географическое положение,  способствующее развитию приграничного сотрудничества и интеграции в международные транспортные коридоры;

     - наличие рекреационных зон и  курортов общероссийского значения;

     - благоприятные климатические условия.

     Среди неблагоприятных факторов (или ограничений) следует выделить:

     - асимметрию социально-экономического развития регионов – субъектов ЮФО, неравномерное распределение производительных сил;

     - сложную демографическую ситуацию, связанную с естественной убылью  населения в ряде регионов  и ростом миграционных процессов;

     - постоянную угрозу эскалации межэтнических конфликтов;

     - недостаточный уровень развития  промышленности и высокий износ  основных фондов в промышленности  и на предприятиях энергетики;

     - высокий уровень бедности и  большую дифференциацию населения  по доходам по сравнению с другими федеральными округами страны;

     - высокий уровень безработицы,  особенно в республиках Северного  Кавказа;

     - приграничное положение.

     Учитывая  эти факторы, а также анализ внутренних и внешних условий развития, стратегия  развития ЮФО должна включать в себя следующие приоритетные направления:

     - увеличение доходов населения;  преодоление бедности, формирование  среднего класса;

     - развитие промышленности и энергетики, преодоление асимметрии в размещении  производительных сил на Юге  России;

     - развитие сельского хозяйства (зерноводство в Краснодарском и Ставропольском краях, овцеводство в республиках Северного Кавказа);

     - развитие рекреационных зон и  туристического бизнеса, в первую  очередь в Краснодарском крае;

     - развитие транспортной инфраструктуры;

     - развитие на территории ЮФО международных транспортных коридоров («Транссиб», «Север – Юг»), строительство канала между Каспийским и Черным морями (проект канала «Евразия»);

     - реализация потенциала приграничного  экономического сотрудничества  ЮФО с сопредельными государствами;

     - улучшение экологической обстановки.

Информация о работе Краткая характеристика экономических районов России