Кругосветное путешествие Ф. Магеллана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 00:19, реферат

Краткое описание

В течении XV ст. пиренейские державы – Испания и Португалия – выходят на путь широкой заморской экспансии. В обеих странах особенности их внутреннего развития и географического положения определили необходимость поиска новых морских путей и новых земель. В социальных битвах ХV в. и в Испании, и в Португалии феодальная знать потерпела поражение в борьбе с королевской властью, опиравшейся на города. И там, и здесь процессы объединения страны шли в условиях Реконкисты - непрерывных войн с маврами, которые шаг за шагом были вынуждены уступать свои земли Пиренейского полуострова, захваченные ими в VIII веке.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Фернан Магеллан………………………………………………….......5
2. Первое кругосветное путешествие…………………………………...8
3. Пролив Магеллана и выход к Тихому океану……………………….12
4. Завершение кругосветного путешествия…………………………….16
Заключение……………………………………………………………….19
Список использованной литературы……………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по истории туризма 1-й курс.docx

— 240.42 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«УО» БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра экономической истории

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: История туризма

на тему: «Кругосветное путешествие Ф. Магеллана»

 

 

 

 

 

 

 

Студентка

ФВШТ, 1-й курс, ДТТ-1                    _____________   Н.В. Оскирко

 

Проверил

профессор     ______________   Г.Ф. Шаповал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

                                          

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….3

1. Фернан Магеллан………………………………………………….......5

2. Первое кругосветное  путешествие…………………………………...8

3. Пролив Магеллана и  выход к Тихому океану……………………….12

4. Завершение кругосветного путешествия…………………………….16

Заключение……………………………………………………………….19

Список использованной литературы……………………………………21

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………22

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………………………………………...23

ПРИЛОЖЕНИЕ3………………………………………………………….24

ПРИЛОЖЕНИЕ4………………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В течении XV ст. пиренейские державы – Испания и Португалия – выходят на путь широкой заморской экспансии. В обеих странах особенности их внутреннего развития и географического положения определили необходимость поиска новых морских путей и новых земель. В социальных битвах ХV в. и в Испании, и в Португалии феодальная знать потерпела поражение в борьбе  с королевской властью, опиравшейся на города. И там, и здесь процессы объединения страны шли в условиях Реконкисты - непрерывных войн с маврами, которые шаг за шагом были вынуждены уступать свои земли Пиренейского полуострова, захваченные ими в VIII веке. В Португалии эти войны закончились в середине XIII ст., а в и Испании – лишь на исходе XV века.

Обстановка, сложившаяся  в XV ст. в Передней Азии и в восточной части Средиземноморского бассейна, препятствовала установлению прямых связей между Западной Европой и богатейшими странами Дальнего и Среднего Востока. Монгольская империя распалась, закрылись прямые торговые пути, проложенные в XIII ст. по сухопутному пути из Европы в Китай и Среднюю Азию. На Балканском полуострове и в Малой Азии утвердились турки, которые преградили европейским купцам путь, ведущий через главные ворота Востока — Византию (Византия была захвачена турками в 1453 г.). Оставалась свободной южная дорога в Индию через Египет и Красное море, но вся транзитная торговля, которая велась через Александрию с Южной Азией, находилась в руках венецианцев.

Найти новые пути к землям Востока — такова была задача, которую  настойчиво стремились разрешить в XV веке, во всех западноевропейских странах, и в первую очередь в Португалии и Испании, расположенных на полуострове, далеко выдвинутом в воды Атлантики.

Португалия первая начинает эти поиски. К 1415 г. относится ее первый захват, совершенный в Африке. А за 83 года, которые отделяют этот захват от экспедиции Васко да Гамы, португальские мореплаватели открыли и освоили новый морской путь из Европы в Индию, в обход Африканского материка. Рабы, пряности, золото, слоновая кость на португальских кораблях стали доставляться в портовые города Португалии – Лагуш, Лиссабон, Порту.

В последней четверти XV в., когда завершилось объединение Испании, эта страна вступила в соревнование с Португалией. Но португальцы любой ценой были готовы удержать свои позиции.

Испанским кораблям оставалось лишь достичь берегов Индии и  Китая – для них был открыт путь на запад через неведомый  океан. Следуя этим путем, в 1492 г. Колумб открыл американские земли.

Вести о плаваниях Колумба, Кабота, Веспуччи, да Гамы вызывают в Европе лихорадку открытий. Слухи о золоте, жемчуге, рабах, пряностях, о плодородных землях, о богатых городах Индии волнуют искателей наживы, которые устремляются за океан в надежде на быстрое и легкое обогащение.

Сейчас нам трудно представить, какое значение придавали европейцы XV в. гвоздике, перцу, мускатному ореху. Эти ныне заурядные товары вплоть до появления португальцев в Юго-Восточной  Азии доставлялись в Европу чрезвычайно сложным и долгим путем: арабские купцы скупали пряности у мелких царьков на Молуккских островах, на Целебесе (Сулавеси), Тиморе, Яве и перепродавали их товары в Ормузе или Александрии венецианцам. Затем на венецианских кораблях пряности доставлялись в Италию, Францию, Испанию, причем венецианцы, которые сами закупали перец или гвоздику у арабов по цене, втрое превышающей обычные цены на рынках Юго-Восточной Азии. Ведь монополия торговли пряностями принадлежала им безраздельно. Весть о проникновении португальцев к самому источнику сказочных богатств — берегам Молуккских островов, носивших заманчивое название Островов Пряностей, возбудила лихорадочную активность испанских искателей наживы. Испанские мореплаватели полагали, что Молуккские острова расположены совсем близко от Верагуа. Но достичь Островов Пряностей можно было только в том случае, если бы  удалось найти проход, ведущий из Атлантического океана в Южное море (Тихий океан).

Долгое время испанские, португальские и английские мореходы искали этот желанный пролив, следуя в  разных направлениях вдоль западных берегов Американского континента. Кортириал и Кабот искали путь в Индию, Китай и Сипанго (Японию) в северо-восточной части Атлантики, у берегов Лабрадора и Ньюфаундленда. Кортес и другие испанские конкистадоры исследовали с этой целью Панамский перешеек, берега Центральной Америки и Калифорнийский залив. Америго Веспуччи собирался достичь Юго-Восточной Азии, обогнув «Землю Святого креста» (южноамериканский материк).

Этот подвиг суждено было совершить португальскому мореплавателю Фернану де Магальяншу, состоявшему на службе в Испании под именем Магеллана. Магеллан не только нашел исходный проход в «Южное море», но и совершил - если не он сам, то его уцелевшие спутники – первое в истории кругосветное путешествие.

 

\

 

 

 

 

 

1.Фернан Магеллан

Фернан Магеллан родился около 1480 года. Место его рождения точно не установлено. Долгое время считалось, что он происходил из городка Саброжа, в захолустной, отдаленной от моря провинции Тразож-Монтиш, что по-португальски значит «за горами». Также существует мнение, что Магеллан родился в портовом городе Опорто.[1; стр. 413] О его семье ничего неизвестно, кроме того, что это была захудалая дворянская семья.

Магеллан провел свою юность, подобно другим дворянам четвертого разряда, привилегии которых ограничивались правом носить оружие, при дворе короля в качестве пажа. Об этом периоде не сохранилось никаких известий, однако, несомненно, он владел воинским искусством и был знаком с мореходным делом.

Магеллан в ранней молодости, примерно в возрасте двадцати лет, поступает  на морскую службу; в 1505 году в качестве простого солдата он отправляется в Индию с экспедицией Франсишку д’Алмейды. По дороге в Индию он участвовал в разграблении африканских городов Килвы-Кивиндже и Момбасы. В 1506 г. Магеллан получил тяжелое ранение в морском бою у Каннанура и после выздоровления был послан под начальством капитана Перейры строить крепость Софалу на африканском берегу. Потом он отличился в знаменитом сражении под Диу, где д’Алмейда 2-3 февраля 1509 г. разбил соединенный флот арабов и венецианцев.

Вся его жизнь была своеобразным подвижничеством. Но он терпел лишения  и подвергался смертельным опасностям ради «буржуазной цели», одержимый  острым и жгучим желанием обогатиться. В  этом же году, вместе с Диегу Лопишем да Секейрой, посланный королем Мануэлом на поиски «Островов пряностей», Магеллан посещает Малакку – главный центр международной торговли пряностями на Востоке. После этого он храбро сражался под знаменем Аффонсу д’Албукерки у стен Гоа и в Малакке и в 1511 г. отправился с экспедицией Антониу д’Абреу к Молуккским островам.

Флотилия д’Абреу дошла до островов Банда, запаслась мускатными орехами и повернула обратно в Малакку. Но корабль под командованием Франсишку Серрана, ближайшего друга Магеллана, отделился от флотилии и поплыл дальше, к Молуккским островам. Серран обосновался на о. Тернате, вошел в доверие к местному султану и жил там, пока не погиб, отравленный этим же султаном, как предполагают португальцы.

В конце 1513 года Магеллан возвращается на родину. Магеллан снова поступил на военную службу. Но участие в марокканском походе принесло ему одни неприятности: при осаде Азамора он лишился своего главного достояния – боевого коня, был ранен в ногу и охромел на всю жизнь и стал жертвой интриг и попал в немилость к начальству.

 В 1515-1516 гг. он возвращается  в Лиссабон. Не получив никаких  наград за свои военные заслуги,  он занялся разработкой дерзкого  плана экспедиции к «Островам пряностей» через Атлантический океан, вдоль «Земли Святого креста», где он надеялся найти проход в «Южное  море».

С большим трудом он добивается аудиенции с королем Мануэлом. Но король отказывается дать средства на экспедицию под благовидным предлогом, что все попытки найти путь на Восток через Атлантический океан были безуспешными.

Тогда Магеллан решил покинуть Португалию и переезжает в Испанию, полагая, что испанский король с большим влиянием отнесется к его предложению, так как Молуккские острова, согласно Тордесильясскому договору, оказывались в сфере испанского влияния. Тордесильясский договор был заключен в 1494 г в Тордесильясе и утвержденный Папой Александром VI, устанавливал разграничительную линию между испанскими и португальскими владениями – настоящими и будущими – по Атлантическому океану в 370 лигах к западу от островов Зеленого мыса и Азорских островов.

20 октября  1517 г. Магеллан прибыл в Севилью и вскоре перешел в кастильское подданство.

В Севилье он познакомился с Диогу Барбоза, который также  провел несколько лет на военной службе в Индии и, обиженный королем, переселился в Испанию, где получил должность коменданта севильской крепости Алькасар. Дочь Диогу Барбоза, Беатриж, стала женой Магеллана, а ее брат Дуарти - участником его кругосветной экспедиции.

Диогу Барбоза, пустив в ход  все свои связи, начал энергичные хлопоты в пользу проекта Магеллана.

Почти одновременно с Магелланом Португалию покинул его старый знакомый Руй Фалейру, хорошо осведомленный в навигации и космографии. Магеллан и Фалейру заключили дружеский уговор, обязавшись совместно организовать экспедицию и отправиться к Молуккским островам новым путем.

Он смог заинтересовать руководителя Индийской торговой палаты Хуана де Фонсеку.

В марте 1518 года в Вальядолиде, где за 12 лет до этого умер Христофор  Колумб, королевский совет рассмотрел  проект Магеллана и Фалейру.

Король и его советники  холодно отнеслись к их предложениям. Однако, по настоянию Фонсеки, совет  одобрил проект и 22 мая 1518 года испанский король подписал договор с Магелланом и Фалейру.

Проект Магеллана и  Фалейру основывался на двух предпосылках:

    • они считали, что южноамериканский материк уходит на запад и что где-то за 40° ю.ш. должен быть проход, ведущий из Атлантического океана в Южное море.
    • Они полагали, что Молуккские острова расположены близко от Южной Америки: на 136-138° в.д. (на самом деле эти острова лежат между 127° и 129° в.д.).

 Обоим организаторам  экспедиции жаловались титулы  наместников правителей всех «земель и островов»,  которые будут ими открыты, с правом передачи своих титулов и привилегий по наследству. Организаторам экспедиции предоставлялось право отчислять в свою пользу одну двадцатую часть прибылей.

Но Магеллану пришлось преодолеть немало трудностей, прежде  чем он снарядил экспедицию и пустился в море. Осуществлению его  плана  всячески препятствовал португальский  посол при испанском дворе Алвару да Кошта. Он через своих клевретов пытался внушить ему, что его проект неосуществим, что испанское правительство ему не доверяет и королевские чиновники, назначенные в экспедицию, будут чинить препятствия и следить за каждым его шагом, что король Мануэл просит вернуться его в Португалию и готов предоставить выгодную должность и т.д. Но уговоры не подействовали, и португальский посол подослал к Магеллану наемных убийц. А когда покушение не удалось, Алвару да Кошта и его подручные делали все возможное, чтобы сорвать экспедицию. Магеллан получал плохое снаряжение, испорченные продукты, на каждом шагу сталкивался с трудностями.

Тем не менее, была сделана  еще одна попытка помешать плаванию Магеллана. 22 октября 1518 года был организован мятеж, оплачена португальскими деньгами. Возмущение собравшейся в гавани толпы было вызвано провокацией: адмиральский флаг Магеллана на мачте флагманского судна, пришвартованного одним из агентов португальского посла, был объявлен португальским флагом, что и подстрекнуло толпу к возмущению. Однако и эта попытка не удалось, и три  новых указа, подписанных королем 30 марта, 6 и 30 апреля 1519 года, определили состав экипажа и офицеров, наконец, последний указ, данный в Барселоне 26 июня 1519 года, утвердил Магеллана главным и единственным начальником экспедиции.

Наконец сборы были закончены. Присягнув в верность кастильской  короне и, заставив, в свою очередь, присягнуть офицеров и матросов, Магеллан 20 сентября 1519 года вышел в далекое плавание из гавани Санлукар-де-Баррамеда.

 

 

 

2. Первое кругосветное путешествие

Флотилия Магеллана состояла из 5 кораблей:  «Тринидад» («Троица»), водоизмещением в 110 тонн, на котором развевался флаг адмирала; «Сан-Антонио» водоизмещением в 120 тонн, под начальством флота Хуана де Картахены; «Консепсион» («Зачатие») водоизмещением в 90 тонн, под начальством Гаспара де Кесады; «Виктория» («Победа») водоизмещением в 85 тонн, под начальством казначея флота Луиса де Мендосы; и «Сант-Яго»  водоизмещением в 75 тонн, под начальством Жуана Серрана (он был братом Франсишку Серрана, друга Магеллана.). [1; стр. 421]. Всего в составе экспедиции из 265 человек было 37 португальцев, 30 итальянцев, 19 французов, несколько фламандцев, немцев, сицилийцев, англичан, негров представителей других национальностей, вплоть до малайца Энрике, раба Магеллана, привезенного им из Индии. Преобладали, конечно же, испанцы.

Информация о работе Кругосветное путешествие Ф. Магеллана