|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| в оптовых ценах предприятий
на 1 июля 1967 |
|
|
|
|
| 2370 | 2956
|
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Средства вычислительной техники
и запасные |
|
|
|
|
|
|
|
| части к ним*, млн. рублей
|
|
|
|
|
|
|
|
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| в оптовых ценах предприятий
на 1 июля 1955 | …
| … | 0,3
| 2,0 | 79,9
|
|
|
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| в оптовых ценах предприятий
на 1 июля 1967 |
|
|
|
|
| 710 | 1213
|
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Металлургическое оборудование, тысяч
т | …
| … | 23,7
| 111,2 | 218,3 | 314,0
| 322,1 |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Комбайны угольные очистные, штук
| — | —
| 22 | 344
| 881 | 1130
| 1117 |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Нефтеаппаратура, тысяч штук
| — | —
| 15,5 | 47,9
| 93,0 | 126,6 | 156,9
|
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Экскаваторы, штук
| — | —
| 274 | 3540
| 12589 | 30844 | 34875
|
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Бульдозеры, тысяч штук
| — | —
| 0,1 | 3,8
| 12,9 | 33,5
| 40,5 |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Тепловозы магистральные (секций)
| — | —
| 5 | 125
| 1303 | 1485 | 1488
|
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Электровозы магистральные, штук
| — | —
| 9 | 102
| 396 | 323
| 351 |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Автомобили, тысяч штук
| 0,1 | 0,8
| 145,4 | 362,9 | 523,6
| 916,1 | 1378,8 |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| в том числе грузовые и
автобусы
| — | 0,79
| 139,9 | 298,3 | 384,8
| 571,9 | 648,7 |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| легковые
| 0,1 | 0,05
| 5,5 | 64,6
| 138,8 | 344,2 | 730,1
|
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Тракторы (в физических единицах),
тысяч штук | —
| 1,3 | 31,6
| 116,7 | 238,5 | 458,5
| 477,8 |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Плуги тракторные, тысяч штук
| — | 0,5
| 38,4 | 121,9 | 149,1
| 211,7 | 223,1 |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Сеялки тракторные, тысяч штук
| — | 0,6
| 21,4 | 117,7 | 111,9
| 163,5 | 144,5 |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Комбайны зерноуборочные, тысяч
штук
| — | —
| 12,8 | 46,3
| 59,0 | 99,2
| 95,7 |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* В 1967 выпуск приборов, средств
автоматизации и запасных частей
к ним в оптовых ценах предприятий
на 1 июля 1955 составил 2370 млн. рублей,
в оптовых ценах предприятий
на 1 июля 1967 — 1631 млн. рублей; средств
вычислительной техники и запасных
частей к ним — соответственно
376 и 261 млн. рублей.
Высокими темпами развивается
М. и в других социалистических
странах. В 1972 по сравнению
с 1950 объём валовой продукции
М. и металлообработки возрос
в Болгарии в 48 раз, Венгрии
в 9 раз, ГДР в 5 раз, МНР
в 20 раз, Польше в 33 раза, Румынии
в 40 раз, Чехословакии в 11 раз. Социалистические
страны располагают возможностями для
производства высокоэффективной техники
широкой номенклатуры. Они имеют современные
машиностроительные предприятия и квалифицированные
кадры. В 1972 в М. и металлообработке Болгарии
было занято примерно 25 % промышленно-производственного
персонала, работающего в промышленности,
в Венгрии 31 %, ГДР около 42 %, Польше свыше
31 %, Чехословакии более 37 %. Из отраслей
М. широкое развитие получили: в Болгарии
— производство некоторых видов внутризаводского
транспорта, в Венгрии — производство
автобусов, радиопромышленность, в Польше
— судостроение, в Румынии — производство
химического и нефтяного машиностроения,
в Чехословакии — тяжёлое машиностроение,
в ГДР — приборостроение, судостроение,
производство машин и оборудования для
тяжёлой промышленности, в Югославии —
судостроение. Увеличение объёма валовой
продукции М. социалистических стран обеспечивается
ростом производственных основных фондов
М. и производительности труда.
Большое значение для развития
М. социалистических стран, в
первую очередь стран — членов
СЭВ, имеет международное социалистическое
разделение труда, основанное
на межотраслевой специализации
производства. В 1966—70 советский
импорт продукции М. из стран
— членов СЭВ составил почти
12 млрд. рублей. Изменяется структура
поставок, увеличивается в ней
доля совершенных машин, средств
механизации и автоматизации
производственных процессов, электронной
вычислительной техники и т.
д., что предопределяет дальнейшее
развитие М. в этих странах.
Большое влияние на увеличение
объёмов валовой продукции М.
социалистических стран — членов
СЭВ оказывает осуществление
Комплексной программы дальнейшего
углубления и совершенствования
сотрудничества и развития социалистической
экономической интеграции, принятой
25-й сессией СЭВ в 1971.
Основная масса продукции М.
капиталистического мира производится
в США, ФРГ, Великобритании, Франции,
Италии, Японии, Швейцарии. Среди
этих стран доминирующее положение
занимают США. В 1970 на их
долю приходилось примерно 30 % стоимости
производства металлообрабатывающего
оборудования основных капиталистических
стран, около 50 % электрооборудования
промышленного и бытового назначения,
свыше 60 % электронного оборудования,
45 % энергетического оборудования, почти
30 % выпуска тракторов, свыше 30 % легковых
и грузовых автомобилей. Следующее за
США место в производстве машиностроительной
продукции (за исключением судов, автомобилей
и электронного оборудования) занимает
ФРГ. Япония занимает 1-е место в капиталистическом
мире по строительству судов и 2-е место
после США по производству электронного
оборудования и автомобилей.
Производство машин и оборудования
в капиталистических странах
с развитым М. высокомонополизировано
(см. Машиностроительные монополии). С
целью расширения рынков сбыта машин и
оборудования, обеспечения загрузки производственных
мощностей ведущие монополии в М. осуществляют
за пределами своих стран крупные капиталовложения.
В особенности сильна экспансия американских
монополий в Западную Европу. В результате
больших капиталовложений в автомобилестроение
стран Западной Европы под контролем монополий
США в начале 70-х годов находилось свыше
50 % всего выпуска легковых автомобилей
в Великобритании, 1/3 выпуска автомобилей
в ФРГ, до 1/3 выпуска легковых автомобилей
в Нидерландах. Монополистический капитал
США контролирует более 20 % производства
тракторов в ФРГ и примерно 45 % их производства
во Франции. Американским филиалам в Западной
Европе принадлежит 50 % выпуска полупроводников,
95 % — интегральных схем и 80 % — ЭВМ.
Крупнейшие монополии играют
всё большую роль в капиталистическом
производстве машиностроительной
продукции, одновременно придавая
ему в силу агрессивности политики
империализма милитаристский характер.
В наибольшей степени милитаризованными
в современных условиях являются
радиоэлектронная и судостроительная
промышленность, не считая тех
отраслей и производств М., которые
обеспечивают машинами и оборудованием
военную промышленность. См. также Авиационная
промышленность, Автомобильная промышленность,
Бытовых приборов и машин промышленность,
Инструментальная промышленность, Приборостроение,
Радиопромышленность, Сельскохозяйственное
машиностроение, Станкостроение, Судостроение,
Тракторостроение, Тяжёлое машиностроение,
Электротехническая промышленность, Энергетическое
машиностроение.