Миграционная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 13:47, контрольная работа

Краткое описание

Вопросы миграционной политики входят в число наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, сохранения устойчивого экономического роста. В условиях стремительного сокращения численности населения Российской Федерации в целом и трудоспособного населения в частности, совершенствование миграционной политики приобретает особую актуальность. В настоящее время миграционные потоки носят стихийный характер. В результате не учитываются реальные возможности социальной инфраструктуры, увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации идей национальной нетерпимости и ксенофобии.

Содержание

Введение………….........................................................................................3
Понятие «миграция населения»…………………………………………...5
Классификации факторов миграции…………………………………….10
Теории исследования миграционных процессов……………………….13
Миграционные процессы Е.Г. Равенштейна……………….…………...13
Миграционные процессы Л.Л. Рыбаковского……………………….….14
Миграция – как социальный процесс……………………………………15
Региональная политика…………………………………………………...17 Заключение……………………………………………………………...………..22 Список литературы……………………………………………………...……….23

Вложенные файлы: 1 файл

региональная миграционная политика в рф.docx

— 35.55 Кб (Скачать файл)

Рациональное размещение населения  способствует эффективному функционированию экономики, сглаживает региональные противоречия, устраняет внутреннюю социально-экономическую  напряженность. Любое цивилизованное государство следит за тем, чтобы  не происходила чрезмерная концентрация населения и экономики в одних  регионах и запустение в других. Размещение населения или его  перераспределение осуществляется в форме внутренних переселений.

Воздействовать на миграционное поведение  населения можно, используя весь комплекс административных, правовых и экономических рычагов управления. Причем в любом государстве это  функция исключительно центрального правительства. Однако она реализуется  с помощью региональной экономической  политики путем воздействия на социально-экономическую  ситуацию в регионах и их миграционную привлекательность.

Регулирование регионального развития осуществляется в странах с самым  разным государственно-политическим устройством. Отличаются лишь формы воздействия  на миграционное поведение населения. По-своему интересный и успешный опыт региональной экономической политики имеется и в федеративных государствах (США, Канаде, Германии, Австрии и  др.) и в унитарных республиках (Франции, Италии и др.) и в монархиях  парламентского типа (Великобритании, Нидерландах, Испании, Швеции и др.).

Да и собственный опыт в России, как государства с обширной территорией  и самым большим разнообразием  региональных условий жизни и  хозяйственной деятельности, нельзя сбрасывать со счетов. Благодаря целенаправленной региональной экономической политике по освоению восточных территорий, в относительно сжатые сроки в  эти регионы перераспределено согласно переписи населения 1897 года из 60 губерний России почти 2,4 млн. человек. Не менее  внушительными были и масштабы переселения  в эти районы в бывшем СССР. Однако нельзя не признать, что в тот  период перераспределение обеспечивалось с помощью административных рычагов, что привело к нарушению прав граждан на свободу передвижения.

Административные меры являются эффективными только в случае подкрепления их экономическими стимулами, которые обеспечивают совпадение интересов государства и отдельного гражданина.

Как следует из международного и  отечественного опыта, развитие региональных экономических систем и их функционирование не может осуществляться на основе рыночного саморегулирования. Политика государственного невмешательства  неизбежно приводила к нарастанию разного рода противоречий, способных  разрушить целостность национальной экономики и общества. Со времен первых экономических кризисов необходимость  государственного регулирования экономического развития стала аксиомой. Поэтому  забота о пространственной организации  хозяйства страны, о размещении производительных сил вообще и населения в частности  является непременной функцией любого государства, безусловным рефлексом  его самосохранения. Опыт проведения рыночных реформ в России доказал  эту истину еще раз.

Не случайно, что современные  системы регулирования в странах  с рыночной экономикой стали складываться в период мирового экономического кризиса 30-х годов прошлого столетия (особенно в США), приобрели более развитые формы после второй мировой войны (особенно в Западной Европе) и периодически реформируются в последние десятилетия.

Активизация деятельности правительств в этой сфере отражает понимание  того, что без решения региональных проблем нельзя достигнуть провозглашаемых  правительствами большинства развитых стран национальных целей: эффективной  занятости, улучшения качества жизни, социально справедливого распределения  доходов, стабильного, устойчивого  экономического роста.

Заключение

 

В заключении можно сделать следующие  выводы: я определила понятие «миграционная  политика». Под миграцией населения  мы подразумеваем любое территориальное  перемещение населения, связанное  с пересечением как внешних, так  и внутренних границ административно-территориальных  образований с целью смены  постоянного места жительства или  временного пребывания на территории для осуществления учебы или  трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих.

Выявила следующие факторы миграции: факторы притягивающие, побуждающее  население переселяться в те регионы, где качество жизни, благодаря набору природных и экономических условий  будет выше, чем в регионе предыдущего  проживания; факторы выталкивающие, складывающиеся в регионах постоянного  проживания обстоятельства, также природного или экономического характера, воздействие  которых делает невозможным дальнейшее проживание в данном регионе, независимо от того, существуют ли условия в  регионе переселения для успешной адаптации.

В идеологии региональной экономической  политики развитых стран важное место  занимает понимание того, что главным  ее объектом являются различного рода региональные (пространственные) неравенства - различия в уровнях развития, занятости, доходов населения, условиях предпринимательства  и т.д. Из этого следует, что на уровень миграционной привлекательности регионов, а значит на направления миграционных потоков, в первую очередь влияют меры региональной (или пространственной) экономической политики, призванной сводить к минимуму региональные неравенства.

 

Список литературы

 

1. Ионцев В.А. Международная миграция  населения: теория и история  изучения. – М.: Диалог-МГУ, 1999. С.19.

2. Население России 2000. Отв. ред.  А.Г. Вишневский, ИНХП РАН. М., 2001, С.104.

3. Население России 2000. Восьмой  ежегодный демографический доклад. Под. ред. А.Г. Вишневский. ИНХП РАН. М.: 2001.С. 102.

4. Переведенцев В.И. Миграция  населения и трудовые проблемы  Сибири. Наука, Новосибирск, 1966. С.118.

5. Рыбаковский Л.Л. “Региональный  анализ миграции” М.: С.76-106.

6. Рыбаковский Л.Л., Миграция населения:  прогнозы, факторы, политика, М.: С. 34.,С. 70.

7. Стабилизация численности населения  России (возможности и направления  демографической политики). Под общ.  ред. Кареловой Г.И., Рыбаковского  Л.Л. Изд-во Центра социального  прогнозирования. М.: 2001.С.74.

8. WWW.CSR


Информация о работе Миграционная политика РФ