Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 09:04, реферат
Национальные природные парки – новая для России форма охраны территорий.
Национальные парки наряду с задачами по охране и изучению природных комплексов должны обеспечивать туризм и рекреацию граждан.
На их территории могут сохраняться земельные участки иных пользователей и собственников с преимущественным правом национального парка на покупку такой земли.
Введение 3
Общая характеристика ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» 4
Правовой режим национальных и природных парков 6
Заключение 15
Список литературы 16
Содержание
Введение 3
Общая характеристика ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» 4
Правовой режим национальных и природных парков 6
Заключение 15
Список литературы 16
Национальные природные парки – новая для России форма охраны территорий.
Национальные парки наряду
с задачами по охране и изучению
природных комплексов должны обеспечивать
туризм и рекреацию граждан.
На их территории могут сохраняться земельные
участки иных пользователей и собственников
с преимущественным правом национального
парка на покупку такой земли.
Первые два («Лосиный остров» и «Сочинский») были созданы лишь в 1983 году, 12 из 32 – в последние пять лет.
Реализация правового
статуса национальных парков пока еще
сталкивается с серьезным противодействием
со стороны хозяйствующих
Пока эту форму нельзя считать эффективным
методом территориальной охраны живой
природы, однако внимание общественности
и тенденции, известные по другим странам,
дают достаточно надежд на постепенную
реализацию потенциала этой формы охраны
природных комплексов.
На территориях национальных парков устанавливается
дифференцированный режим особой охраны
с учетом их природных, историко-культурных
и иных особенностей.
Вышеизложенные положения свидетельствуют об актуальности данной работы, рассматривающей правовой статус национальных парков как вида особо охраняемых природных территорий.
Важнейший источник экологического права - Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды. В системе Российской Федерации имеется немало нормативных актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования и стандартизации. Основным из них является Федеральный закон «Об охране окружающей среды», который определяет систему экологических нормативов и стандартов, критерии их установления, органы, ответственные за разработку и утверждает эти нормативы.
Данный закон включает
в себя 16 глав и 84 статьи, насчитывает
23 руководящих положения (принципа)
и регулирует отношения в сфере
взаимодействия общества и природы,
возникающие при осуществлении
хозяйственной и иной деятельности,
связанной с воздействием на природную
среду как важнейшую
Закон является природоохранным
и специальным источником экологического
права и определяет правовые основы
государственной политики в области
охраны окружающей среды, обеспечивающие
сбалансированное решение социально-
В главе 1 (ст.ст. 1-4) закона дается определение основных понятий экологического законодательства (окружающая среда, природная среда, природные ресурсы и другие.)1, закрепляющая принципы охраны окружающей среды, а также перечисляются объекты охраны окружающей среды.
Глава 2 (ст.ст. 5-10) посвящена
основам управления в области
охраны окружающей среды в ней
определены полномочия органов государственной
власти РФ и субъектов РФ, а также
органов местного самоуправления в
данной области. Крайне важной представляется
глава 3 (ст.ст. 11-13) закона, устанавливающая
права и обязанности граждан
и общественных и иных некоммерческих
объединений в данной области. В
главе 4 (ст.ст.14-18) перечислены методы
экономического регулирования в
области охраны окружающей среды, к
которым, в частности, отнесены: разработка
государственных прогнозов
Глава 10 (ст. 63) закона в общих чертах раскрывает понятие государственного экологического мониторинга и определяет цели его осуществления. Глава 11 (ст.ст. 64-69) раскрывает содержание и задачи контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля), а также устанавливает его виды. Главы 12 (ст.70) и 13 (ст.ст. 71-74) соответственно касаются вопросов проведения научных исследований в области охраны окружающей среды и формирования экологической культуры. Глава 14 (ст.ст. 75-80) закона посвящена ответственности за нарушение законодательства в данной области и порядку разрешения экологическо-правовых споров. Глава 15 (ст.ст. 81-82)-международному сотрудничеству в области природоохраны. Глава16 (ст.ст. 83-84) содержит заключительные положения, устанавливающие порядок вступления закона в силу, а также отменяющие действие ряда нормативных правовых актов, в том числе Закона РСФСР от 19 декабря 1991 года «Об охране окружающей природной среды».
Федеральный закон "Об охране окружающей среды"1 перечисляет следующие объекты охраны окружающей среды, подлежащие особой охране:
К российским объектам всемирного природного наследия относятся "Девственные леса Коми", озеро Байкал, "Вулканы Камчатки", "Золотые горы Алтая", Западный Кавказ и включенный в Список всемирного наследия в декабре 2001 г. "Центральный Сихотэ-Алинь" - уникальный горный район, расположенный в Приморском крае и имеющий выход на побережье Японского моря; объекты всемирного культурного наследия - Московский Кремль и Красная площадь, исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников, Кижи, исторический центр Новгорода и памятники, расположенные в его окрестностях, белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли и Церковь Бориса и Глеба в Кидекше, историко-культурный комплекс Соловецких островов, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, Церковь Вознесения в Коломенском, ансамбль Ферапонтова монастыря, историко-архитектурный ансамбль Казанского Кремля, Куршская коса".
Часть из перечисленных объектов относится к особо охраняемым природным территориям, установленным Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", и является объектом общенационального достояния. С учетом последней редакции Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:
федерального значения - государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки;
федерального либо регионального значения - государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки; ботанические сады;
федерального, регионального либо местного значения - лечебно-оздоровительные местности и курорты.
федерального значения являются
федеральной собственностью и находятся
в ведении федеральных органов
исполнительной власти, Об особо охраняемых
природных территориях
Особо охраняемые природные территории являются не совокупностью отдельных объектов окружающей среды, а природными комплексами. Особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Все особо охраняемые природные территории и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд. Данные об особо охраняемые природные территории заносятся в государственный кадастр особо охраняемые природные территории. Государственный кадастр 8 особо охраняемые природные территории включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Охраняемые природные территории традиционно занимают в России особое место в системе территориальной охраны природы. Их развитие началось в начале 20 века и к его концу в стране сложилась уникальная сеть различных охраняемых природных территорий, основой которой стали особо охраняемые природные территории: Первый заповедник на территории России появился в 1916 г. - Баргузинский государственный природный заповедник (оз. Байкал). С тех пор развитие сети шло по нарастающей с несколькими случаями массовых ликвидаций заповедников (например, в 1951 и 1961 гг.)2.
Правовой режим национальных и природных парков законодательно определен в ряде специальных нормативных актов, среди которых можно выделить Положение о национальных природных парках,9 и Положение о порядке предоставления в аренду земельных участков на территории национального парка.
Можно сказать, что «национальными, природными парками объявляются изъятые из хозяйственного использования значительные по площади особо охраняемые природные комплексы, имеющие экологическое, генетическое, эколого-культурное, научно-эстетическое значение как типичные или редкие ландшафты, как среда обитания, как сообщество растений и животных, место отдыха, туризма, экскурсий населения».
Национальные парки являются
природоохраняемыми, экологическо-
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану, передаются в пользование национальным паркам по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников.
Конкретный национальный
парк функционирует на основании
положения, утверждаемого государственным
органом, в ведении которого он находится,
по согласованию со специально уполномоченным
на то государственным органом
Система национальных парков России начала формироваться сравнительно недавно: первый национальный парк «Сочинский» был создан в 1993 году. Всего в российской Федерации к началу 1999 года функционировали 34 национальных парка, суммарная официально установленная площадь которых составляла 6784,6 тыс. га., а к началу 2000г., – 35 парков общей площадью 6956 тыс. га (0,4% всей территории страны).
На национальные парки возлагаются следующие задачи:
- сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;