Национальные и природные парки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 09:04, реферат

Краткое описание

Национальные природные парки – новая для России форма охраны территорий.
Национальные парки наряду с задачами по охране и изучению природных комплексов должны обеспечивать туризм и рекреацию граждан.
На их территории могут сохраняться земельные участки иных пользователей и собственников с преимущественным правом национального парка на покупку такой земли.

Содержание

Введение 3
Общая характеристика ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» 4
Правовой режим национальных и природных парков 6
Заключение 15
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

кр парки.docx

— 33.98 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 3

Общая характеристика ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» 4

Правовой  режим национальных и природных  парков 6

Заключение 15

Список литературы 16

 

 

Введение

Национальные природные  парки – новая для России форма  охраны территорий.

Национальные парки наряду с задачами по охране и изучению природных комплексов должны обеспечивать туризм и рекреацию граждан.  
На их территории могут сохраняться земельные участки иных пользователей и собственников с преимущественным правом национального парка на покупку такой земли.

Первые два («Лосиный остров»  и «Сочинский») были созданы лишь в 1983 году, 12 из 32 – в последние  пять лет. 

Реализация правового  статуса национальных парков пока еще  сталкивается с серьезным противодействием со стороны хозяйствующих субъектов, деятельность которых этим статусом ограничивается. 
Пока эту форму нельзя считать эффективным методом территориальной охраны живой природы, однако внимание общественности и тенденции, известные по другим странам, дают достаточно надежд на постепенную реализацию потенциала этой формы охраны природных комплексов. 
На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей.

Вышеизложенные положения  свидетельствуют об актуальности данной работы, рассматривающей правовой статус национальных парков как вида особо  охраняемых природных территорий.

 

Общая характеристика ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»

Важнейший источник экологического права - Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды. В системе Российской Федерации  имеется немало нормативных актов, регулирующих отношения в области  экологического нормирования и стандартизации. Основным из них является Федеральный  закон «Об охране окружающей среды», который определяет систему экологических  нормативов и стандартов, критерии их установления, органы, ответственные  за разработку и утверждает эти нормативы.

Данный закон включает в себя 16 глав и 84 статьи, насчитывает 23 руководящих положения (принципа) и регулирует отношения в сфере  взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении  хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную  среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой  жизни на Земле, в пределах территории Российской федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Закон является природоохранным  и специальным источником экологического права и определяет правовые основы государственной политики в области  охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических  задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и  природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих  поколений, укрепления правопорядка в  области охраны окружающей среды  и обеспечения экологической  безопасности.

В главе 1 (ст.ст. 1-4) закона дается определение основных понятий экологического законодательства (окружающая среда, природная  среда, природные ресурсы и другие.)1, закрепляющая принципы охраны окружающей среды, а также перечисляются  объекты охраны окружающей среды.

Глава 2 (ст.ст. 5-10) посвящена  основам управления в области  охраны окружающей среды в ней  определены полномочия органов государственной  власти РФ и субъектов РФ, а также  органов местного самоуправления в  данной области. Крайне важной представляется глава 3 (ст.ст. 11-13) закона, устанавливающая  права и обязанности граждан  и общественных и иных некоммерческих объединений в данной области. В  главе 4 (ст.ст.14-18) перечислены методы экономического регулирования в  области охраны окружающей среды, к  которым, в частности, отнесены: разработка государственных прогнозов социально- экономического развития на основе экологических  прогнозов; разработка федеральных  программ в области экологического развития российской Федерации и  целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации; установление платы за негативное воздействие на окружающую среду  и другие методы экономического регулирования  по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды. Главы 5 (ст.ст. 19-31) и главы 6 (ст.ст. 32-33) закона раскрывают содержание и цели таких важнейших природоохранных  институтов (мероприятий) как экологическое  нормирование, оценка воздействия на окружающую среду и экологическая  экспертиза. Глава 7 (ст.ст. 34-56) является самым объемным разделом закона и  содержит требования в области охраны окружающей среды при осуществлении  хозяйственной и иной деятельности. Глава 8 (ст.57) закона посвящена экологически неблагополучным территориям. Глава 9 (ст.ст. 58-62) посвящена мерам охраны природных объектов, находящихся  под особой охраной (редкие и находящиеся  под угрозой исчезновения растения и животные и другие организмы 2).

Глава 10 (ст. 63) закона в общих  чертах раскрывает понятие государственного экологического мониторинга и определяет цели его осуществления. Глава 11 (ст.ст. 64-69) раскрывает содержание и задачи контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля), а  также устанавливает его виды. Главы 12 (ст.70) и 13 (ст.ст. 71-74) соответственно касаются вопросов проведения научных исследований в области охраны окружающей среды и формирования экологической культуры. Глава 14 (ст.ст. 75-80) закона посвящена ответственности за нарушение законодательства в данной области и порядку разрешения экологическо-правовых споров. Глава 15 (ст.ст. 81-82)-международному сотрудничеству в области природоохраны. Глава16 (ст.ст. 83-84) содержит заключительные положения, устанавливающие порядок вступления закона в силу, а также отменяющие действие ряда нормативных правовых актов, в том числе Закона РСФСР от 19 декабря 1991 года «Об охране окружающей природной среды».

Правовой режим  национальных и природных парков

Федеральный закон "Об охране окружающей среды"1 перечисляет следующие объекты охраны окружающей среды, подлежащие особой охране:

    • объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия;
    • государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
    • государственные природные заказники;
    • памятники природы;
    • национальные, природные и дендрологические парки;
    • ботанические сады;
    • лечебно-оздоровительные местности и курорты;
    • иные природные комплексы;
    • исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации;
    • объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;
    • континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации;
    • редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

К российским объектам всемирного природного наследия относятся "Девственные  леса Коми", озеро Байкал, "Вулканы  Камчатки", "Золотые горы Алтая", Западный Кавказ и включенный в Список всемирного наследия в декабре 2001 г. "Центральный Сихотэ-Алинь" - уникальный горный район, расположенный в Приморском крае и имеющий выход на побережье Японского моря; объекты всемирного культурного наследия - Московский Кремль и Красная площадь, исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников, Кижи, исторический центр Новгорода и памятники, расположенные в его окрестностях, белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли и Церковь Бориса и Глеба в Кидекше, историко-культурный комплекс Соловецких островов, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, Церковь Вознесения в Коломенском, ансамбль Ферапонтова монастыря, историко-архитектурный ансамбль Казанского Кремля, Куршская коса".

Часть из перечисленных объектов относится к особо охраняемым природным территориям, установленным  Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", и является объектом общенационального достояния. С учетом последней редакции Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

федерального значения - государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки;

федерального либо регионального  значения - государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки; ботанические сады;

федерального, регионального  либо местного значения - лечебно-оздоровительные местности и курорты.

федерального значения являются федеральной собственностью и находятся  в ведении федеральных органов  исполнительной власти, Об особо охраняемых природных территориях регионального  значения являются собственностью субъектов  Российской Федерации и находятся  в ведении органов государственной  власти субъектов РФ, особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

Особо охраняемые природные  территории являются не совокупностью  отдельных объектов окружающей среды, а природными комплексами. Особо  охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Все особо охраняемые природные  территории и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие  особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное  и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд. Данные об особо охраняемые природные  территории заносятся в государственный  кадастр особо охраняемые природные  территории. Государственный кадастр 8 особо охраняемые природные территории включает в себя сведения о статусе  этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Охраняемые природные  территории традиционно занимают в  России особое место в системе  территориальной охраны природы. Их развитие началось в начале 20 века и  к его концу в стране сложилась  уникальная сеть различных охраняемых природных территорий, основой которой  стали особо охраняемые природные  территории: Первый заповедник на территории России появился в 1916 г. - Баргузинский государственный природный заповедник (оз. Байкал). С тех пор развитие сети шло по нарастающей с несколькими случаями массовых ликвидаций заповедников (например, в 1951 и 1961 гг.)2.

Правовой режим национальных и природных парков законодательно определен в ряде специальных  нормативных актов, среди которых  можно выделить Положение о национальных природных парках,9 и Положение  о порядке предоставления в аренду земельных участков на территории национального  парка.

Можно сказать, что «национальными, природными парками объявляются  изъятые из хозяйственного использования  значительные по площади особо охраняемые природные комплексы, имеющие экологическое, генетическое, эколого-культурное, научно-эстетическое значение как типичные или редкие ландшафты, как среда обитания, как  сообщество растений и животных, место  отдыха, туризма, экскурсий населения».

Национальные парки являются природоохраняемыми, экологическо-просветительскими  и научно исследовательскими учреждениями, территории которых включают природные  комплексы и объекты, имеющие  особую экологическую, историческую и  эстетическую ценность, и которые  предназначены для использования  в природоохранных, просветительских и культурных целях и для регулируемого  туризма.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются  в пользование национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану, передаются в пользование национальным паркам по согласованию с государственным  органом охраны памятников истории  и культуры. В отдельных случаях  в границах национальных парков могут  находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников.

Конкретный национальный парк функционирует на основании  положения, утверждаемого государственным  органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Вокруг национального  парка создается охранная зона с  ограниченным режимом природопользования.

Система национальных парков России начала формироваться сравнительно недавно: первый национальный парк «Сочинский»  был создан в 1993 году. Всего в российской Федерации к началу 1999 года функционировали 34 национальных парка, суммарная официально установленная площадь которых  составляла 6784,6 тыс. га., а к началу 2000г., – 35 парков общей площадью 6956 тыс. га (0,4% всей территории страны).

На национальные парки  возлагаются следующие задачи:

- сохранение природных  комплексов, уникальных и эталонных  природных участков и объектов;

Информация о работе Национальные и природные парки