Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 17:46, контрольная работа

Краткое описание

1.Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности — совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.
1.1 Цели и задачи введения нетарифных мер

Вложенные файлы: 1 файл

Рефер.docx

— 61.85 Кб (Скачать файл)

Уже к концу 1994 года, лицензирование 33-х  видов деятельности осуществлялось в соответствии с отдельными Законами и Указами Президента (например, банковская деятельность, телерадиовещание, нотариат, торговля подакцизными товарами, использование недр и природных  ресурсов, частная сыскная и охранная, таможенная и др.). Порядок и полномочия по их регулированию определялись более  чем 300-ми действующими законодательными и нормативно-правовыми актами федерального уровня. Еще более значительное количество актов принято на территориальном  и ведомственном уровнях. Однако, ни в одном из правовых актов, предусматривавших лицензирование, не было дано обоснование, почему, в силу каких объективных причин этот вид деятельности необходимо лицензировать, что свидетельствовало об отсутствии в законодательстве критериев отнесения тех или иных видов деятельности к лицензируемым, легального определения самого понятия лицензирования, которое дало бы базу для всего правового режима.

Государство с большим опозданием взяло на себя функции по ограничению масштабов  региональных и ведомственных инициатив, упорядочению хаотичного и неуправляемого процесса лицензирования.

24 декабря 1994 года было принято  Постановление Правительства Российской  Федерации N 1418 "О лицензировании  отдельных видов деятельности". Принципиальными положениями введенного  Постановления N 1418 являлись:

1. Определение целей и критериев  отнесения видов деятельности  к лицензируемым. Установление единого порядка и исключительной прерогативы Правительства РФ на введение лицензируемых видов деятельности без передачи права определения основных процедурных вопросов на места, а также министерствам, ведомствам.

2. Сокращение перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, исходя  из того, что должен быть осуществлен переход от лицензирования отдельных видов деятельности к системе сертификации, независимой потребительской экспертизы, а также усилению функций надзорных органов.

3. Установление минимального срока  действия лицензии - 3 года, без ограничения  сверху.

4. Определение, что порядок взимания  платы за лицензию исходит  из принципа бесприбыльности  лицензионной деятельности.

5. Четкое разграничение полномочий  федеральных и региональных органов  власти при осуществлении лицензирования  видов деятельности.

Таким образом, введением Постановления N 1418 был сделан первый шаг на пути пресечения административного произвола  на федеральном, региональном и местном  уровнях.

Указанным Постановлением Правительства предусматривалась  разработка в двухмесячный срок органами, уполномоченными на осуществление  лицензионной деятельности, положений  о лицензировании конкретных видов  деятельности, в которых, в зависимости  от специфики, должны быть детализированы перечень документов, необходимых для  получения лицензии, условия осуществления  данного вида деятельности, порядок  контроля за соблюдением условий, предусмотренных  лицензией, право и порядок передачи федеральными органами исполнительной власти полномочий органам исполнительной власти субъектов РФ.

Анализ  разработанных уполномоченными  ведомствами положений о лицензировании конкретных видов деятельности показывает, что ситуация в сфере лицензирования имеет тенденцию к улучшению, но еще далека от совершенства.

Особо следует остановиться на уровне подготовки и содержании положений о лицензировании. Данные положения, за редким исключением, не отражают специфику лицензируемого вида деятельности. Ни один из указанных  выше моментов не раскрывается в должной  мере, практически идет дублирование единого порядка лицензирования. Таким образом выхолащивается присущая каждому из видов деятельности специфика лицензирования. Практически единственным пунктом, вносящим что-то характерное для формирования условий осуществления конкретной деятельности, является пункт о перечне документов, необходимых для получения лицензии.

Положения, подготавливаемые федеральными органами исполнительной власти по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют субъекты РФ, разрабатывались зачастую без участия или без учета  замечаний органов исполнительной власти субъектов РФ. В ряде случаев, несмотря на целесообразность этого, отсутствовала  передача федеральными органами полномочий по осуществлению лицензионной деятельности субъектам РФ. И ни в одном из положений не даны порядок или конкретные механизмы передачи полномочий.

В целом же, Постановление Правительства  Российской Федерации N 1418 способствовало нормализации ситуации в области  лицензирования.

Очевидные недостатки действующей в РФ системы  лицензирования, а также требования Гражданского Кодекса РФ (ст.49), стимулировали  создание цивилизованной законодательной  базы государственного лицензирования на территории всей Российской Федерации. Федеральный закон должен закрепить  следующие основные принципы:

- установление критериев отнесения  того или иного вида деятельности  к категории лицензируемых;

- установление закрытого перечня  лицензируемых видов деятельности;

- установление и обеспечение соблюдения  на всей территории России  единых основополагающих принципов  лицензирования, определяющих единую  государственную политику в области  лицензирования отдельных видов  деятельности;

- соблюдение прав и полномочий  субъектов Российской Федерации  по предметам ведения, отнесенным  к их компетенции ст.73 Конституции  РФ;

- установление минимального состава  пакета документов, представляемого  для получения лицензии;

- определение действенного механизма  контроля за осуществлением лицензируемых видов деятельности, позволяющего выявлять недобросовестных, неквалифицированных производителей товаров и услуг и оперативно устранять их с рынка.

Основанная  на этих принципах система лицензирования была бы направлена на реализацию интересов  предпринимателя, потребителя, государства  и обеспечила:

1. Субъекту предпринимательства:

- простоту выхода на рынок максимального  числа новых предпринимательских  структур;

- снижение до минимума лицензионных  сборов и других расходов, связанных  с получением лицензии;

- все виды поддержки и защиты  законопослушного, цивилизованного  предпринимателя со стороны государства,  в том числе, защиту от монополизма  и недобросовестной конкуренции.

2. Потребителю:

- гарантии защиты от проникновения  на рынок опасных для жизни  и здоровья, некачественных товаров  и услуг;

- возможность досудебного рассмотрения  и решения спорных вопросов, максимально  сжатого по срокам возмещения  причиненного ущерба.

3. Государству:

- развитие и цивилизованное функционирование  рынка;

- создание благоприятных условий  для соблюдения баланса интересов  предпринимателя, потребителя, государства;

- прямое и косвенное увеличение  налоговых поступлений в бюджет.

В сентябре 1996 года Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект закона "О лицензировании отдельных  видов деятельности". В октябре  того же года Государственная Дума рассмотрела проект в первом чтении и направила его на доработку  в Комитет Думы по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности (председатель Комитета - депутат Бунич  П.Г.).

Проект  Закона активно обсуждался органами законодательной и представительной власти субъектов Федерации и к концу 1996 года в Думу поступило более 300 поправок, однако, большинство из них не было учтено.

Игнорирование интересов и законных прав субъектов  Российской Федерации явилось одной  из основных причин того, что представленный в Государственную Думу проект Федерального закона носил сугубо ведомственный  характер, а ряд его положений  нарушал нормы Конституции Российской Федерации и Договора о разграничении  полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов  Федерации. Законопроект грешил также  откровенными недоработками в части, касающейся ответственности юридических  и физических лиц за осуществлением деятельности без лицензии, а также  за нарушение лицензионных условий  и требований.

Тем не менее, в сентябре 1998 года Закон  Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" был принят Государственной Думой  Российской Федерации и вступил  в силу 3 октября 1998 года.

Оценивая  закон в целом, следует четко  сказать, что это не новая редакция правительственного проекта, а совершенно новый правовой акт, в котором, правда, использованы отдельные текстовые  элементы предыдущего.

Изменилась  терминология: лицензионные органы стали  лицензирующими; лицензия из "документа" превратилась в "разрешение" или "право", в результате чего в  законе появились документы, подтверждающие наличие лицензии.

Но  гораздо важнее, что в корне  изменилась концепция закона. Если раньше говорили о недостаточном  учете прав субъектов Федерации, то теперь этих прав у субъектов  просто нет. Это, в частности, нашло  свое отражение в исключении из числа  основных принципов лицензирования такого принципа как сочетание интересов  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и  лицензиатов. Правда в тексте закона органы исполнительной власти субъектов  Федерации упоминаются три-четыре раза, но каковы их полномочия, кто их определяет в законе не сказано. Вообще, отсутствуют какие-либо упоминания о правах субъектов Федерации  в области лицензирования.

Принципиальным  нововведением является положение  о судебном порядке аннулирования  лицензий в случае неоднократного или  грубого нарушения лицензионных условий.

По моему мнению, Закон Российской Федерации "О лицензировании отдельных  видов деятельности" (N 158-ФЗ от 25.09.98 г.) является шагом назад в области  лицензирования отдельных видов  деятельности.

3.ИНСТРУКЦИЯ ОБ ОПЕРАТИВНОМ И ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ВВОЗОМ И ВЫВОЗОМ ЛИЦЕНЗИРУЕМЫХ ТОВАРОВ 
 
1. Настоящая Инструкция об оперативном и централизованном контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров (далее - Инструкция) устанавливает единый порядок регистрации и учета лицензий в таможенных органах Российской Федерации и таможенного контроля ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации товаров, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено лицензирование.  
 
3.1 Контроль за заполнением бланка лицензии 
 
2. Лицензии оформляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с установленным порядком.  
Порядок заполнения лицензии и образец бланка лицензии ГТК России доводит до сведения таможенных органов.  
3. Владельцем лицензии является лицо, получившее лицензию в соответствии с установленным порядком.  
Владелец лицензии должен до фактического перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации представить оригинал лицензии для регистрации в таможню, в регионе которой находится владелец лицензии (далее - таможня оригинала лицензии).  
4. Оригинал лицензии представляют в подразделение таможни, осуществляющее контроль за ввозом и вывозом лицензируемых товаров и соблюдением мер нетарифного регулирования и экспортного контроля (далее - отдел таможни оригинала лицензии).  
5. Отдел таможни оригинала лицензии проверяет правильность заполнения лицензии. Лицензии, заполненные с нарушением установленного порядка, к регистрации не принимаются.  
6. Оригинал лицензии регистрирует отдел таможни оригинала лицензии в Журнале регистрации оригиналов лицензий (приложение 1, форма 1).  
Листы Журнала регистрации оригиналов лицензий должны быть пронумерованы, прошиты и сброшюрованы. Журнал регистрации оригиналов лицензий подписывает начальник таможни (его заместитель), подпись заверяется печатью таможни. Любые изменения и исправления в записях должны быть подписаны уполномоченным должностным лицом отдела таможни оригинала лицензии и заверены его личной номерной печатью.  
7. Должностное лицо отдела таможни оригинала лицензии на оборотной стороне оригинала лицензии указывает номер и срок действия лицензии, наименования, коды таможен, в регионе деятельности которых находятся получатели (отправители) товаров, и количество ввозимых или вывозимых товаров напротив наименования соответствующей таможни (приложение 2, форма 1), подписывает внесенные сведения и заверяет личной номерной печатью. Количество товаров должно указываться в основных или дополнительных единицах измерения в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД России) и соответствовать количеству, указанному в лицензии.  
8. Сведения, указанные в пункте 8, вносятся на основании представляемого владельцем лицензии в отдел таможни оригинала лицензии письменного заявления в произвольной форме, к которому должны быть приложены копии контрактов (договоров), в том числе, в случае необходимости, договоров комиссии, а также других документов, позволяющих определить места нахождения получателей (отправителей) и количество товаров, ввозимых (вывозимых) ими.  
К заявлению прикладываются также копии лицевой стороны оригинала лицензии, число которых должно соответствовать числу таможен, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска), через которые будет осуществляться ввоз (вывоз) товаров по данной лицензии. В заявлении должны быть указаны наименования таможен, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска на границе.  
9. После внесения сведений на оборотную сторону оригинала лицензии должностное лицо отдела таможни оригинала лицензии делает копии лицевой и оборотной стороны лицензии, число которых должно соответствовать числу таможен, которые будут производить таможенное оформление товаров по этой лицензии.  
10. На копии лицевой и оборотной стороны лицензии, приложений к лицензии, а также представленной владельцем лицензии копии лицевой стороны лицензии для целей таможенного контроля в пунктах пропуска уполномоченное должностное лицо отдела таможни оригинала лицензии проставляет в правом верхнем углу штамп "Копия. Регистрационный N _____", подпись и оттиск личной номерной печати.  
Регистрационный номер, указываемый на копиях, соответствует регистрационному номеру лицензии, присвоенному по журналу регистрации оригиналов лицензии, который состоит из следующих элементов: 

    99999999/X-NNNN

    -------- - ----,

        1    2  3

 
 
где: 1 - код таможенного органа; 2 - буква "И" в случае регистрации  лицензии на ввозимые товары, "Э" - в случае регистрации лицензии на вывозимые товары; 3 - четырехзначный порядковый номер, присваиваемый по Журналу регистрации оригиналов лицензий.  
11. Отдел таможни оригинала лицензии формирует электронную базу данных зарегистрированных лицензий и не позднее 5 числа каждого календарного месяца, следующего за отчетным, направляет ее в ГНИВЦ ГТК России по электронным каналам связи с внесенными в предыдущем месяце изменениями и дополнениями. Передачу указанной информации осуществляет подразделение таможни, на которое возложена функция информационно-технического обеспечения.  
12. Владелец лицензии направляет заверенные в соответствии с пунктом 11 копии лицензии в таможни, которые будут производить таможенное оформление товаров, и в таможни, через пункты пропуска которых будет осуществляться ввоз (вывоз) товаров. Принятие таможнями незаверенных копий лицензий не допускается.  
13. Одну копию лицевой и оборотной стороны лицензии не позднее следующего дня после регистрации оригинала лицензии таможня направляет в ГНИВЦ ГТК России. На этой копии должностное лицо отдела, зарегистрировавшего оригинал лицензии и оформившего все ее копии, вместо указанного в пункте 11 штампа в правом верхнем углу копии лицензии делает пометку "В ГНИВЦ ГТК России", подписывает ее и заверяет личной номерной печатью.  
 
3.2 Оперативный контроль за ввозом и вывозом лицензируемых товаров 
 
14. Копия лицензии представляется в подразделение таможни, к компетенции которого относятся вопросы нетарифного регулирования и экспортного контроля (далее - отдел таможни копии лицензии).  
Копию лицензии регистрирует отдел таможни копии лицензии в Журнале регистрации копий лицензий (приложение 1, форма 2).  
Листы Журнала регистрации копий лицензий должны быть пронумерованы, прошиты и сброшюрованы. Журнал регистрации копий лицензий подписывает начальник таможни (его заместитель), подпись заверяется печатью таможни. Любые изменения и исправления в записях подписывает уполномоченное должностное лицо отдела таможни копий лицензии и заверяет личной номерной печатью.  
Должностное лицо отдела таможни копии лицензии указывает в графе "Наименование таможенного поста, в котором производится таможенное оформление товара" на оборотной стороне копии лицензии наименование таможенных постов, в которых будет осуществляться таможенное оформление товаров, с указанием количества товара, оформляемого каждым из указанных таможенных постов (приложение 2, форма 2). Данные сведения вносятся на основании представляемого владельцем лицензии в отдел таможни копии лицензии письменного заявления в произвольной форме, к которому должны быть приложены копии контрактов (договоров), в том числе, в случае необходимости, договоров комиссии, а также других документов, позволяющих определить места нахождения отправителей (получателей) товара и количество товара, вывозимого (ввозимого) ими.  
После заполнения оборотной стороны копии лицензии для каждого таможенного поста, указанного на оборотной стороне копии лицензии, должностное лицо отдела таможни копии лицензии делает копии лицевой стороны лицензии, заполняет листы исполнения лицензии (приложение 3), подписывает их и заверяет личной номерной печатью. 15. Копии лицевой стороны лицензии и листы исполнения лицензии отдел таможни копии лицензии передает на таможенные посты или отделы таможенного оформления и таможенного контроля (ОТОиТК) для осуществления таможенного оформления товаров, ввозимых (вывозимых) по этой лицензии.  
Копии лицензий и листы исполнения хранятся на таможенных постах (ОТОиТК) в специальных папках по порядковым номерам.  
16. В процессе таможенного оформления лицензируемого товара должностные лица таможенного поста (ОТОиТК) проверяют соответствие сведений, указанных в грузовых таможенных декларациях (ГТД), сведениям, указанным в копии лицензии. В случае выявления существенных несоответствий сведений, заявленных в ГТД, сведениям, указанным в лицензии, товар выпуску не подлежит до внесения изменений в ГТД в установленном порядке либо до внесения изменений в лицензию или до переоформления лицензии.  
17. Таможенный пост (ОТОиТК) осуществляет выпуск товаров по лицензии, в пределах количества, указанного в листе исполнения лицензии.  
При выпуске товара в счет лицензии должностное лицо таможенного поста (ОТОиТК) указывает номер ГТД, количество товара и дату выпуска товара в листе исполнения лицензии. Не позднее следующего рабочего дня после выпуска товара в отдел таможни копии лицензии должно быть направлено письменное извещение о произведенном выпуске товара в счет квоты, указанной в лицензии, по следующей форме:  
 

Информация о работе Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности