Особенности проведения историко-биографических экскурсий
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 22:24, курсовая работа
Краткое описание
Во всех важнейших исторических событиях главным всегда были люди, их дела и свершения. В названиях улиц и площадей Барановичей свято хранится боевой и трудовой подвиг, творческое наследие земляков и славных сыновей нашей, увы, бывшей великой державы государственных деятелей и ученых, писателей и полководцев, партизан и подпольщиков, героев мирных будней. Из полутора тысяч названий улиц Барановичей 150 носят их имена.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..…6 ГЛАВА 1 Особенности проведения историко-биографических экскурсий….……………………….…8 1.1 Историко-биографические элементы в структуре комбинированной городской экскурсии………………………….8 1.2 Использование методических приемов цитирования в историко-биографических экскурсиях…………………………..19 ГЛАВА 2 ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ЭКСКУРСИИ……......25 Заключение……………………………………………...30 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
ГЛАВА 1 Особенности
проведения историко-биографических экскурсий….……………………….…8
1.1 Историко-биографические
элементы в структуре комбинированной
городской экскурсии………………………….8
1.2 Использование методических
приемов цитирования в историко-биографических
экскурсиях…………………………..19
ГЛАВА 2 ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ЭКСКУРСИИ……......25
Заключение……………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...31
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Во всех важнейших исторических
событиях главным всегда были люди, их
дела и свершения. В названиях улиц и площадей
Барановичей свято хранится боевой и трудовой
подвиг, творческое наследие земляков
и славных сыновей нашей, увы, бывшей
великой державы государственных деятелей
и ученых, писателей и полководцев, партизан
и подпольщиков, героев мирных будней.
Из полутора тысяч названий улиц Барановичей
150 носят их имена.
Название многих улиц своим
рождением обязаны конкретным событиями,
имеющим самое прямое отношение к истории
становления и развития самого города:
Проминского и Притыцкго, Чернышева и
Баранова; имена героев Великой Отечественной
унаследовали улицы Жукова и Рокоссовского,
Санковского и Фроленкова, Грицевца и
Холостякова, Чурилина, Рагули, Лисина;
имена славных партизан и подпольщиков
увековечили улицы Бадака, Дорошевича,
Царюка, Кабушкина.
Как дань уважения городам-побратимам
из дальнего зарубежья в Барановичах появились
бульвары Хейнола, Щтоккерау.
Массовые жилые застройки на
окраине Барановичей в свором времени
дадут названия десяткам новых улиц. Нет
сомнения, что они получат достойные имена.
Ведь город наш растет, является крыпным
железнодорожным узлом, промышленным
и культурным центром.
Цель: ознакомление с историко-биографическими
экскурсиями на примере конкретных объектов
города Барановичи на улицах Чернышевского,
Рагули, Мицкевича и Грицевца.
Объектом исследования являются
тематические историко-краеведческие
экскурсии.
Предметом исследования является
разработка автобусной историко-биографическая
экскурсия “Их именами названы улицы
города Барановичи”.
Задачи:
- рассмотреть метод цитирования
в комбинированных городских экскурсиях;
- изучить понятие историко-биографических
экскурсий;
- рассказать о жизни
Чернышевского, Рагули, Мицкевича, Грицевца;
- дать анализ ценностям данных
экскурсионных объектов и возможность
проведения экскурсий на данной территории.
Работа состоит из следующих
частей: введение, основная часть (теоретическая
и практическая части), заключение, список
использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1 Особенности
проведения историко-биографических экскурсий
Историко-биографические
элементы в структуре комбинированной
городской экскурсии
В основе современной классификации
экскурсий лежит деление по следующим
основаниям: содержанию, форме проведения,
составу участников, месту проведения,
способу передвижения.
Каждая группа имеет присущие
ей компоненты, специфику и особенности.
По содержанию экскурсии подразделяют на:
- обзорные;
- тематические.
Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. В
них используется исторический и современный
материал. Строится такая экскурсия на
показе самых различных объектов (памятников
истории и культуры, зданий и сооружении,
природных объектов, мест знаменитых событий,
элементов благоустройства города, промышленных
и сельскохозяйственных предприятий и
т.д.).
В обзорных экскурсиях события
излагаются крупным планом. Это дает общее
представление о городе, крае, области,
республике, государстве в целом. Хронологические
рамки такой экскурсии - время существования
города с первого упоминания о нем до сегодняшнего
дня и перспективы развития.[11]
Обзорные экскурсии имеют свои
особенности. В отличие от тематических,
в них формулировка темы представляет
определенную сложность. Независимо от
места, где их готовят и проводят, они практически
схожи между собой, прежде всего по своей
структуре. В каждой из них освещается
несколько подтем (история города, краткая
характеристика промышленности, науки,
культуры, народного образования и др.).
В то же время у обзорных экскурсий имеются
свои отличительные черты. Они диктуются
теми особенностями в историческом развитии,
которые присущи определенному городу,
области, краю. Например, военно-историческую
подтему включают в обзорные экскурсии
те города, на территории областей которых
происходили военные сражения. Литературные
подтемы включаются в обзорные экскурсии
городов, связанных с жизнью и деятельностью
писателей, поэтов и т.д.[11]
Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной
темы. Если это историческая тема, то в
ее основу положено одно или несколько
знаменательных событий, объединенных
одной темой. Если это экскурсия на архитектурную
тему, то предметом изучения могут стать
наиболее интересные произведения зодчества,
архитектурные ансамбли, расположенные
на улицах и площадях города, а в большом
городе - архитектурные ансамбли минувших
веков.[11]
Содержание и выбор объектов
показа тематической экскурсии, да и само
ее построение диктуется в первую очередь
темой. Проработка темы осуществляется
посредством изучения характеристик самых
разнообразных объектов, нередко имеющих
довольно мало общего между собой, но относящихся
к данной экскурсии. При этом каждый объект
рассматривается не обзорно, а избирательно:
используются лишь те характеристики,
которые нужны для раскрытия темы. Все
остальное беспощадно отбрасывается.
Привлечение дополнительных сведений
также возможно, но в большинстве случаев
не является необходимым. [4]. Логические
связки требуются либо для соблюдения
хронологии событий, либо для перехода
от одного объекта к другому. Сам же текстовый
материал должен подаваться детальнее
и глубже, чем в экскурсиях обзорных, и
обладать большей целостностью и единством
для большей убедительности в раскрытии
темы экскурсии. Например, для экскурсий
биографических, рассказывающих о каких-либо
исторических личностях, писателях, композиторах
, а также о крупных исторических событиях,
явлениях культурной жизни и искусства,
нужны не только объекты показа. Важнее
связь этих объектов с лицами или фактами,
которым посвящена данная экскурсия. («Витебск
– город Марка Шагала»). Показывая объекты,
экскурсовод заостряет внимание лишь
на том, что объединяет эти объекты с тематикой
экскурсии, опуская иные, может быть даже
очень интересные подробности. В целом
же материал тематической экскурсии должен
представлять единую картину.[4]
Резюмируя вышеизложенное,
подчеркнем главное несходство между
обзорными экскурсиями и тематическими,
включающими в себя природоведческие,
литературные, искусствоведческие, архитектурные
и т. д.[4]
Если в обзорных экскурсиях
познание экскурсантами реально существующего
объекта ставится во главу угла, то в тематических
оно служит всего лишь необходимой ступенью
к инсценировке проблемы, заявленной в
основной теме экскурсии. [9]
Отметим еще одну категорию
обзорных экскурсий, получивших к настоящему
времени широкое распространение. У таких
экскурсий нет экскурсионного объекта
в виде надстройки над остальными объектами.
В основе лежит показ и осмотр однородных,
отдельно стоящих, самостоятельных объектов
и рассказ о них. Это могут быть храмы и
монастыри, дворцы или старинные усадьбы,
вызывающие обычно повышенный интерес
экскурсантов.[9]
Задача экскурсовода — дать
обзор основных пара-метров, сообщить
характеристики и факты, связанные с данным
объектом, а также главные особенности
и отличия от аналогичных объектов, виденных
экскурсантами ранее. Рассказ экскурсовода
должен быть максимально полным, с соблюдением
хронологии событий. В данном случае объект
«работает» только на себя, на свой собственный
образ. Это обстоятельство способствует
использованию приема обобщений, без логических
переходов от темы к теме и от объекта
к объекту. Экскурсии такого рода вернее
всего считать обзорными одноплановыми.[9]
Для исторической экскурсии
единство рядом стоящих объектов и окружающей
среды приобретает важное значение, позволяя
ощутить дыхание эпохи. Отсюда главное
методическое отличие исторических экскурсий
по городу и загородной местности от экс-курсий
по историческим музеям и выставкам: выставочные
и музейные — иллюстрируют те или иные
явления прошлого экспозиционно; городские
и загородные — воссоздают эти явления,
словно оживляя минувшие времена, эпохи,
события, личности.
В пешеходных экскурсиях,
при неторопливом темпе движения группы
на маршруте обеспечиваются наиболее
благоприятные условия для показа всех
экскурсионных объектов и рассказа экскурсовода.
Длина пешеходных городских экскурсий
составляет обычно 2 - 6 км. Транспортные
экскурсии дают возможность познакомиться
с большой городской или загородной территорией,
включить в экскурсионный показ объекты,
значительно удалённые друг от друга.
В комбинированных экскурсиях сочетается
два их вида - с использованием транспортных
средств и пешеходные.
Экскурсионные организации
проводят в городе и так называемые комплексные
экскурсии, в которых планом предусматривается
во время экскурсии посещение одного из
городских музеев. Но экскурсия в музее
организуется не по всем его экспозициям,
а лишь по части, помогающей раскрыть определенную
подтему обзорной или тематической экскурсии
и тем самым сделать ее более глубокой
и содержательной.[9]
Искусствоведческая
экскурсия знакомит нас с художником Марком
Шагалом. "Я безгранично
люблю свой родной Витебск не просто потому,
что я там родился, но и, прежде всего, за
то, что там я на всю жизнь обрёл краску
своего искусства..." Марк Шагал (1887–1985) – русский художник.
[14]
В 1907 году он покинул свой родной
город Витебск, переехав в Санкт-Петербург.
Там в биографии Шагала проходило обучение
под руководством Л.Н. Бакста. В 1910 году
в Париже он начал впитывать характерные
черты кубизма в свой экспрессионистский
стиль. Шагал считается предвестником
сюрреализма.
После нескольких лет в России,
в 1922 году он переехал во Францию, где прожил
большую часть своей жизни. Он часто повторял
тематики, извлеченные из еврейской жизни
и фольклора. Кроме того художник крайне
любил использовать цветочные, животные
символы в своих полотнах.[14]
Его главные ранние работы в
основном включают фрески для еврейского
государственного театра. Среди других
известных в биографии Марка Шагала работ:
«I and the Village» (1911, музей современного искусства,
Нью-Йорк), «The Rabbi of Vitebsk» (институт искусств,
Чикаго).
Шагал разработал декорации
и костюмы для балета Стравинского «Жар-Птица»
(1945). Двенадцать витражных стекол Шагала,
символизирующие семейства Израиля, были
показаны в Париже, Нью-Йорке. После этого
витражи были установлены в медицинской
центре Хадасса в Израиле.[14]
Также в биографии Марка Шагала
были выполнены две громадные фрески для
театра “Метрополитен-опера”. Они символизировали
источники, триумф музыки, были установлены
в 1966 году. Большинство работ автора выполнены
с выдающейся изобретательностью, мастерством.
Кроме того Шагал иллюстрировал множество
книг, включая «Мертвые души» Гоголя, «Fables»
Лафотена, а также Библию (1956). В 1973 году
в Ницце открыт музей его работ.[14]
В литературной
экскурсии мы можем познакомится
с таким поэтом как Янка Купала. Родился 7 июля (25 июня
по старому стилю) 1882 году в деревне Вязынка
под Минском. Родители были обедневшие
шляхтичи, арендовавшие земли в помещичьих
угодьях. В детстве будущему поэту приходилось
много помогать отцу, который по сути,
несмотря на своё шляхетское происхождение,
принадлежал к числу безземельных крестьян
и вынужден был обрабатывать съёмные участки,
платя крупные суммы в качестве аренды
за использование угодий. После смерти
отца в 1902 году работал домашним учителем,
писарем в помещичьем имении, приказчиком
и на других работах. В обнаруженной в
белорусском Национальном историческом
архиве анкете призывника Луцевича Ивана
Доминиковича указаны его вероисповедание
— римско-католическое и национальность
— русский. [18]. Позже Иван устроился чернорабочим
на местный винокуренный завод, где продолжал
трудиться в поте лица. Хотя тяжёлая работа
отнимала у молодого человека много времени,
ему удавалось выкраивать свободные часы
на занятие самообразованием; таким образом,
вскоре будущий Янка Купала ознакомился практически
со всеми книгами из отцовской и помещичьей
библиотек. В 1898 году закончил народное
училище в местечке Беларуч. В 1908-09 г.г.
жил в Вильно, где работал в редакции первой
белорусской газеты "Наша Ніва". Там
же познакомился с будущей женой - Владиславой
Станкевич - и актрисой Павлиной Мядзёлкой,
которой Купала одно время был сильно
увлечен и в честь которой назвал героиню
своей первой пьесы - комедии "Паулінка".
С 1909 по 1913 году начинающий поэт учился
в Санкт-Петербурге на подготовительных
общеобразовательных курсах А.Черняева,
затем в 1915 году проучился в Московском
городском народном университете, который
был основан на средства известного в
Российской империи золотопромышленника
и мецената Альфонса Леоновича Шанявского
и его жены в 1908 году; университет находился
в Москве и носил имя мецената. Янка Купала поступил в народный
университет в сентябре, однако его намерениям
продолжить учёбу помешала всеобщая мобилизация,
объявленная в связи с наступлением Первой
мировой войны. Уже в начале 1916 года поэта-студента
призвали в армию и тот поступил в дорожно-строительный
отряд, в составе которого работал вплоть
до наступления событий Октябрьской революции.
[18]