Особенности проведения историко-биографических экскурсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Во всех важнейших исторических событиях главным всегда были люди, их дела и свершения. В названиях улиц и площадей Барановичей свято хранится боевой и трудовой подвиг, творческое наследие земляков и славных сыновей нашей, увы, бывшей великой державы государственных деятелей и ученых, писателей и полководцев, партизан и подпольщиков, героев мирных будней. Из полутора тысяч названий улиц Барановичей 150 носят их имена.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..…6
ГЛАВА 1 Особенности проведения историко-биографических экскурсий….……………………….…8
1.1 Историко-биографические элементы в структуре комбинированной городской экскурсии………………………….8
1.2 Использование методических приемов цитирования в историко-биографических экскурсиях…………………………..19
ГЛАВА 2 ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ЭКСКУРСИИ……......25
Заключение……………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач заготовка (восстановлен).docx

— 83.30 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..…6

ГЛАВА 1 Особенности проведения историко-биографических экскурсий….……………………….…8

1.1 Историко-биографические элементы в структуре комбинированной городской экскурсии………………………….8

1.2  Использование методических приемов цитирования в историко-биографических экскурсиях…………………………..19

ГЛАВА 2 ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ЭКСКУРСИИ……......25

Заключение……………………………………………...30

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...31

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Во всех важнейших исторических событиях главным всегда были люди, их дела и свершения. В названиях улиц и площадей Барановичей свято хранится боевой и трудовой подвиг, творческое наследие земляков и славных сыновей нашей, увы, бывшей  великой державы государственных деятелей и ученых, писателей и полководцев, партизан и подпольщиков, героев мирных будней. Из полутора тысяч  названий улиц Барановичей 150 носят их имена.

Название многих улиц своим рождением обязаны конкретным событиями, имеющим самое прямое отношение к истории становления и развития самого города: Проминского и Притыцкго, Чернышева и Баранова; имена героев Великой Отечественной унаследовали улицы Жукова и Рокоссовского, Санковского и Фроленкова, Грицевца и Холостякова, Чурилина, Рагули, Лисина; имена славных партизан и подпольщиков увековечили улицы Бадака, Дорошевича, Царюка, Кабушкина.

Как дань уважения городам-побратимам из дальнего зарубежья в Барановичах появились бульвары Хейнола, Щтоккерау.

Массовые жилые застройки на окраине Барановичей в свором времени дадут названия десяткам новых улиц. Нет сомнения, что они получат достойные имена. Ведь город наш растет, является крыпным железнодорожным узлом, промышленным и культурным центром.

Цель:  ознакомление с историко-биографическими экскурсиями на примере конкретных объектов города Барановичи на улицах Чернышевского, Рагули, Мицкевича и Грицевца.

Объектом исследования являются тематические историко-краеведческие экскурсии.

Предметом исследования является разработка автобусной историко-биографическая экскурсия “Их именами названы улицы города Барановичи”.

Задачи:

- рассмотреть метод цитирования в комбинированных городских экскурсиях;

- изучить понятие историко-биографических  экскурсий;

- рассказать о жизни Чернышевского, Рагули, Мицкевича, Грицевца;

- дать анализ ценностям данных экскурсионных объектов и возможность проведения экскурсий на данной территории.

Работа состоит из следующих частей: введение, основная часть (теоретическая и практическая части), заключение, список использованных источников, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 Особенности проведения историко-биографических экскурсий

 

    1.  Историко-биографические элементы в структуре комбинированной городской экскурсии

 

В основе современной классификации экскурсий лежит деление по следующим основаниям: содержанию, форме проведения, составу участников, месту проведения, способу передвижения.

Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

По содержанию экскурсии подразделяют на:

- обзорные;

- тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружении, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д.).

В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.[11]

Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой, прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т.д.[11]

 

 Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы. Если это историческая тема, то в ее основу положено одно или несколько знаменательных событий, объединенных одной темой. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, архитектурные ансамбли, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков.[11]

Содержание и выбор объектов показа тематической экскурсии, да и само ее построение диктуется в первую очередь темой. Проработка темы осуществляется посредством изучения характеристик самых разнообразных объектов, нередко имеющих довольно мало общего между собой, но относящихся к данной экскурсии. При этом каждый объект рассматривается не обзорно, а избирательно: используются лишь те характеристики, которые нужны для раскрытия темы. Все остальное беспощадно отбрасывается. Привлечение дополнительных сведений также возможно, но в большинстве случаев не является необходимым. [4].  Логические связки требуются либо для соблюдения хронологии событий, либо для перехода от одного объекта к другому. Сам же текстовый материал должен подаваться детальнее и глубже, чем в экскурсиях обзорных, и обладать большей целостностью и единством для большей убедительности в раскрытии темы экскурсии. Например, для экскурсий биографических, рассказывающих о каких-либо исторических личностях, писателях, композиторах , а также о крупных исторических событиях, явлениях культурной жизни и искусства, нужны не только объекты показа. Важнее связь этих объектов с лицами или фактами, которым посвящена данная экскурсия. («Витебск – город Марка Шагала»). Показывая объекты, экскурсовод заостряет внимание лишь на том, что объединяет эти объекты с тематикой экскурсии, опуская иные, может быть даже очень интересные подробности. В целом же материал тематической экскурсии должен представлять единую картину.[4]

Резюмируя вышеизложенное, подчеркнем главное несходство между обзорными экскурсиями и тематическими, включающими в себя природоведческие, литературные, искусствоведческие, архитектурные и т. д.[4]

Если в обзорных экскурсиях познание экскурсантами реально существующего объекта ставится во главу угла, то в тематических оно служит всего лишь необходимой ступенью к инсценировке проблемы, заявленной в основной теме экскурсии. [9]

Отметим еще одну категорию обзорных экскурсий, получивших к настоящему времени широкое распространение. У таких экскурсий нет экскурсионного объекта в виде надстройки над остальными объектами. В основе лежит показ и осмотр однородных, отдельно стоящих, самостоятельных объектов и рассказ о них. Это могут быть храмы и монастыри, дворцы или старинные усадьбы, вызывающие обычно повышенный интерес экскурсантов.[9]

 Задача экскурсовода — дать обзор основных пара-метров, сообщить характеристики и факты, связанные с данным объектом, а также главные особенности и отличия от аналогичных объектов, виденных экскурсантами ранее. Рассказ экскурсовода должен быть максимально полным, с соблюдением хронологии событий. В данном случае объект «работает» только на себя, на свой собственный образ. Это обстоятельство способствует использованию приема обобщений, без логических переходов от темы к теме и от объекта к объекту. Экскурсии такого рода вернее всего считать обзорными одноплановыми.[9]

Для исторической экскурсии единство рядом стоящих объектов и окружающей среды приобретает важное значение, позволяя ощутить дыхание эпохи. Отсюда главное методическое отличие исторических экскурсий по городу и загородной местности от экс-курсий по историческим музеям и выставкам: выставочные и музейные — иллюстрируют те или иные явления прошлого экспозиционно; городские и загородные  — воссоздают эти явления, словно оживляя минувшие времена, эпохи, события, личности.

В пешеходных экскурсиях, при неторопливом темпе движения группы на маршруте обеспечиваются наиболее благоприятные условия для показа всех экскурсионных объектов и рассказа экскурсовода. Длина пешеходных городских экскурсий составляет обычно 2 - 6 км. Транспортные экскурсии дают возможность познакомиться с большой городской или загородной территорией, включить в экскурсионный показ объекты, значительно удалённые друг от друга. В комбинированных экскурсиях сочетается два их вида - с использованием транспортных средств и пешеходные.

Экскурсионные организации проводят в городе и так называемые комплексные экскурсии, в которых планом предусматривается во время экскурсии посещение одного из городских музеев. Но экскурсия в музее организуется не по всем его экспозициям, а лишь по части, помогающей раскрыть определенную подтему обзорной или тематической экскурсии и тем самым сделать ее более глубокой и содержательной.[9]

Искусствоведческая экскурсия знакомит нас с художником Марком Шагалом. "Я безгранично люблю свой родной Витебск не просто потому, что я там родился, но и, прежде всего, за то, что там я на всю жизнь обрёл краску своего искусства..." Марк Шагал (1887–1985) – русский художник. [14]

В 1907 году он покинул свой родной город Витебск, переехав в Санкт-Петербург. Там в биографии Шагала проходило обучение под руководством Л.Н. Бакста. В 1910 году в Париже он начал впитывать характерные черты кубизма в свой экспрессионистский стиль. Шагал считается предвестником сюрреализма.

После нескольких лет в России, в 1922 году он переехал во Францию, где прожил большую часть своей жизни. Он часто повторял тематики, извлеченные из еврейской жизни и фольклора. Кроме того художник крайне любил использовать цветочные, животные символы в своих полотнах.[14]

Его главные ранние работы в основном включают фрески для еврейского государственного театра. Среди других известных в биографии Марка Шагала работ: «I and the Village» (1911, музей современного искусства, Нью-Йорк), «The Rabbi of Vitebsk» (институт искусств, Чикаго).

Шагал разработал декорации и костюмы для балета Стравинского «Жар-Птица» (1945). Двенадцать витражных стекол Шагала, символизирующие семейства Израиля, были показаны в Париже, Нью-Йорке. После этого витражи были установлены в медицинской центре Хадасса в Израиле.[14]

Также в биографии Марка Шагала были выполнены две громадные фрески для театра “Метрополитен-опера”. Они символизировали источники, триумф музыки, были установлены в 1966 году. Большинство работ автора выполнены с выдающейся изобретательностью, мастерством. Кроме того Шагал иллюстрировал множество книг, включая «Мертвые души» Гоголя, «Fables» Лафотена, а также Библию (1956). В 1973 году в Ницце открыт музей его работ.[14]

 В литературной  экскурсии мы можем познакомится  с таким поэтом как  Янка Купала. Родился 7 июля (25 июня по старому стилю) 1882 году в деревне Вязынка под Минском. Родители были обедневшие шляхтичи, арендовавшие земли в помещичьих угодьях. В детстве будущему поэту приходилось много помогать отцу, который по сути, несмотря на своё шляхетское происхождение, принадлежал к числу безземельных крестьян и вынужден был обрабатывать съёмные участки, платя крупные суммы в качестве аренды за использование угодий. После смерти отца в 1902 году работал домашним учителем, писарем в помещичьем имении, приказчиком и на других работах. В обнаруженной в белорусском Национальном историческом архиве анкете призывника Луцевича Ивана Доминиковича указаны его вероисповедание — римско-католическое и национальность — русский. [18]. Позже Иван устроился чернорабочим на местный винокуренный завод, где продолжал трудиться в поте лица. Хотя тяжёлая работа отнимала у молодого человека много времени, ему удавалось выкраивать свободные часы на занятие самообразованием; таким образом, вскоре будущий Янка Купала ознакомился практически со всеми книгами из отцовской и помещичьей библиотек. В 1898 году закончил народное училище в местечке Беларуч. В 1908-09 г.г. жил в Вильно, где работал в редакции первой белорусской газеты "Наша Ніва". Там же познакомился с будущей женой - Владиславой Станкевич - и актрисой Павлиной Мядзёлкой, которой Купала одно время был сильно увлечен и в честь которой назвал героиню своей первой пьесы - комедии "Паулінка". С 1909 по 1913 году начинающий поэт учился в Санкт-Петербурге на подготовительных общеобразовательных курсах А.Черняева, затем в 1915 году проучился в Московском городском народном университете, который был основан на средства известного в Российской империи золотопромышленника и мецената Альфонса Леоновича Шанявского и его жены в 1908 году; университет находился в Москве и носил имя мецената. Янка Купала поступил в народный университет в сентябре, однако его намерениям продолжить учёбу помешала всеобщая мобилизация, объявленная в связи с наступлением Первой мировой войны. Уже в начале 1916 года поэта-студента призвали в армию и тот поступил в дорожно-строительный отряд, в составе которого работал вплоть до наступления событий Октябрьской революции. [18]

Информация о работе Особенности проведения историко-биографических экскурсий