Особенности проведения историко-биографических экскурсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Во всех важнейших исторических событиях главным всегда были люди, их дела и свершения. В названиях улиц и площадей Барановичей свято хранится боевой и трудовой подвиг, творческое наследие земляков и славных сыновей нашей, увы, бывшей великой державы государственных деятелей и ученых, писателей и полководцев, партизан и подпольщиков, героев мирных будней. Из полутора тысяч названий улиц Барановичей 150 носят их имена.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..…6
ГЛАВА 1 Особенности проведения историко-биографических экскурсий….……………………….…8
1.1 Историко-биографические элементы в структуре комбинированной городской экскурсии………………………….8
1.2 Использование методических приемов цитирования в историко-биографических экскурсиях…………………………..19
ГЛАВА 2 ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ЭКСКУРСИИ……......25
Заключение……………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач заготовка (восстановлен).docx

— 83.30 Кб (Скачать файл)

В природоведческой экскурсии знакомит нас с Вернадским Владимиром Ивановичем - известный минеролог и общественный деятель. Родился в 1863 г. Окончил курс в Петербургском университете; заведовал минералогическим институтом того же университета; после защиты в СПб. докторской диссертации "Об явлениях скольжения в минеральном царстве", назначен профессором того же университета. В 1906 г. избран в Академию Наук на кафедру минералогии. С 1906 по 1911 г. состоял членом Государственного совета от Академии Наук и университетов. В 1911 г. оставил профессуру, после известных мероприятий Министерства народного просвещения по отношению к Московскому университету.[13] Труды Вернадского посвящены как описательной минералогии, так и разработке теоретических вопросов минералогии и кристаллографии. Главнейшие его работы следующие: "О группе силлиманита и роли глинозема в силикатах" (М., 1891, магистерская диссертация и "Bull. soc. nat. Moscou", 1891); "Sur la reproduction de la sillimanite" ("Bull. soc. franc. min.", 1890); "Об полиморфизме, как общем свойстве материи" ("Ученые Записки Московского Университета", 1892); "Лекции по кристаллографии" (М., 1896); "О хромовом турмалине из Березовска" (М., 1897); "Zur Theorie der Silikate 1901. Zeitschr. f. Kryst."; "О кристаллах aльфа-серы и о русских ее месторождениях" ("Bull. Nat. Moscou", 1902, № 4); "Основы кристаллографии" (часть I, выпуск первый, М., 1903); "Закон Гаюи и векториальное строение кристалла" ("Труды отд. физических наук Императорского Московского Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии", т. XI, 1904); "Опыты описательной минералогии" (с 1908 г. вышло 4 выпуска); "Минералогия" (2 вып., 3-е издание 1911 - 1912). Кроме того, Вернадскому принадлежит много мелких работ и статей публицистического характера. Как земский деятель Тамбовской губернии Вернадский много работал на пользу населения, особенно в голодный 1891 - 92 г., и принимал участие в земских съездах 1904 и 1905 годов.[13]

Архитектурно-градостроительные экскурсии мы знакомимся с Джованни (Ян) Мария Бернардони , 1541, Каньо, Италия ― 1605, Краков, Королевство Польское) ― монах-иезуит, итальянский архитектор, первый архитектор стиля барокко в Польше и Великом княжестве Литовском.

Родился на севере Италии, работал каменщиком, в 23 года пришёл в Рим вступить в орден иезуитов и стать архитектором. Братья-иезуиты направили его на строительство главного орденского храма в Риме Иль-Джезу, где он трудился 6 лет. Стройкой руководил известный в Италии архитектор, инспектор построек ордена (consiliarius aedificorum) Дж. Тристана.[12]

С 1573 года Бернардони работает на строительстве церквей в Неаполе, Абруццо. Главный викарий провинции писал о нём генералу ордена: «Мы радуемся, что Бог осчастливил нас, дав мастера, который был так необходим в помощь отцу Джованни».

Далее Бернардони работает архитектором в Сардинии. Именно им в Кальяри в конце 1578 годабыла заложена церковь св. Михаила.

В 1583 году Бернардони по приказу ордена отправляется в Великое княжество Литовское. КнязьНиколай Радзивил Сиротка давно уже просил у ордена архитектора. Однако доехать к месту нового назначения ему не удалось. По дороге Бернардони был перехвачен в Люблине ректором тамошнего иезуитского коллегиума Христофором Варшевицким, весьма влиятельным в Польше. В Люблине Бернардони провёл три года, выполнив проекты люблинского коллегиума и костёлов для Познани, Калиш, проект восстановления после пожара храма бригитток в Гданьске и др.

По окончании своих работ в Несвиже Бернардони в 1599 году уезжает в Краков на строительство костёла свв. Петра и Павла. Кроме этого он выполнил еще проекты монастыря св. Бернардина в Кальваре Зебжидовской и костёла св. Казимира в Вильно. [12]

В 1605 году, когда в краковском костёле оставалось только возвести купол, стены дали трещину. Бернардони приказывает откопать фундамент и усиливает их. Это была не его вина ― фундамент заложил другой архитектор. Бернардони сумел исправить ошибку предшественника: купол быстро был возведен, краковский костел стоит и поныне. Но завершение работы архитектор уже не увидел, он умер в том же 1605 году.

Работы Джованни Бернардони

  • Костёл св. Войцеха и св. Станислава Бскупа в Калише (1592—1597)

  • Костёл Божьего Тела в Несвиже (1587—1593)

  • Костёл свв. Апостолов Петра и Павла в Кракове (1597—1619)

  • Костёл Матери Божией Ангельской в Кальварии Забжидовской (1603—1609)

  • Костёл св. Казимира в Вильно (1604—1616).[12]

 Производственная экскурсия ознакомит нас с жизнью Карчмита Михаила Александровича(1949-2004). Родился 1 февраля 1949 года в д.Радовцы Молодечненского района Минской области. Окончил Белорусский институт механизации сельского хозяйства (1975). Работал в инженерно–технической службе колхоза «Ленинский путь» Несвижского района. В 1980–88 гг. председатель колхоза «Рассвет» (с 1980), в 1988–2004 – сельскохозяйственного производственного кооператива «Агрокомбинат Снов» Несвижского района Минской области (до 1994 года колхоз имени Калинина).[15]

Под образцовым руководством Михаила Александровича агрокомбинат «Снов» стал гордостью белорусского агропромышленного комплекса, ориентиром нового, перспективного развития национальной аграрной отрасли. Агрокомбинат достиг производственных показателей на уровне лучших европейских сельскохозяйственных предприятий, доныне занимает передовые места в Беларуси, неоднократно являлся победителем республиканских, областных и районных соревнований.

Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Беларусь (1994). Награжден орденом «Знак Почета», медалями. Член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, член Комиссии по региональной политике. Лауреат Государственной премии Республики Беларусь (1999).[15]

В исторической экскурсии можно узнать о жизни Суворова Александра Васильевича (1730— 1800 гг.) Русский полководец и военный теоретик, генералиссимус. Граф Рымникский, князь Италийский. В детстве под руководством отца, генерала Василия Ивановича Суворова, соратника Петра I, изучал артиллерию, фортификацию, военную историю и иностранные языки, занимался литературным творчеством, философией и историей. Свой слабый от рождения организм закалял физическими упражнениями. Был необыкновенно трудолюбив.

Начал службу капралом в лейб-гвардии Семеновского полка. В 1754 г. произведен в офицеры и направлен поручиком в Ингерманландский пехотный полк.[16]

Служил в Военной коллегии.

С 1758 г. (во время Семилетней войны) находился на штабных и командных должностях, участвовал в Кунерсдорфском сражении (1759 г.), во взятии Берлина (1760 г.) и Кольберга (1761 г.). В 1762 г. произведен в полковники и назначен командиром Астраханского пехотного, в 1763 г. — командиром Суздальского пехотного полка (до 1769 г.). В 1764—1765 гг. составил и ввел в действие «Полковое учреждение» — наставление о воинском распорядке, правилах обучения и воспитания офицеров и солдат.

В мае — июне 1773 г отряд Суворова дважды форсировал Дунай и разбил турок у Туртукая. В августе 1774 г. по приказу императрицы Екатерины II направлен с войсками для подавления восстания под руководством Е.И.Пугачева, сопровождал захваченного в плен Пугачева в Симбирск. [16]

В 1774—1786 гг. командовал дивизиями и корпусами в различных районах России; руководил сооружением Кубанской укрепленной линии и усилением обороны Крыма.

В 1778 г. предотвратил высадку турецкого десанта в Ахтиарской бухте, чем была сорвана попытка Турции развязать новую войну в невыгодной для России международной обстановке.

В 1786 г. Суворов был произведен в генерал-аншефы.

В 1788 г. участвовал в осаде Очакова, где был ранен. В 1791—1794 гг. командовал различными соединениями в Финляндии и на Юге России, руководил строительством укреплений на границах империи. В августе 1794 г назначен командующим русскими войсками, направленными для подавления Польского восстания 1794 г.[16]

Импертарица Екатерина II, произведя Суворова в фельдмаршалы, в октябре 1795 г отозвала его из Польши. Приняв в 1796 г командование войсками на юге (в Тульчине), Суворов написал знаменитое произведение «Наука побеждать», в котором обобщил многолетний опыт обучения и воспитания войск. Критика павловского устава и отказ Суворова выполнить приказ императора Павла I привести подчиненные ему войска «в мой порядок» повлекли за собой увольнение Суворова из армии и ссылку в село Кончанское Новгородской губернии.

В октябре 1799 г Павел I разорвал союз с Австрией и отозвал войска Суворова в Россию.

Суворов вновь подвергся опале за нарушения «высочайшего устава» и вскоре умер.[16]

 

 

 

 

 

    1. Использование методических приемов цитирования в историко-биографических экскурсиях

 

Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсий. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа, но практика требует применения еще более сложной классификации методических приемов: по их назначению, времени и месту использования и т. д.[1]

Задача методических приемов - обеспечить наилучшую действенность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории. Методические приемы могут быть рассмотрены в нескольких аспектах: как оптимальный способ выполнения определенных действий, как средство превращения пассивного осмотра в активное наблюдение объекта экскурсантами; как основа процесса трансформации устной информации в зрительную; как основа анализа и синтеза на экскурсии и т. д.[1]

Все методические приемы, правильное использование которых составляет одну из основ профессионального мастерства экскурсовода, могут быть по своему назначению подразделены следующим образом:

    • приемы непосредственного ведения экскурсии (показ и рассказ);
    • приемы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии.

Показ и рассказ на экскурсии не являются величинами одинаковыми для всех видов и тем экскурсий. Соотношение рассказа и показа может и должно изменяться. Показ объектов на одной экскурсии отличается от показа на другой по той же теме и по времени, затрачиваемому на него, и по методике проведения. Такие же изменения происходят с рассказом. Он может быть более или менее подробным, более или менее образным.

Основные причины этих различий - меняющееся содержание экскурсий в зависимости от: особенностей аудитории; обеспеченности данной темы объектами; характера демонстрируемых объектов; степени их сохранности; объема фактического материала, которым располагает экскурсовод; сложностей наблюдения и понимания объектов экскурсантами.

Экскурсия за более чем вековой путь своего существования изменялась, обогащалась, особенно в области методики ведения. При этом оставалось неизменным соотношение ее главных элементов.[7]

Практически происходит превращение в единое целое показа и рассказа, когда они начинают активно взаимодействовать, определенным образом дозироваться, сливаться, когда один элемент уже не может заменить другой. Более того, один составной элемент (рассказ) не может существовать без другого (показа), оба они взаимообусловлены и, дополняя друг друга, создают нечто целостное - экскурсию. Кратко это можно сформулировать следующим образом: экскурсия - та золотая середина, где удается достигнуть оптимального сочетания между показом объектов и рассказом о них и событиях, с ними связанных.[3]

Практика показывает, что достигнутое методистами и экскурсоводами в ряде случаев легко утрачивается. Стоит ослабить внимание к качеству проведения экскурсии, как сразу же меняется соотношение между показом и рассказом, нарушается сочетание между ними, а также изменяется соотношение между ее составляющими.[7]

Для методики является важным не только правильное сочетание показа и рассказа, но и последовательность в использовании их на экскурсии. Рассказ не может существовать без показа не в смысле их одновременного протекания, а в смысле их взаимодействия и взаимообусловленности в рамках одной экскурсии.[8]

Прием цитирования. Цитата - дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова (прямая речь). Цитирование как методический прием рассказа обозначает введение в рассказ экскурсовода выдержек из художественных произведений, включение в экскурсию точных отрывков из исторических документов, мемуаров,статец. Этот прием употребляется, когда цитируемый отрывок совпадает с конкретным экскурсионным объектом, дополняет зрительные впечатления экскурсантов. К цитированию прибегаю для подтверждения, яркого и убедительного выражения своей мысли, сохранения особенностей языка и колорита определенного исторического периода времени, воспроизведения картины события и ознаомленияс чьим-то авторитетным мнением (прием ссылки на авторитет). Например, в обзорной экскурсии по городу Минску, описывая сражение на Немиге в марте 1067 года экскурсовод подчеркивает: “Сражение было настолько кровопролитным, что даже 120 лет спустя о нем с горечью и болью так напишет автор “Слова о походе Игоря”: “На Немиге снопы стелют головами, молотят цепами булатами, на току жизнь кладут, веют душу от тела. Немиги кровавые берега не добром были посеяны; посеяны костьми русских сынов”.[17]

Цитата в экскурсии направлена на то, чтобы вызвать в сознании экскурсантов зрительный образ, т. е. выступают в роли зрительно воспринимаемой информации. Особенно эффективно цитирование  тех случаях, когда необходимо воссоздать картины жизни в далекие времена, быт и деятельность наших предков.[6]

Информация о работе Особенности проведения историко-биографических экскурсий