В ряде
случаев цитаты используются в других
приемах, например, зрительной реконструкции,
литературного монтажа, ссылки на очевидцев
и др. В некоторых экскурсиях на основе
приема цитирования используется прямая
речь. При этом ставится задача – сделать
экскурсантов участниками разговора между
историческими личностями, очевидцами
исторических событий. Делается это с
помощью небольших выдержек из мемуаров.
Используя
прием цитирования нужно, что цитата должна
быть краткой, точной, яркой и обязательно
приведенной к месту и ко времени. Злоупотреблять
цитатами не следует, чтобы у экскурсантов
не сложилось впечатление, что у экскурсовода
нет собственных мыслей по теме экскурсии.
Пример из экскурсии «Зямля
Навагрудская, краю мой родны...».
Озеро СВИТЯЗЬ
Мiж дрэў, бы ў вяночку, адкрыецца воку
Там возера Свiтязь, як дзiва.
Бы хтосьцi чысцюткую шыбу звысоку
Сюды апусцiў беражлiва.
А здарыцца быць тут начною парою,
Застынеш, аддаўшыся чарам:
Рой зор над табою, рой зор пад табою
І месяцы два перад тварам!
Поведать о колдовских красках,
звуках, запахах Свитязи, не прибегая к
волшебству мицкевичских строф,
— непосильная задача. А начни цитировать
его баллады — и ты в плену — желанном,
сладком, неодолимом, ты в гармоническом
кругу поэтических ассоциаций и метафор,
выйти из которого на прозаическую дорогу
пересказа — увы! — уже невозможно без
потерь. И потерь существенных, невосполнимых...[5]
Прямая речь. Предание, легенды,
сказки о Свитязи, сложенные белорусским
народом, Мицкевич отлил в безупречные
стихотворные формы своих баллад, сделав
опоэтизированный фольклор достоянием
огромного числа читателей – от простых
людей до интеллектуальных снобов. « В душную атмосферу
условных, будуарных сантиментов,
- писал польский критик профессор Юзеф
Колленбах, - упали «Баллады»,
будто букет обрызганных росою весенних
цветов с деревенских полей. От этих майских
цветов, от этих весенних пролесок с берегов
Свитязи, от аромата черемухи с курганка
Марыли повеяло свежестью по всей Польше».
[6]
Зрительная реконструкция.
Очень удачным является вариант, когда
вид объекта отвечает теме, которую раскрывают,
показывая его. Например, на экскурсии
«На родину Якуба
Коласа» в Акинчицах показывают дом,
где родился поэт. Облик маленького деревянного
дома, хозяйственных построек проникнуты
описанием природы, окрестностей. Грустным,
как и жизнь того времени, представлял
поэт свое появление на свет:
Пры шляху шырокім,
Дзе стаіць камора,
Я на свет радзіуся
Пад глухі шум бару,
Позняю парою,
Восенню гнілою. [6]
Иногда стихотворной строфой
начинается вторая часть вступления. Вот
вариант вступления к экскурсии «Землей Купалы»
:
“ Мы побываем в
одном из древнейших городов Беларуси
– Заславле, ндгде посетим музей ремесел
и народных промыслов. Проедем по Вильнюсскому
шоссе, которое расскажет об известных
деятелях культуры и литературы прошлого.
Экскурсия поведает о героическом подвиге
экипажа Н.Ф. Гастелло в годы Великой Отечественной
войны и посетим Вязычку – родину народного
поэта Беларуси – Янки Купалы. Поэта, имя
которого, по словам украинского поэта
Максима Рыльского, является символом
самой Беаруси:
Ен мовы беларускае
алмаз
Граніу замілавана
і рупліва,
Братам-народам показайшы
дзіва,
Як паказау калісь
Шэучэнка у нас…
Ен навучый нас шанаваць
глыбока
Святыню працавітае
рукі –
І увайшоу наш Янка
на вякі,
Як вобраз Беларусі
сінявокай.
“Земля Купалы” –
так называется наша экскурсия . Земля
Купалы – это каждая пядь белорусской
замли, это голубые глаза ее детей и ее
озер. Земля Купалы – это добрые, натруженные
руки белорусских людей. Земля Купалы
– это и проступающие в сказочно голубой
дымке очертания ее деревень с лучистым
солнышком на веселых застерах. Земля
Купалы – это край волшебный, как седая
легенда, чистый и юный как сегодняшний
день…” и т.д. [6]
Первые фразы экскурсовода
и вступление играют большую роль в создании
интереса к материалу экскурсии. Именно
в первые минуты речи экскурсовода у слушателей
создается вполне определия психологическая
установка на восприятие, усвоение и оценку
темы экскурсии. Это объясняется спецификой
воздействия устного слова на психологию
людей. Интересное вызывает доброжелательный
и деловой настрой в группе.[6]
ГЛАВА 2 Отбор
содержания экскурсии
Показ объектов является
частью занимающей главенствующее положение
в экскурсии. Правильный отбор объектов,
их количество, последовательность показа
оказывают влияние на качество экскурсии.
Этими проблемами занимаются такие науки,
как педагогика, краеведение, история.[3]
Экскурсионный объект
– это предмет или явление, несущие информативную
функцию. Объект в экскурсии – это не только
внешняя сторона, но и конкретное помещение,
где происходили конкретные события, где
действовали живые конкретные лица. Если
анализировать объект со стороны познавательных
аспектов, то мы должны признать, что это,
в первую очередь знак, символ невербальной
коммуникации, которая проходит между
различными культурами и социальными
слоями общества.[3]
Для оценки объектов,
которые включаются в экскурсию, рекомендуется
использовать следующие показатели:
- познавательную ценность;
- известность;
- необычность или экзотичность
объекта;
- выразительность объекта;
- сохранность и месторасположение объекта;
- функциональное и качественное
(в каком качестве показывается) значение
в экскурсиях.[10]
Объект может классифицироваться по
его качественному значению. Вот эта классификация:
- Памятные места, связанные с историческими
событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства;
- Здания и сооружения, мемориальные памятники,
связанные с жизнью и деятельностью выдающихся
личностей, произведения архитектуры и
градостроительства, жилые и общественные
здания, здания промышленных предприятий,
инженерные сооружения (крепости, мосты,
башни), мавзолеи, здания культурного назначения
и другие постройки;
- Природные объекты – леса, рощи, парки,
реки, озера, пруды, заповедники, заказники,
отдельные деревья, реликтовые растения;
- Экспозиции государственных и народных
музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;
- Памятники археологии – городища, древние
стоянки, поселения, курганы с захоронениями,
земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др;[10]
- Памятники искусства – произведения изобразительного,
декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое
и др. искусство;
Следующая классификация объектов дана
по содержанию:
- Одноплановые – это произведения живописи, река, растение, животное, дом;
- Многоплановые – это архитектурный ансамбль,
лес, улица, поле, площадь города.
Предлагается классифицировать объекты
по их функциональному назначению:
- Основные – эти объекты служат основой
для раскрытия подтем;
- Дополнительные – показываются во время переездов (переходов) между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе.[10]
Довольно важна классификация по степени
сохранности:
- полностью сохранившиеся;
- дошедшие до наших дней со значительными изменениями;
- частично сохранившиеся, утраченные.
Иногда предлагается классифицировать
объекты по познавательной ценности и
по выразительности. Но данная классификация,
скорее всего не совсем оправдана, т.к.
и познавательная ценность, и выразительность
при показе объекта зависят от квалификации
экскурсовода.[2]
Правильный отбор объектов обеспечивает
зрительную основу восприятия экскурсионного
материала и глубокое раскрытие темы.
Желательно, чтобы одни и те же объекты
не кочевали из экскурсии в экскурсию.
По возможности у каждой экскурсионной
темы должны быть свои объекты. Разнообразие
объектов дает возможность обеспечить
правильное чередование впечатлений у
экскурсантов, позволяет сохранить элемент
новизны при изучении различных тем.
Если невозможно исключить тот или иной
объект из экскурсии предполагаемого
маршрута ввиду его уникальности, которые
показываются в ряде экскурсий (обзорной,
исторической, искусствоведческой и т.д.),
то такой объект должен быть раскрыт особо.
При его показе должны быть выявлены те
характерные черты, которые не нашли отражения
в экскурсиях на другую тематику. При показе
таких объектов в рассказе должен быть
использован иной материал. Поэтому интерес
экскурсантов при их повторном осмотре,
как правило, не снижается.[2]
В практике подготовки экскурсий выработана
определенная методика оценки экскурсионных
объектов. Применение этой методики особенно
важно в тех случаях, когда создатели новой
экскурсии, встречаясь на маршруте с несколькими
объектами, сходными по содержанию, могут
выбрать те из них, которые наиболее интересны
для данной темы. Для оценки объектов,
которые включаются в экскурсию, рекомендуется
использовать следующие критерии:
- Связь объекта с конкретным историческим
событием, с определенной эпохой, жизнью
и творчеством определенного деятеля
науки и культуры, художественные достоинства
памятника, возможность их использования
с целью эстетического показа;
- Известность объекта, его популярность среди населения;
- Необычность, экзотичность объекта, его
особенность, неповторимость памятника
истории и культуры, здания, сооружения.
Экзотичность может быть природного характера. Необычность
объекта может быть связана с каким-то
историческим событием, которое произошло
в данном здании, на месте установления
данного памятника, легендой или историческим событием
(сооружение плотины для железоделательного
завода).
4. Местонахождение объекта
играет важную роль в процессе отбора
его для показа. При отборе объектов должны
учитываться расстояния от памятника
до памятника, удобство подъезда к объекту,
пригодность дороги для автотранспорта,
возможность подвоза к объекту экскурсантов,
природная обстановка, окружающая данный
объект, наличие места, пригодного для
расположения группы с целью наблюдения.[2]
Экскурсия не должна быть перегружена
большим количеством посещаемых объектов,
так как это увеличивает ее длительность
и вызывает утомляемость экскурсантов,
а внимание и интерес при этом ослабевают.
Оптимальная продолжительность городской
экскурсии составляет 2 – 4 часа, при этом
экскурсанты воспринимают не более 15 –
20 экскурсионных объектов.[10]
В экскурсию могут входить объекты как
одной группы, так и нескольких групп (памятные
места, исторические памятники, жилые
здания, природные объекты). Набор объектов
зависит от темы экскурсии, ее содержания,
состава экскурсионной группы.
В ходе подготовки экскурсии следует
внимание изучать показу объектов на месте,
в их естественной обстановке. Необходимые
исходные данные дает изучение объектов
по источникам – книгам, альбомам, фотографиям.
Встреча с экскурсионным объектом непосредственно
на месте его расположения, изучение различных
его сторон позволяют экскурсоводу в будущем,
при его работе с группой, свободно ориентироваться
у памятника, квалифицированно вести его
показ.[2]
В разработке историко-биографической
экскурсии по улицам города при отборе
объектов показа я старалась руководствоваться
критериями, которые перечислены выше.
Мемориальный комлекс унзником гетто,
позновательная ценность – то что раньше
там находилось еврейское кладбище. Объект
частично сохранен.