Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 22:13, курсовая работа
Целью данной работы является анализ проблемы водных ресурсов в отношениях Израиля и арабских стран во второй половине XX - начале XXI вв. А также существующих в настоящее время экономических и политических проблем в сфере распределения и использования водных ресурсов одной из основных водных артерий региона Ближнего и Среднего Востока - бассейна реки Иордан и прилегающих рек и озер, и связанные с этим отношения между Израилем, Иорданией, Ливаном, Палестиной и Сирией.
Кроме этого работа призвана показать возможные пути и формы сотрудничества в этой области и попытаться вскрыть те моменты, которые могут привести в случае их игнорирования или недоучета к новым осложнениям ситуации в будущем.
Введение.
Глава 1. Водный фактор в контексте ближневосточного конфликта.
Проблема водных ресурсов на Ближнем Востоке в начале XXI века.
Борьба за водные ресурсы в субрегионе до начала переговорного процесса в рамках Мадридской формулы.
Глава 2. Сотрудничество в области водных ресурсов на Ближнем Востоке и перспективы отношений стран региона в этой сфере.
Заключение.
Библиография.
Предсказываемое большинством экспертов вероятное удвоение численности населения региона к 2050 г. является не только чисто демографическим или экономическим фактором, но в контексте дефицита воды может рассматриваться как явление политического порядка. Ибо в этом случае, по мнению арабских исследователей, численный перевес арабов над израильтянами станет еще большим, поскольку темпы прироста еврейского населения уступают арабским. Напрашивается вывод о том, что Израиль в не меньшей степени, чем арабы заинтересован в разрешении причин, порождающих такой острый конфликт, как водный спор с арабами. Необходимость этого очевидна - обеспечить гарантии существования Израиля как государства.
Для арабских стран необходимо объединить свои усилия для преодоления технологической отсталости от Израиля, в том числе и в области добычи дополнительных водных ресурсов. При благоприятных обстоятельствах, которые смогли бы привести к ликвидации конфликта между Израилем и арабами, технологический потенциал Израиля мог бы быть использован в мирных целях для решения насущных задач региона, например, для опреснения морской воды.25
Но, к сожалению, на сегодняшний день проблема справедливого распределения воды в регионе остается нерешенной. Несмотря на наличие ряда соглашений в рамках арабо-израильских мирных договоров, страны пока что в одиночку борются с этой проблемой, в то время коллективные усилия по ее разрешению могли быть не только более эффективными, но и стать базой для успешного сотрудничества сторон, находящихся в состоянии вооруженной конфронтации вот уже больше 50 лет.
Однако здесь встает закономерный вопрос: насколько стороны готовы преодолеть старые обиды и ошибки, чем и в каком объеме они готовы поступиться для решения проблемы воды, а чем - нет. Вполне возможно, что израильтянам и арабам не удастся договориться, и тогда Ближний Восток снова может оказаться на грани кровопролитного конфликта. В связи с этим вспоминаются слова бывшего президента Египта А.Садата, заявившего после подписания Кемп-дэвидских соглашений, что теперь причиной новой войны между Египтом и Израилем может стать только вода.26 Некоторые аналитики мрачно шутят, что формула мира на Ближнем Востоке достаточно проста - это H2O.
Итак, проблема водных ресурсов занимает одно из основных мест в отношениях Израиля с его арабскими соседями. Дело здесь, прежде всего, в том, что запасы воды на Ближнем Востоке, находящемся в засушливой зоне, ограничены и многое зависит от того, насколько их распределение между всеми его жителями будет справедливым и приемлемым. Долгое время этот вопрос оставался в тени таких первоочередных задач, как решение проблемы территориальных претензий, беженцев и многих других. Однако с течением времени проблема распределения водных ресурсов региона, становящихся из года в год все более скудными, переместилась на ведущие позиции. В зарубежной печати и в риторике участников мирного процесса все чаще стали встречаться слова о том, что формулой решения арабо-израильского конфликта может стать фраза не «мир в обмен на землю», а «вода в обмен на землю».
1.2. Борьба за водные ресурсы в субрегионе до начала переговорного процесса в рамках Мадридской формулы.
Проблема борьбы за водные ресурсы между евреями и арабами уходит корнями в начало ХХ столетия, в период формирования сионистской идеологии - программы создания в Палестине еврейского государства. Вопрос водообеспечения планируемых там еврейских поселений занимал одно из главных мест в стратегических планах сионистского движения практически с момента его зарождения. Переселение из Европы в Палестину большого числа евреев и налаживание там самостоятельных и крепких хозяйств (прежде всего сельских) было возможным только при обеспечении их достаточным количеством воды.
Одной из основных идей теории сионизма была задача возвращения в подлинный Израиль /библейский Сион, или Эрец Исраэль/ и возрождения еврейской земли через жизнь на ней и ее возделывание. Таким образом, в первую треть XX в. в сионизме доминировала «идеология сельского хозяйства».27
Однако помимо идеологического обоснования имелось и чисто политическое: постоянное физическое присутствие евреев на земле позволит им сохранить ее за собою, иначе на нее предъявят права арабы. Но никакое сельское хозяйство не возможно без воды, поэтому она с самого начала была помещена практически в центр всех вопросов, связанных с созданием «еврейского национального очага» и в перспективе государства. Вода рассматривалась как ключ к абсорбции евреев на новых землях.
В 1920 г. Лига Наций вручила Великобритании мандат на Палестину. С первых же дней своего управления подмандатными территориями британские власти начали проводить политику поддержки планов и деятельности еврейских репатриантов по освоению водных ресурсов края.
В период британского мандата ВСО максимально наращивала объем контролируемой земли. Для увеличения скупки и заселения территорий была создана сеть соответствующих организаций: Еврейский национальный фонд, Ассоциация еврейской колонизации, Палестинская компания развития земель. Пристальное внимание уделялось и водным ресурсам. В то же время арабы крайне негативно относились к усиливавшейся еврейской иммиграции и деятельности еврейской общины в Палестине по скупке и колонизации земель.
В результате арабо-израильской войны 1948-1949 гг. Израиль оккупировал часть земель, предназначавшихся в соответствии с решением ООН о разделе бывшей подмандатной Палестины, для создания на них арабского государства.
После 1949 года правительство Израиля, согласно планам еще полувековой давности, занялось созданием сельскохозяйственной базы на основе водных ресурсов бассейна р. Иордан.
Оказавшись во враждебном окружении и считая обеспечение своей продовольственной безопасности и возможности принять и расселить как можно больше новых иммигрантов вопросом самого существования государства, Израиль не мог и не желал откладывать осуществление необходимых гидропроектов.28
Планы властей Израиля относительно водных ресурсов озвучил тогдашний премьер-министр страны Моше Шарет: «Вода для нас - это сама жизнь. Она - пища для людей, да и не только пища. Без широкомасштабных ирригационных проектов мы не достигнем высокой производительности, сбалансированной экономики и экономической независимости. Без ирригации мы не создадим богатого сельского хозяйства... мы не будем народом с корнями в земле, с безопасным и стабильным существованием».29
В июне 1951 г. иорданцы стали жаловаться на перекрытие Израилем р. Иордан, что ощутимо сказывалось на объеме воды в нижнем течении реки. Иордания - одна из наименее обеспеченных водой стран мира - стала апеллировать к ООН по поводу водных проектов израильтян, ведущих к ухудшению и без того тяжелой ситуации в засушливых районах страны и угрозе экономической ситуации. Амман также высказался в пользу участия ООН в определении прав на воду, поскольку «эта проблема возникла лишь с появлением Израиля, который был создан Организацией Объединенных Наций». Израильтяне в свою очередь заявили, что река Иордан является «артерией жизни» для них.
Прямые переговоры были невозможны, поскольку арабы не признавали государство Израиль; любые контакты между сторонами даже по поводу столь насущной для обеих сторон проблемы могли быть расценены как признание Израиля и вступление с ним в полноценные двусторонние отношения.
Таким образом, уже в начале 1950-х годов конфликтная ситуация между Израилем и арабскими странами по проблеме распределения и использования водных ресурсов бассейна р. Иордан получила широкую огласку, и вокруг нее началась борьба с участием внерегиональных сил.
События первых лет после провозглашения государства Израиль ясно показали, что дальнейшее игнорирование проблемы распределения воды угрожает новым вооруженным конфликтом между Израилем и арабских стран, ибо первый желал бы задействовать имеющуюся воду для ирригации тех районов, где это необходимо, даже, если это будет вода арабов, в то время, как вторые хотели бы ограничить зону использования водных ресурсов. Считая свои требования законными и бесспорными, обе стороны были готовы на применение силы для подкрепления слов. Правда, пока мировое сообщество в лице ООН, спецмиссий международных экспертов держало ситуацию в мирных рамках.
Активные действия Израиля на водном направлении не могли не оставить равнодушными арабские страны. Арабские государства крайне негативно отреагировали на объявление Тель-Авивом о планах строительства отводного канала от Тивериадского озера.30
В этой ситуации перед арабскими странами встала альтернатива: или предпринять вооруженную акцию, которая вполне может затем перерасти в серьезную конфронтацию и даже полномасштабную войну, или попытаться лишить Израиль самого объекта противоречий - воды Верхнего Иордана, полностью изменив русла верховий рек Хасбани и Банияса. Руководящая сирийская партия Баас выступила за первый вариант, поскольку это явилось бы выполнением общеарабского долга по борьбе с «сионистским образованием» и освобождению Палестины. Египет, Иордания и Ливан склонились в пользу второго варианта, прозванного Сирией демонстрацией трусости.
5 июня 1967 г. началась третья арабо-израильская война, которая в истории получила название «Шестидневная» по количеству дней активных боевых действий. Через эти шесть дней геополитическая карта Ближнего Востока кардинально изменилась. Территория, находящаяся под контролем Израиля, увеличилась более чем втрое. На севере израильтяне захватили Голанские высоты, Иордания лишилась территорий на Западном берегу реки Иордан.
В новых условиях заметно снизилась роль Сирии и Ливана как участников процесса борьбы за водные ресурсы бассейна р. Иордан. Полностью отошел от водных проблем Египет. В связи с этим изменился характер спора вокруг воды. Иордания, которая из арабских стран, окружавших Израиль, больше всего нуждалась в воде для претворения в жизнь масштабных проектов экономического развития, осталась один на один с Израилем в решении водной проблемы.
Окончание войны 1967 г. с сохранением израильского контроля над Голанами, Западным берегом р. Иордан и сектором Газа ознаменовало завершение целого этапа в субрегиональном конфликте как части более масштабного арабо-израильского конфликта вокруг водных ресурсов бассейна р. Иордан.
После окончания войны Израиль, получивший дополнительный источник водных ресурсов, принялся реализовывать три основные общенациональные программы: а) сельскохозяйственное развитие страны; б) более рациональное и равномерное распределение населения; в) развитие засушливых районов.31
Как уже говорилось выше, по итогам войны 1967 года Израиль оккупировал принадлежавшие Сирии Голанские высоты, а вместе с ними Тивериадское озеро, оттеснив сирийцев от границ этого важного водного резервуара и сделав его фактически своим «внутренним морем».
В июне 1982 г. Израиль начал новую агрессию против суверенного Ливана, назвав ее операцией «Мир Галилее». Израильтянами двигало желание полностью разгромить палестинские отряды, базировавшиеся на ливанской территории и причинявшие немало беспокойства северу Израиля. Но водная подоплека была налицо.
Во второй половине XX века между государством Израиль, появившимся на карте мира в 1948 году, и соседними арабскими государствами шла ожесточенная борьба за водные ресурсы, запасы которых в этом регионе являются одними из самых скудных в мире. Арабские государства, не желавшие признавать Израиль, не могли и не хотели садиться с ним за стол переговоров, дабы решить столь важную для обеих сторон проблему. В конечном счете, это стало одной из причин нескольких арабо-израильских войн, в результате которых Израиль захватил ключевые территории, а вместе с ними и важнейшие водные артерии и резервуары региона - Тивериадское озеро, Западный берег реки Иордан с его наземными и подземными водами, реки юга Ливана. Это в свою очередь привело к еще большему осложнению арабо-израильских отношений.
В то же время стало очевидно, что силовые методы при разрешении проблемы водных ресурсов не приведут к взаимоприемлемым решениям. Перед лицом затянувшегося конфликта, сокращения запасов водных ресурсов региона, роста численности его населения и многих других эволюционных факторов противоборствующим сторонам необходимо сесть за стол переговоров.
Глава 2.
Сотрудничество в области водных ресурсов на Ближнем Востоке и перспективы отношений стран региона в этой сфере.
Вода в регионе Ближнего Востока на протяжении долгих десятилетий служила поводом для вооруженных стычек, конфликтов и во многом определяла характер взаимоотношений государств, вовлеченных в раздел водных ресурсов. Однако этот вопрос может быть не только объектом для раздоров и вражды, но и серьезнейшим поводом к сотрудничеству. При этом последний вариант, бесспорно, является предпочтительным, поскольку он позволяет объединить коллективные усилия заинтересованных водопользователей, мобилизовав их совокупные усилия на решение актуальнейшей проблемы.
Процесс ближневосточного урегулирования в настоящее время переживает кризис. В связи с этим, признание и включение всеми арабскими странами, соседствующими с Израилем, еврейского государства в совместные проекты по добыче дополнительных водных ресурсов, могло бы послужить дополнительным поводом для улучшения арабо-израильских отношений и скорейшего завершения этого одного из самых затянувшихся конфликтов в мире.
Помимо координации действий между непосредственными участниками раздела водных ресурсов реки Иордан и соседствующих водных резервуаров, представляется вполне резонным включение в процесс разрешения потенциально взрывоопасного водного конфликта тех стран, которые обладают запасами воды и которые могли бы поставлять ее в государства, страдающие от нехватки водных ресурсов.
Заключение.
Проблема водных ресурсов в отношениях между Израилем и соседними арабскими странами приобрела на современном этапе особое значение, и с течением времени оно будет только возрастать. Дальнейшее экономическое развитие стран данного региона будет лишь усиливать их зависимость от воды, что может привести к двум вариантам развития событий: установлению системы доверия и сотрудничества между государствами-соседями для совместного решения данной проблемы, либо к новой региональной войне за водные ресурсы. В этом контексте водные ресурсы выступают как фактор укрепления сотрудничества, с одной стороны, и источник конфликтов, с другой.
Все будет зависеть от того, осознают ли стороны тот факт, что ограниченность водных ресурсов в их регионе не позволяет подходить к решению водной проблемы односторонне, с учетом лишь собственных интересов. И в этой ситуации выигрыш одних неизбежно означает проигрыш остальных. Отсюда проистекает угроза потенциальных конфликтов, в которые может оказаться вовлечен целый ряд государств. В настоящее время в Иордании, Израиле и на палестинских территориях спрос на воду превышает предложение на 20 - 50 %. Особенно положение ухудшается летом.32
Информация о работе Проблема водных ресурсов в арабских странах