Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 23:42, реферат
Работа на борту морских рыболовных судов отличается от работы на борту обычных грузовых судов, хотя их судоходные качества либо весьма близки друг к другу, либо практически одинаковы. Главная разница между обычным грузовым и рыболовным судном заключается в том, что грузовое судно загружает свой груз в портах. После погрузки его люки должны быть герметически закрыты и до прибытия корабля в следующий порт, где груз будет разгружен, они не открываются.
Температура поверхностных вод летом достигает 25 – З0°С, а зимой снижается до 5 - 7°С. В северо-западной части моря заливы часто замерзают.
Одна из особенностей Черного моря - отсутствие кислорода на глубинах более 120 м в центральных областях и более 220 м в прибрежной зоне. Начиная с этих глубин резко возрастает содержание в воде сероводорода, препятствующего существованию живых организмов. Единственные обитатели глубин моря - анаэробные бактерии. По этой причине в открытой части моря ловят только пелагических рыб.
Граница жизни планктона у берегов проходит на глубине 200 м, в открытом море - на глубине 100 ж.
В Черном море известно 180 видов и подвидов рыб (из них только около 80 имеет промысловое значение), которые по происхождению делятся на понтические реликты (каспийские) (31 вид), средиземноморские вселенцы (112 видов) и пресноводные (37 видов и подвидов). По богатству видов на первом месте находятся карповые (23 вида) и бычковые (22 вида), затем идут сельдевые (9 видов), окуневые (8 видов), осетровые (.6 видов) и кефалевые (5 видов).
По району обитания промысловые рыбы Черного моря можно разделить на 3 группы: I рыбы речного происхождения и пресноводные; к ним относятся осетровые, сельди, полупроходные и речные; II - морские рыбы прибрежной зоны (камбала, кефаль, барабуля, бычки, тюлька и др.); III морские пелагические рыбы (хамса, ставрида, скумбрия, пеламида, тунец, шпрот).
Хорошо освоены промыслом на Черном море сельди, осетровые, камбала, барабуля, бычки, хамса, скумбрия. Пеламида, скумбрия, сардина летом приходят в Черное море из Мраморного и Средиземного, а на нерест и зимовку мигрируют. Почти все промысловые рыбы летом мигрируют к северным берегам моря, а на зиму уходят на юг.
В Черном море большой запас мидий, определяемый в 73 млн. ц сырца. Мидии занимают громадные поля на глубине 25-55 м в районах Тарханкута, Евпатории, Феодосии и др.
В Черном море различают три основных промысловых района.
Северо-западная часть моря - место нагула промысловых рыб, в том числе осетровых. Здесь в устьях рек и в лиманах добывают осетровых, частиковых, а в устье р. Дуная - также и лососевых. Вдоль всего побережья развит также промысел хамсы, бычков, вблизи устья Дуная - сельди и камбалы, в Каркинитском заливе и у Одесского побережья - кефали. В Каркинитском заливе имеются две крупные устричные банки с запасами 64 млн. т. В северо-западной части моря сосредоточено около 95% запасов черноморских мидий и основные запасы филлофоры.
Крымское побережье - от Керченского пролива до Каркинитского залива. Здесь промышляют рыбу, мигрирующую весной из Черного моря в Азовское, а осенью - обратно. Особенно много вылавливают хамсы, а в некоторые годы и сельди. В районе Евпатории, Севастополя и Ялты добывают ставриду, вблизи Феодосии - бычков, вдоль побережья от Севастополя до Ялты кефаль.
Кавказское побережье до недавнего времени не имело мощных промыслов, однако с освоением добычи пелагических рыб этот район также начинает приобретать важное значение. Особенно развита здесь добыча зимующей хамсы. В районе Керченского пролива добывают сельдь, камбалу, бычков, хамсу; южнее, до Туапсе, - кефаль. Вдоль побережья or Гагр до Батуми основными промысловыми рыбами являются хамса, кефаль, камбала. В близи Сухуми и Поти в устьях рек ловят лососевых.
Азовское море - самое маленькое из морей России. Его площадь-37,6 тыс. км2, наибольшая длина - 380 км, ширина - 200 км, объем моря более - 300 кмг. Средняя глубина - 8 м, максимальная-13,5 м.
Через Керченский пролив Азовское море сообщается с Черным, а через узкий и мелководный пролив Тонкий - с мелководным (не более 3,2 м) и сильно осолоненным (до 168%) Сивашем. Сиваш отделен от моря узкой и длинной песчаной косой - Арабатской стрелкой. Большое рыбохозяйственное значение имеют обширный (площадью 4,2 тыс. км2) сильно опресненный Таганрогский залив и многочисленные лиманы, в которых проводит первые месяцы своей жизни молодь большинства промысловых рыб.
Уровень Азовского моря сильно колеблется (1,3 - 4,4 м) в основном в результате колебания величины речного стока. Реки ежегодно дают морю 41 км3 воды, 97% всего стока приходится на Дон и Кубань. До зарегулирования стока этих рек в Азовское море ежегодно поступало около 55 км3 пресной воды. Вследствие строительства плотин в ближайшее время речной сток уменьшится на 13,5 км3. Это приведет не только к нарушению существующего водного баланса моря, но и к увеличению его солености. До зарегулирования стока средняя соленость моря в центральной части была 10,6% в Таганрогском заливе от 0.3 до 7%, вблизи Керченского пролива - 18-20%. От зарегулирования речного стока средняя соленость Азовского моря должна повыситься на 4%о, а Таганрогского залива - на 3 %.
В состав ихтиофауны Азовского моря входит 79 видов рыб, которые делят на 4 группы: I - пресноводные (сом, щука, окунь, карась, язь, голавль, красноперка, налим, ерш, линь и др.); II - проходные (сельдь, пузанок, белуга, севрюга, осетр, рыбец, шемая); III - полупроходные (судак, лещ, тарань, сазан, синец, чехонь, жерех,); IV - морские. Эту группу можно разделить на 2 подгруппы: понтические реликты (тюлька, перкарина, некоторые бычки) и средиземноморские вселенцы (хамса, кефаль, камбала, ряд бычков). Некоторые виды средиземноморских вселенцев (камбала калкан, бычки) проводят в Азовском море всю жизнь; другие приходят только на лето для нереста и нагула, а зимовать уходят в Черное море (кефаль, султанка, хамса). Иногда в Азовском море появляются такие рыбы, как скумбрия и тунец.
Основное промысловое значение имеют следующие рыбы: белуга, осетр, севрюга, сельдь, пузанок, судак, лещ, сазан, сом, тарань, чехонь, рыбец, шемая, тюлька, хамса, кефаль, бычки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В обеспечении населения России продовольствием важная роль всегда отводилась рыбным и другим морским продуктам. Это было вызвано как исторически сложившимися условиями (рыболовство широко развивалось в реках, озерах и в морях), так и религиозными традициями, в частности тем, что по православной вере (к этой вере относилось большинство населения России) в многочисленные постные дни разрешалось употреблять только рыбу, но не мясные продукты. Поэтому большое значение для России имеет развитие рыболовства.
Для получения качественных и стабильных уловов в современном рыбопромышленном комплексе используется несколько, базовых способов ловли рыбы.
Это постановка донного трала на рыбу, разноглубинное траление рыбы, замётывание в воду кошелькового невода для ловли рыбы, бессетевой лов рыбы (крючковыми орудиями лова), лов рыбы объячеивающими (жаберными) сетями, рыбная ловля на спиннинг с борта моторных лодок.
Для этой же цели используется большое количество различных типов рыболовных судов. Рыболовные суда, уходящие на промысел рыбы в открытое море, представляют собой суда самых различных модификаций и размеров. В их числе мы видим траулеры с кормовым тралением рыбы (на их борту установлены технологические линии для переработки живой рыбы), кошельковые сейнеры, сейнеры для ловли рыбы крючковыми орудиями лова, плавучие базы и т.д.
Согласно международно-признанной классификации рыболовным судном может быть любой корабль, используемый в коммерческих целях для ловли рыбы, китов, тюленей, моржей или других представителей живых ресурсов моря. Перерабатывающее судно - это корабль, который используется исключительно для переработки пойманной рыбы.
В большинстве стран в настоящее время развито, промышленное рыболовство. В этой отрасли хозяйства занято более 7 млн. рыбаков, а флот насчитывает свыше 2 млн. судов, общий тоннаж которых превышал в 2000г.7 млн. брутто рег. т.
При сравнительной оценке флотов различных государств следует принимать во внимание не только количество судов и их общий тоннаж, но и качественный состав флота. Например, из 40 тыс. рыболовных судов Норвегии 29 тыс; судов, или 72%, - мелкие беспалубные боты и только 23; тыс; сравнительно крупные траулеры. Кроме того, из 13 тыс. палубных судов более 75% имеет возраст свыше 40 лет. В составе флота США 97% судов тоннажем до 50т и только 3% свыше 50 т.85% всех судов - боты тоннажем менее 5 т, причем наблюдается дальнейшая тенденция уменьшения среднего тоннажа одного судна. По срокам эксплуатации американский флот один из старейших в мире. Объясняется это тем, что американские промышленники считают обновление судов недостаточно прибыльным делом, так как стоимость постройки судов в США очень высокая (почти вдвое дороже, чем во многих других странах).
В основном мелкие суда входят также в состав флота Испании, Франции, Пакистана, Индии, Италии и ряда других государств.
Большинство стран мира сейчас переходит к уменьшению общего количества промысловых судов, одновременно увеличивая тоннаж и мощность новых судов. Увеличивается строительство крупнотоннажных траулеров с кормовым слипом; строятся тунцеловные суда; растет количество комбинированных судов: траулеров-тунцеловов, траулеров-дрифтеров, что позволяет уменьшить влияние сезонности на работу флота.
Многие страны стремятся оборудовать суда рыбоморозильными, рыбомучными, филетирующими установками и оборудованием для консервирования продукции. На промысловых судах устанавливают новейшую поисковую и навигационную аппаратуру, а также механизмы для облегчения добычи и обработки рыбы.
В России с начала 90-х. годов рыбопромышленный комплекс находился в глубоком кризис, что привело к устроению материальной базы флота и снижению уловов.
В нашей стране в настоящее время выделяются пять рыбопромышленных бассейнов это - Каспийский бассейн, Азово-Черноморский бассейн, Западный бассейн, Северный бассейн, Дальневосточный бассейн.
Проанализировав их количественные и качественные характеристики в данном случае наиболее развитыми и перспективными являются Северный и Дальневосточный бассейны, что связано сбольшими запасами рыбных ресурсов, а также с большой перспективой развития марикультуры.
Информация о работе Проблемы промыслового природопользования