Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:00, контрольная работа
1. Центральный федеральный округ
2. Северо-Западный федеральный округ
3. Южный федеральный округ
4. Приволжский федеральный округ
5. Уральский федеральный округ
6. Сибирский федеральный округ
7. Дальневосточный федеральный округ
Глобализация, будучи объективной
тенденцией развития человеческой цивилизации,
открывает дополнительные возможности
и сулит немалые выгоды развитию
экономики отдельных стран. Благодаря
ей достигается экономия на издержках
производства, оптимизируется размещение
ресурсов в мировом масштабе, расширяется
ассортимент товаров и
В послевоенный период постепенная
либерализация международной
Темпы роста торговли услугами в 80-90-е годы по сравнению с темпами роста торговли товарами были примерно в два раза выше – в среднем 8,7 и 4,5 соответственно. В 1995 году объем предоставленных на мировом рынке услуг составил примерно 1 трлн. долларов, или четверть от общего мирового товарооборота. В настоящее время на мировом рынке услуг доминируют промышленно развитые страны.
Роль транспорта в размещении общественного производства
Жизненно важной отраслью хозяйства, обеспечивающей экономическую безопасность и целостность государства, является транспорт одно из основных звеньев производственной и социальной инфраструктуры.
По мере развития рыночных отношений и создания рыночной инфраструктуры будут происходить изменения и на рынке транспортных услуг, увеличится спрос на транспортные средства.
В зависимости от этого могут изменяться и роли транспорта в развитии народного хозяйства. Роли транспорта могут быть различными, мы рассмотрим основные из них.
Экономическая роль
транспорта состоит в том, что
он является органическим звеном любого
производства и материальной базой
для глубокого разделения труда,
специализации и кооперирования
предприятий, а также для доставки
всех видов сырья, топлива и продукции
из пунктов производства в пункты
потребления. Образно говоря, транспорт
- это кровеносная система
Политическое значение транспорта заключается в его способности выполнять роль материальной базы для объединения республик, краев, областей в единое государство.
Социальная функция транспорта заключается, прежде всего, в обеспечении трудовых и бытовых поездок людей, в облегчении с помощью транспорта их физического труда.
Культурное значение транспорта велико и многообразно. Прежде всего, он обеспечивает общение между людьми и способствует удовлетворению их эстетических потребностей.
Оборонная роль транспорта
выделялась и подчеркивалась всегда.
Во все времена транспорт
Первым роль транспортного комплекса в задачах развития и размещения отраслей исследовал экономист Давид Рикардо. Он говорил: «Если бы люди обходились в производстве вовсе без машин, а употребляли бы один только труд, и если бы продолжительность от начала производства до доставки товаров на рынок была одинакова, то меновая ценность товаров в точности соответствовала бы количеству затраченного труда»… «но, во всех состояниях общества, орудия, снаряды, здания, машины, употребляемые в различных приложениях, могут быть неодинаково прочны, и производство их может требовать различного количества труда, также могут различаться между собой те пропорции, в которых входят в дело капиталы, оплачивающие труд и капиталы, затраченные в форме орудий, машин, зданий».
То есть Рикардо указал на рентный характер доходов промышленных предприятий, который определяется наибольшим количеством труда, какое вынуждены употреблять те, в чьем распоряжении не имеется легких способ производства; те, кто для производства товара должен бороться с самыми неблагоприятными обстоятельствами.
Далее особое развитие и становление теории размещения принято связывать с выходом в 1826 г. книги немецкого экономиста Й. Тюнена «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии». Главным содержанием этого фундаментального труда было выявление закономерностей размещения сельскохозяйственного производства.
Й. Тюнен начал с того, что цена каждого продукта в любой точке пространства отличается от его цены в городе на величину транспортных затрат, которые принимаются прямо пропорциональными весу груза и дальности перевозки. Й. Тюнен ставит вопрос: какие формы примет при установленных предпосылках сельское хозяйство и какое влияние на его размещение будет оказывать расстояние от города. Он находит ответ на поставленный вопрос методом сопоставления транспортных затрат на перевозку продукции от места производства до рынка, в результате чего выявляются зоны, наиболее благоприятные для размещения в их пределах тех или иных видов сельскохозяйственного производства.
Например, чем выше урожайность, тем ближе к городу должно размещаться соответствующее производство. С другой стороны, чем дороже тот или иной продукт на единицу веса, тем дальше от города целесообразно его размещение. В результате интенсивность ведения хозяйства снижается по мере удаления от города.
Также важную роль в теорию размещения отраслей внес Лаунхардт, который разработал метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции.
Решающими фактором размещения производства у Лаунхардта, так же, как и у Тюнена, являются транспортные издержки. Производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний. Для решения этой задачи Лаунхардт разработал метод весового треугольника. Весовой треугольник Лаунхардта - это одна из первых в экономической науке физических моделей, используемых для решения теоретических и практических задач.
Дальнейшее развитие теории моделирования в экономической науке связывают с именем Вебера, который первый выработал многофакторную теорию размещения промышленного предприятия.
Основной труд немецкого экономиста и социолога Вебера «О размещении промышленности: чистая теория штандорта» был опубликован в 1909 г. Вебер поставил перед собой задачу создать общую «чистую» теорию размещения производства на основе рассмотрения изолированного предприятия.
Он делает существенный шаг вперед по сравнению с Тюненом и Лаунхардтом, введя в теоретический анализ новые факторы производства в дополнение к транспортным издержкам и ставя более общую оптимизационную задачу: минимизацию общих издержек производства, а не только транспортных.
Вебер создал подробную классификацию
факторов размещения по их влиянию, степени
общности и проявлениям. Фактором размещения
он называет экономическую выгоду,
«которая выявляется для хозяйственной
деятельности в зависимости от места,
где осуществляется эта деятельность.
Эта выгода заключается в сокращении
издержек по производству и сбыту
определенного промышленного
Исследования Вебера стали стимулом для создания более общих теорий размещения, опирающихся на методы количественного анализа или математическое моделирование.
Исследования по математическому моделированию размещения видов деятельности, ресурсов и населения осуществляется по двум направлениям:
- формализация и
- исследование практических
ситуаций и задач,
Выбор моделей-представителей определяется с нескольких точек зрения: во-первых, это возможность информации больших массивов информации; во-вторых, применимость модели в практике размещения; в-третьих, возможность использования модели в качестве элемента моделей национальной и региональной экономики, исследование которых на данный момент времени не закончено.
Общественное производство
всегда развивается в конкретном
географическом пространстве при определенном
сочетании производственных сил. Подобно
тому, как при размещении отдельного
предприятия необходим участок
земли, на котором располагается, и
взаимодействуют его
Транспорт воздействует на
весь процесс расширенного воспроизводства:
продолжительность
Данные особенности
Транспортная сеть России включает 162 тыс. км магистральных железнодорожных линий и подъездных путей, 680 тыс. км автодорог с твердым покрытие, 100 тыс. км внутренних водных путей, 214 тыс. км магистральных трубопроводов России объединяющих около 160 тыс. предприятий всех видов собственности, на которых занято более 4.5 мил. человек (8% от общей численности рабочих и служащих страны). Основные производственные фонды транспортно-дорожного комплекса составляют 13.6% стоимости всех производственных фондов народного хозяйства.
Современная транспортная система РФ включает следующие основные виды транспорта: железнодорожный, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный (нефте- и газопроводный). При формировании единой транспортной системы (ЕТС), обращается внимание на три важных аспекта: социально-экономический, технологический, экономико-географический.
Социально-экономический
аспект связан с основной целью развития
транспортной системы, а именно - качественным
и полным удовлетворением потребностей
народного хозяйства и
Другой основой развития
различных видов транспорта выступает
технология перевозочного процесса
грузов и людей, которая видоизменяется
на различных путях сообщения
в соответствии с технико-экономическими
особенностями каждого вида транспорта,
обусловливающими наиболее выгодными
условия перемещения их в едином
перевозочном процессе страны. Благодаря
учету этих особенностей удается
обеспечить кооперацию различных видов
транспорта в транспортной системе
страны. Многие исследователи транспортных
проблем ограничиваются этими двумя
аспектами единой транспортной системы.
Однако этим не исчерпывается сущность
проблемы единой транспортной системы.
Главная задача - отыскание оптимальных
пропорций в развитии производства
и транспорта применительно планируемому
этапу экономического развития страны.
С решением важных вопросов территориальной
организации производственных сил
связан экономико-географический аспект
проблемы единой транспортной системы,
учитывающий взаимоотношения
Экономико-географические особенности
нашей страны выдвигают железнодорожный
транспорт на первый план в транспортной
системе. Вытянутой главной
Информация о работе Роль транспорта в размещении общественного производства