Сущность и основные черты географии мировых и местных религий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 13:46, реферат

Краткое описание

Цель реферата заключается в том, чтобы, не только выяснить сущность религии, но и выявить ее географию распределения. Почти в каждой части нашего земного шара живет народ, который имеет свои устои, обычаи, традиции и соответственно религию. Проводя исследования, мы должны выявить, где зародилась религия и при каких условиях она начала распространяться и у каких народов она получила призвание. Роль религии в обществе и в быту в наши дни у разных народов остается очень большой.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3
1. Сущность религий………………………………………………… 4
• Мировые религии…………………………………………... 5
• Местные религии…………………………………………… 8
2. Основные черты географии религий…………………………….. 9
Заключение………………………………………………………………..11
Приложение…………………………………………………………….....12
Литература……………………………………………………………….. 13

Вложенные файлы: 1 файл

география. Дондокова.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

Федеральное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

Новосибирский государственный технический  университет

Кафедра экономики сервиса

 

 

Реферат по географии  на тему:

Сущность  и основные черты географии мировых и местных религий

 

 

 

 

 

 

 

 

Факультет Бизнеса

Преподаватель: Ивлев С.В.

Группа: ФБТ-21

Студент: Дондокова С.Б.

 

 

 

 

Новосибирск, 2012

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………….. 3

    1. Сущность религий………………………………………………… 4
      • Мировые религии…………………………………………... 5
      • Местные религии…………………………………………… 8
    2. Основные черты географии религий…………………………….. 9

Заключение………………………………………………………………..11

Приложение…………………………………………………………….....12

Литература……………………………………………………………….. 13

 

Введение.

 

Религия возникла 40-50 тысяч лет назад. Всякий человек проснувшийся к разумному сознанию, не может не заметить того, что все вокруг  него живет, возобновляется, не уничтожаясь и неуклонно подчиняясь одному определенному вечному  закону, а что он, осознавая себя отдельным от всего мира существом, приговорен к смерти, к исчезновению в беспредельном пространстве и бесконечности времени и к мучительному сознанию ответственности в своих поступках, т.е. сознанию того, что поступив  нехорошо, он мог бы поступить бы лучше.

Данный вопрос является вечным. Люди на протяжении всех тысячелетий идут к тому, чтобы его разрешить и религия в этом вопросе является проводником. Тема сущности религии актуальна во все времена. Сколько бы работ по ней не было написано, она остается неизведанной и интересной для каждого.

Но цель моего реферата заключается в том, чтобы, не только выяснить сущность религии, но и выявить ее географию распределения. Почти в каждой части нашего земного шара живет народ, который имеет свои устои, обычаи, традиции и соответственно религию. Проводя исследования, мы должны выявить, где зародилась религия и при каких условиях она начала распространяться и у каких народов она получила призвание. Роль религии в обществе и в быту в наши дни у разных народов остается очень большой. 

 

Сущность религии

Религия – совокупность взглядов на мир, которые, чаще всего основываются на вере в Бога, сотворившего мир и человека, давшего человеку в откровение знание. Это затем, совокупность действий, составляющих культ в которых религиозный человек выражает свое отношение к Богу и вступает с ним в мистическую связь в таинствах, в молитве, жертвоприношение. Также, совокупность норм, правило поведения, которыми должен следовать человек, как требованиям, предъявляемым ему Богом. Это объединяет религиозных людей в те или иные организации, такие как церковь, община, монастырь, орден или секта.

Любая религия содержит три основных признака: 1) теория; 2)практика (культ); 3)организация. Культ представляет собой  совокупность действий, являющихся для  представителей данной религии священной. Наряду с религией в нашей жизни присутствует вера, а она, в свою очередь, обозначает личностное самоопределение человека по отношению к имеющемуся у него знаний. Также, веру можно определить как твердое убеждение в чем-то при отсутствии доказательств. Когда доказательства есть, никто не говорит о вере. Мы не говорим о вере, когда речь идет о том, что дважды два четыре или что земля круглая. О вере мы говорим лишь в том случае, когда хотим подменить доказательство чувством.

Религия подразделяется на две классификации, это ритуальные или религия откровения или спасения.

Ритуальные религии – это  комплекс религиозных верований, имеющих  в своей основе принцип обожествления  всей природы, фактически это языческие религии. В свою очередь, язычество делится на религии политеизма и пантеизма, они связаны с почитанием множества богов. Через эти формы верования прошли все народы мира.

Религии откровения или спасения –  это религии, в которых, Бог являет Себя человеку с целью сообщить ему Свою высшую божественную тайну (истину) и принести людям дар в виде спасения их от тления и смерти. Такие религии называются монотеистическими, то есть это приверженцы, которые почитают единого Бога, это христианство, ислам и иудаизм.

Наибольшее распространение получило деление религий на: племенные (первобытные), или ранние; национальные, связанные с одной этнической группой;  и мировые, перешедшие национальные границы и объединившие представителей разных народов мира. Мы использовали, прежде всего, эту классификацию, выбрав для описания из многообразия религий мира лишь некоторые.

Религия привлекает внимание ищущих ее людей не просто теоретическими ответами на вопрос о смысле жизни, но явлением этого смысла с поразительной  силой в душах истинно верующих. Религия открывает верующему Бога и духовный мир. Разнообразие религиозных переживаний верующего недоступно атеисту, хотя бы последний и прекрасно знал внешнюю сторону религии. Об этом хорошо сказал Сергий Булгаков: «Итак, в самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть познание Бога и переживание связи с Богом… Религиозный опыт в своей непосредственности не есть ни научный, ни философский, ни эстетический, ни этический, и подобно тому, как умом нельзя познать красоту, так лишь бледное представление о пепеляющем огне религиозного переживания дается мыслью. Жизнь святых, подвижников, пророков, основателей религий и живые памятники религии, письменность, культ, обычаи… вот что, наряду с личным опытом каждого, вернее вводит в познание в области религии, нежели отвлеченное о ней философствование».

Современный греческий богослов Х. Яннарас пишет: «Мы приходим к  Богу не через определенный образ  мыслей, но через определенный образ  жизни. …Любви, связывающей родителей  и ребенка, не нужны ни логические доводы, ни какие-либо иные гарантии. Лишь когда эта связь подорвана, возникает нужда в доказательствах, и тогда аргументы рассудка силятся подменить собой жизненную реальность».

Мировые религии

 

Мировая религия – это религия, которая получила широкое распространение на определенной территории или среди определенной социальной общности, в различных странах мира и на разных континентах.

В современном мире выделяют три  мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Главным критерием, по которому можно отличить мировую религию от национальной или региональной, является то, что в них нет прямой взаимосвязи между этническими и политическими культурами и стереотипами мышления и поведения. Мировая религия, ко всему прочему, оказывала и оказывает очень большое влияние на ход исторического развития целых наций и народов, других больших социальных групп и общностей. Современное сосуществование мировых религий характеризуется сложной системой противоречивых отношений, которые во многом определяют политические и социальные отношения.

Буддизм, одна из трёх мировых религий наряду с христианством и исламом. Он возник в древней Индии в 6—5 вв. до н. э. и в ходе своего развития разделился на ряд религиозно-философских школ. Основателем Буддизма считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, то есть пробужденного, просветлённого.

Буддизм появился в период, когда Индия, представлявшая собой конгломерат мелких монархических государств (деспотий) и родоплеменных союзов, переживала процесс формирования единого государства, закончившийся образованием в 4 в. до н. э. империи Маурьев. Происходило крушение сложившихся жизненных устоев, обострение противоречий между социальными группами, кастами, которые осложнялись пестротой этнического состава населения. Кризисное состояние вызывало стремление к выходу из него, хотя бы в сфере нереального. Буддизм был ответом на эти искания. Явившись реакцией на брахманистскую религию и став в оппозицию к освящаемому брахманизмом кастовому строю, провозгласив равенство всех вне зависимости от касты, сословия, буддизм универсальностью предложенного им пути к "спасению" приобрёл в период своего возникновения широкую популярность. В то же время своей социальной пассивностью, отрешенностью от конкретно-исторической ситуации буддизм оказался приемлемым и для господствующих в обществе сил.

Особенностью буддийского учения является его практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против особого значения внешних форм религиозной жизни, в частности ритуальности, но и против абстрактных спекуляций, характерных для концепций брахманизма, и выдвинул в качестве центральной проблему бытия личности. Основное содержание буддийских книг — практическая доктрина "спасения", или "освобождения". Она изложена в учении о "четырёх благородных истинах": существует страдание, причина страдания, состояние освобождения от страдания, путь, ведущий к освобождению от страдания; короче — существует страдание и освобождение от страдания. С одной стороны, страдание и освобождение предстают как исключительно субъективное состояние, с другой стороны (особенно в системах развитых школ Б.) — как бытие — это страдание, буддизм определяет страдание, прежде всего некая "реальность", имеющая и объективную (космическую) основу. Подчеркнув в качестве исходного положения, что вообще не как переживание какого-то конкретного состояния, а как ожидание этого состояния, ожидание реального страдания, более того — ожидание эффектов самого этого ожидания: ощущений страха, тревоги и прочие. Т. е. страдание в буддизм выступает как состояние бесконечного беспокойства, как состояние общей нелёгкости, напряжённости, неудовлетворённости. В этом смысле страдание оказывается эквивалентом желания, которое считается в буддизме психологической причиной страдания. Буддийское представление о бытии как страдании усугубляется тем, что буддизм принимает концепцию бесконечности перерождений (сансара). Смерть в буддизме, таким образом, не кара, не трагедия и не освобождение, а переход к новой жизни и поэтому — к новым страданиям. В ходе своего развития буддизм пришел к признанию необходимости внешних форм религиозной жизни. Постепенно развивается сложный культ почитания Будды и различных бодхисаттв, непосредственных помощников в спасении. Пантеон буддийских божеств растет за счёт введения в него как богов исконно индийского происхождения, так и заимствованных из религий принявших эту религию народов. Главными божествами считаются будды Гаутама, Амитабха, Вайрочана, рассматриваемые как воплощение некоего единого Первобудды. Однако все боги буддизма, включая самого Будду, не становятся высшими божествами. Культ быстро охватывает все стороны жизни верующего, начиная от семейно-бытовых и кончая всеобщими праздниками, занимающими видное место в общественной жизни. Большое значение приобретают круговые обходы ступ (мемориальных и погребальных куполообразных сооружений), поклонение статуям Будды и др. божеств, священным деревьям и др., возложение на алтарь храмов приношений и воскурение ароматических свечей и прочее. Распространённым становится паломничество к священным местам, связанным, прежде всего с мощами и следами Будды и его учеников, а также с легендами об их подвигах. Особенно усложнился культ в некоторых течениях махаяны, в частности в ламаизме. Одновременно в махаяне развивается учение о религиозном воздаянии, включавшее представление об аде и рае.

Рассмотрим  такую религию, как христианство, которая является самой многочисленной религией в мире.

Христианство (наряду с иудаизмом и исламом) относится к монотеистическим религиям. Главные идеи христианства: искупительная миссия Иисуса Христа; предстоящее второе пришествие Христа; страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного.

Оно возникло во 2-й половине 1 в. н. э. в восточных провинциях Римской империи первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия получило распространение и среди др. этнических групп. Кризис рабовладельческого строя, тяжёлый социальный и политический гнёт вызывали массовые восстания рабов, свободной бедноты, покорённых народов. После подавления Римом народных движений начала 1 в. н. э. широкое распространение получили настроения отчаяния, бессильной ненависти к угнетателям.

Христианство выразило протест (в религиозной форме) рабов, угнетённых слоев против существовавших порядков, против рабовладельческого государства. Важнейшими отличиями нарождавшегося христианства от прочих религий древности был полный отказ от этнических и социальных перегородок в вопросах веры, от жертвоприношений, обрядности. Успеху христианства способствовало его учение о бессмертии души и загробном воздаянии. Объясняя моральную и материальную нищету внутренней испорченностью, греховностью каждого отдельного человека, христианство провозглашало духовное спасение всех людей через веру в искупительную жертву божественного спасителя как гарантию избавления людей от греха. Таким образом была обретена форма "... внутреннего спасения от испорченного мира, утешения в сознании, к чему все так страстно стремились" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 314). Христианство (наряду с буддизмом, иудаизмом и некоторыми др. религиями) называют иногда "религией спасения".

Первые  общины, признавшие нового бога-спасителя  Христа, появились, по-видимому, в Малой  Азии (Эфесе, Смирне, Пергаме, Тиатире, Сардах, Лаодикее) и в египетской Александрии (некоторые исследователи считают, что впервые христианские общины возникли в Палестине). Их члены вербовались из социальных низов. Раннее христианство представляло собой "... религию рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов" (Энгельс Ф., там же, т. 22, с. 467). Общины отличались простотой организации, отсутствием клира; члены общин устраивали совместно трапезы, собрания, на которых произносились проповеди.

В процессе эволюции христианства, изменения социального состава общин и приспособления к реальным условиям бунтарские настроения в Х. постепенно отходили на второй план (что в итоге обусловливалось политической незрелостью самого движения масс). Во 2 в. возобладало течение, призывавшее трудящихся безропотно "нести свой крест", уповая на сверхъестественное избавление, на "божью волю". В вероучении всё больше подчёркивалось страдание бога-спасителя, его культ стал по сути обожествлением человеческого страдания, смирения и терпения. Со временем страдание стало выступать в христианстве в качестве необходимого условия для достижения блаженства в "загробном мире" ("многими скорбями надлежит нам войти в царствие божие" — Деяния, XIV, 22).

Информация о работе Сущность и основные черты географии мировых и местных религий