Сущность мирового процесса урбанизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение сущности урбанизации, а также анализ проблем и дальнейших перспектив данного мирового процесса.
Задачи данной курсовой работы:
- понять что такое урбанизация, и каково ее значение в мировой экономике;
- рассмотреть процесс урбанизации в динамике;
- проанализировать проблемы и перспективы урбанизационных процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
СУЩНОСТЬ МИРОВОГО ПРОЦЕССА УРБАНИЗАЦИИ…………………...4
Понятие урбанизации, субурбанизации, ложной урбанизации………4
Мегаполисы- высшее звено процесса мировой урбанизации………...8
Основные центры и районы мировой урбанизации…………………..10
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЦЕССА УРБАНИЗАЦИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………………………14
Современные тенденции и динамика урбанизации…………………...14
Проблемы и перспективы процесса урбанизации……………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....23
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………….....25
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………….26
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………….....27
ПРИЛОЖЕНИЕ 4……………………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 67.70 Кб (Скачать файл)

Так же урбанизация  оказывает влияние на демографические  процессы. В значительной мере оно проявляется в зависимости от различий городов по величине и народнохозяйственному профилю (функциональному типу). По мере развития процесса урбанизации уровень рождаемости городского населения по сравнению с сельским падает, в дальнейшем происходит падение рождаемости и в сельской местности. В некоторых развивающихся странах более высок уровень рождаемости в городах, что объясняется целым рядом социально-экономических, демографических и религиозных факторов, в частности тем, что в городах более сбалансированное соотношение полов.

Что касается показателей здоровья и смертности, то, по имеющимся данным, продолжительность жизни, как правило, выше в городских районах, чем в сельских, хотя в большинстве развивающихся стран отсутствуют отдельные оценки рисков смертности на протяжении жизни по городскому и сельскому населению. Данные обзоров состояния здоровья жителей отдельных городов в развивающихся странах указывают на то, что эпидемиологический переход, когда главными причинами заболеваемости и смертности становятся не инфекционные болезни, а хронические и дегенеративные заболевания, более продвинут в городах, чем в сельских районах развивающегося мира. Эта тенденция выступает параллелью историческому опыту развитых стран, где эпидемиологический переход начался в городах, но сегодня характерен как городским, так и сельским районам. Вместе с тем во многих городах Африки распространение эпидемии ВИЧ/СПИДа затормозило эпидемиологический переход и снижение показателей смертности. В наименее урбанизированных странах высокие коэффициенты инфекционных заболеваний и материнской смертности по-прежнему характерны для сельских районов.

Распространенность  хронических заболеваний (включая  заболевания сердечнососудистой системы, раковые заболевания и диабет) и несчастных случаев растет во многих городах развивающегося мира. Дорожно-транспортные происшествия, например, выступают в качестве существенной причины травм или смертельных исходов при более высокой частотности в городских районах. Рост потребления подсластителей и жиров в более урбанизированных развивающихся странах ведет к обострению проблемы ожирения, которая, в свою очередь, обуславливает распространение диабета и сердечно-сосудистых заболеваний. В сельскохозяйственных районах питание более здоровое и полноценное, без пищевых добавок.

Ещё одним  из последствий урбанизации является перемещение производства. Рост пригородов привел не просто к перемещению населения, но и к перемещению производства. Причины этого сложны и многообразны. Вполне понятно, почему многие предприятия розничной торговли и обслуживания (бакалейные, мебельные магазины, прачечные и химчистки, парикмахерские и косметические салоны) переместились в пригороды. Такие предприятия должны находиться рядом с потребителями, особенно с богатыми потребителями. Но город-центр покинули и многие производственные фирмы. Растущие цены на землю делают расширение производства в городе-центре очень дорогим. А высокие издержки делают размещение производственных предприятий в деловой части города менее привлекательным. Фирмы, имеющие свой грузовой транспорт, сталкиваются с дорогостоящими проблемами уличных пробок, разгрузки и погрузки и т.д. Быстрое развитие грузового транспорта избавило многие фирмы от необходимости размещаться вблизи центральных железнодорожных терминалов и гаваней. Но, возможно, наиболее важным фактором является современная технология производства, основанная на высокоинтегрированных, непрерывных процессах, для которых необходим просторный одноэтажный производственный комплекс. Такая технология подразумевает наличие большого пространства, недоступного в городе-центре или доступного по непомерно высокой цене.

Но это  не означает, что все крупные предприятия  переместились в пригороды. Некоторые виды производства остались в городах-центрах. Речь идет о высокоспециализированных службах в области финансовых и торговых услуг, центрального административного управления, ресурсами которых является мастерство, либо знания, либо информация, а продукцией не товары, а услуги, консультации и решения. Именно эти учреждения – банки и адвокатские конторы, рекламные агентства и центральные административные конторы, консультационные фирмы и правительственные учреждения – заполняют города-центры и большую часть городской территории и становятся основной функцией центральной деловой части города.

Миграция  преуспевающих жителей, а также  процветающих производственных предприятий в новые образования (пригороды) приводит к тому, что новые предприятия и новые жилые дома строятся в пригородном кольце, а не в городах-центрах. Вместе с тем центры становятся все более дорогими территориями. Высокая плотность населения, обветшание зданий требует больших затрат на реконструкцию, управление, уборку улиц, поддержание порядка и законности.

В крупнейших городах мира возрождается интерес  к обновлению и развитию систем общественного транспорта – пригородных железных дорог, метро, автобусов, подвесных дорог и т.д. Учитывая прогнозы роста численности пригородного населения и возможность последующего удвоения объема городского автомобильного движения через 20 лет, многие проектировщики городов считают актуальным поиск эффективных альтернатив автотранспорту. Это тем более важно, поскольку увеличение вложений в строительство дорог и скоростных автострад чаще всего увеличивает объем движения, нежели уменьшает транспортные пробки. Средняя скорость движения по городским магистралям не только не повышается, а даже понижается. Кроме того, предполагается, что расширение и улучшение систем общественного транспорта сможет принести существенные социальные выгоды в следующих направлениях: создание жизнеспособного и обновленного города-центра; улучшение подъездных путей к рабочим местам в пригороде для малообеспеченных жителей города-центра; возможность избежать чрезвычайно острой проблемы загрязнения окружающей среды, к которой может привести увеличение автомобильного транспорта.

Загрязнение окружающей среды является, наверное, основной проблемой. Ведь из неё вытекают проблемы со здоровьем, а отсюда высокий уровень заболеваний и смертности. В наши дни города являются главным фактором негативного человеческого воздействия на окружающую среду, так как именно в них сосредоточены основные производственные мощности любой страны мира. Вследствие роста агломераций появляются целые области и даже регионы с неблагоприятной экологической обстановкой. Экологи уже ввели такие термины, как «урбосистема» (совокупность географических, биологических и технологических систем, когда флора и фауна живой природы вынуждена существовать в условиях плотной городской застройки в самом разнообразном климате и экологической ситуации), «городская экосистема» (смесь природной и антропогенной подсистем).

Серьезность загрязнения воды и воздуха, а  также накопления твердых отходов  получает достаточное отражение  в различных официальных документах международных организаций и в прессе. Широко известен тот факт, что реки и озера превращаются в городские и промышленные сточные канавы. Большинство населения городов пьет воду сомнительного качества. Загрязнение воздуха способствует возникновению рака легких, пневмонии и других заболеваний. Избавление от твердых отходов (мусора) становится острой проблемой для многих городов, так как доступные для использования мусорные свалки заполнены и горожане препятствуют размещению свалок и мусоросжигательных печей вблизи их жилья. А постоянный шум и гул в крупных городах так же негативно сказывается на окружающей среде и человеке, в первую очередь.[3. C 181-186]

Много проблем  связано и с влиянием на литосферу  Земли: при строительстве модифицируется рельеф, осушаются небольшие водоёмы и речки, возникают оползни и овраги, нередко грунтовые воды подтапливают постройки (из-за изменения уровня подземных вод в черте города). Низкая экологическая культура человека ведёт к образованию незапланированных властями свалок бытовых отходов, промышленные предприятия также вносят посильный вклад в загрязнение земли токсичными отходами производства.

 Возможные  последствия загрязнения окружающей  среды в отдаленной перспективе  еще более тревожны. Некоторые  ученые полагают, что концентрация промышленности, людей, сооружений, бетона (цемента) – а именно это и составляет основу города – может привести к воздушному и тепловому загрязнению, достаточному, чтобы вызвать необратимые и потенциально катастрофические изменения климата Земли вследствие так называемого парникового эффекта. Корни проблемы загрязнения окружающей среды лучше всего представляются с помощью метода сырьевых балансов, который основан на простой идее, что вес всех ресурсов (топлива, сырья, воды и т.д.), используемых в производственных процессах, в конечном счете, будет приблизительно равен весу промышленных отходов.

К счастью, экологическая  система, или природа, обладает способностью к самовоспроизводству, благодаря которому она может, до определенной степени, поглощать и перерабатывать такие отходы. Однако объем промышленных отходов имеет тенденцию превосходить ее абсорбирующую способность. Одной из причин этого является рост населения, его плотности. Экологическая система, которая может вместить 50 или 100 млн. человек, возможно, не выдержит давления 200 или 300 млн. Таким образом, охрана и воспроизводство окружающей среды в связи с развитием процессов урбанизации представляют собой одну из сложнейших глобальных проблем, значение которой в единой системе управления современным социально-экономическим развитием постоянно возрастает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подведем  итог проделанной работы, в первую очередь хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, задачи поставленный в самом начале работы выполнены. Я напомню, что в первой главе  говорилось о сущности урбанизации и рассматривались основные черты урбанизационного процесса, к которым можно прежде всего отнести быстрые темпы роста городского населения, концентрация населения в крупных городах, расширение площадей городов, образование городских агломераций и мегаполисов. Параллельно с процессом урбанизации происходят процессы субурбанизации, которые заключаются в переезде городского населения в пригороды, а также процессы ложной урбанизации, заключающиеся в росте городского населения по сравнению с ростом экономически активного населения.  Значимость процесса урбанизации в мировой экономике заключается в том, что взаимодействие городов, самих городских сообществ и их частей, их структурных единиц в масштабе стран, регионов, агломераций становится важнейшим фактором развития всего мирового сообщества.

В результате рассмотрения динамики и перспектив мировой урбанизации, мы увидели, что по прошествии лет число городов и городского населения только увеличивалось, такая тенденция будет прослеживаться и в дальнейшем, при чем в недалеком будущем большая часть городского населения мира будет сосредоточена в развивающихся странах(около 80% к 2030 году),

так как в этих государствах урбанизация продолжает расти вширь, а городское население быстро увеличивается. Это явление получило название городского взрыва и продолжает оставаться неконтролируемым. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие.

Анализ проблем  привел к такому выводу, что в  настоящее время мир столкнулся с большими экологическими и социально-экономическими проблемами, связанными с процессами урбанизации. Однако повышение темпов урбанизации в мире – явление неизбежное, и рост город уже вряд ли можно остановить. Поэтому на уровне государства должны применятся эффективные меры в области социально- экономической политики, прежде всего связанные с поддержкой малоимущих слоев населения, создания благоприятных условий для их существования. На международном уровне должны решаться экологические проблемы, которые уже давно признаны глобальными проблемами человечества, для этого мировое сообщество должны объединить усилия в борьбе за чистый воздух, воду, землю и т.д.

В последнее  время официальные органы и общественность экономически развитых стран принимают различные меры по охране и улучшению городской среды. Однако развивающиеся страны в условиях крайнего недостатка средств не могут обеспечить не только переход к малоотходным технологиям, но и строительство перерабатывающих вторсырьё комбинатов.

В экономически развитых странах предпринимаются  большие усилия по регулированию  процесса урбанизации, управлению им. В этой работе, которая нередко осуществляется методом проб и ошибок, принимают участие демографы, экологи, географы, экономисты, социологи, в общем все, кому небезразлична будущность всего человечества. Пока люди не управляют процессом урбанизации, но для человека нет ничего невозможного, и в скором времени урбанизация будет взята под контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Основные характеристики крупнейших мегаполисов мира

 

мегаполис

Количество агломераций

Население млн.чел

Площадь

Тыс.кв.км

Плотность чел. на кв.км

Протяженность оси,км

Английский (Лондон-Ливерпуль)

30

30

60

500

400

Босваш (Бостон-Вашингтон)

40

45

100

450

800

Рейнский (Рандстад-Рейн-Рур- Рейн-Майн)

30

30

60

500

500

Сансан (Сан-Франциско-Сан-Диего)

15

25

100

250

800

Токайдо (Токио- Осака)

20

60

70

800

700

Чипитс (Чикаго- Питсбург)

35

35

160

220

900


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Доля городского населения в  развитых и развивающихся странах, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Динамика доли городского населения  в общей численности населения

1950-2030 гг.

 

 

Доля городского населения, %

Ежегодный темп прироста, %

 

1950

1975

2000

2030

1950-2000

2000-2030

Весь мир

29,8

37,9

47,2

60,2

0,92

0,81

Более развитые регионы

54,9

70,0

75,4

82,6

0,63

0,31

Менее развитые регионы

17,8

26,8

40,4

56,4

1,63

1,11

Информация о работе Сущность мирового процесса урбанизации