Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:05, реферат
Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей.
Большая часть оборота речного транспорта приходится на европейскую часть страны. Важнейшей транспортной речной магистралью здесь служит Волга со своим притоком Камой. На севере европейской части России заметную роль играют Северная Двина, Онежское и Ладожское озера, р. Свирь и Нева. Большое значение для развития речного транспорта в стране имело создание единой глубоководной системы и строительство Беломоро-Балтийского, Волго-Балтийского, Московско-Волжского и Волго-Донского каналов.
В связи с освоением
природных ресурсов на востоке страны
возрастает транспортное значение Оби,
Иртыша, Енисея, Лены, Амура. Особенно
заметна их роль в обеспечении
районов пионерного освоения, где
практически отсутствуют
В настоящее время в связи с экономическим кризисом идет сокращение объемов перевозок грузов и пассажиров речным транспортом, протяженности внутренних водных судоходных путей, количества причалов.
Автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния. Это связано со сравнительно высокой себестоимостью данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью.
К достоинствам автомобильного
транспорта следует отнести высокую
скорость и возможность доставки
грузов от "двери до двери" без
дополнительных затрат на перегрузку.
Обеспеченность автодорогами с
твердым покрытием служит важным
показателем развития транспорта в
стране. В России 40% сельских населенных
пунктов не имеют связи с сетью
путей сообщения общего пользования.
Качество автодорожной сети невысокое:
11% автодорог грунтовые, 1/3 дорог
с твердым покрытием —
Трубопроводный транспорт отличается наименьшей себестоимостью и используется для перекачки нефти, нефтепродуктов, газа. Преимуществами этого вида транспорта также являются: возможность функционирования в течение всего года, высокая производительность труда, минимальные потери при транспортировке, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию практически вне зависимости от рельефа местности. Развитие сети магистральных нефте- и газопроводов связано с географией добычи нефти и газа и районов их потребления.
Воздушный транспорт занимает третье место по объему пассажирских перевозок. Он также используется в народном хозяйстве для перевозки срочных грузов, при строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, в проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла. Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. В последние годы замедлились темпы развития воздушного транспорта. В настоящее время техническая укомплектованность наземной базы составляет 60%, а по аэровокзальным комплексам не более 30%. Износ основных фондов оценивается в 70%.
Транспорт является важным связующим
звеном в экономике Российской
Федерации, без которого невозможно
нормальное функционирование ни одной
отрасли хозяйства, ни одного региона
страны. Стабилизация экономики и
ее подъем невозможны без решения
основных проблем
В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привлечения иностранного капитала, налаживания работы поставщиков транспортного комплекса — транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства.
Одной из основных задач также
является восстановление транспортно-
Переход к рыночным отношениям
транспортного комплекса России
сложен из-за сформировавшейся ранее
сильно централизованной структуры управления
и созданных ранее сверхкрупных
транспортных монополий. При решении
проблемы разгосударствления отдельных
частей транспортного комплекса, создания
условий для конкуренции
В условиях рыночных отношений на первый план в развитии транспортного комплекса выдвигается задача более полного и качественного удовлетворения потребностей в транспортных услугах народного хозяйства и населения страны.