Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 17:14, реферат
Байка́ло- Аму́рская магистра́ль (БАМ) — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Основной путь Тайшет — Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 года по 1984 год. Строительство центральной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков — Северо-Муйский тоннель — был введён в постоянную эксплуатацию только в 2003 году.
Байкало-Амурская
магистраль
Транссибирская
магистраль:
современный ход и исторический
ход,
Байкало-Амурская магистраль
Байка́ло-
Аму́рская магистра́ль (БАМ)
— железная дорога в Восточной Сибири
и на Дальнем Востоке. Одна из крупнейших
железнодорожных магистралей в мире. Основной
путь Тайшет — Советская Гавань строился
с большими перерывами с 1938 года по 1984
год. Строительство центральной части
железной дороги, проходившее в сложных
геологических и климатических условиях,
заняло более 12 лет, а один из самых сложных
участков — Северо-Муйский тоннель —
был введён в постоянную эксплуатацию
только в 2003 году.
Железнодорожная
магистраль
Длина основного
пути Тайшет — Советская Гавань составляет
4287 км. БАМ проходит севернее трассы Транссибирской
магистрали, ответвляясь от неё в Тайшете,
пересекает Ангару в Братске, пересекает
Лену близ Усть-Кута, проходит через Северобайкальск,
огибая с севера озеро Байкал, затем проходит
через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре
и заканчивается на берегу Тихого океана
в Советской Гавани. Ответвления: на Усть-Илимск
(215 км); на Чинейское месторождение (66 км);
на станцию Бамовская (179 км); на Якутск
(на конец 2009 года построено 855 км, продолжается
стройка на участке Томмот — Кердем); на
Эльгинское месторождение (300 км); на станцию
Известковая (326 км); на Чегдомын (16 км);
на станцию Волочаевка (351 км); на станцию
Чёрный Мыс — дорога к заброшенной стройке
подводного тоннеля на остров Сахалин
(120 км).
Трасса магистрали проходит в основном в гористой местности, в том числе через Становое нагорье, прорезая семь горных хребтов. Высшая точка пути — Муруринский перевал (1323 метра над уровнем моря); крутые уклоны при заходе на этот перевал требуют применения двойной тяги и ограничения веса поездов[4]. На трассе дороги пробито десять тоннелей, среди них — самый протяжённый в России Северо-Муйский тоннель.
Трасса дороги пересекает 11 крупных рек, всего на ней построено 2230 больших и малых мостов. Магистраль проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и поселков.
Oт Тайшетa до Усть-Кута дорога двухпутная и электрифицированная на переменном токе (27 кВ), от Усть-Кута до станций Таксимо дорога однопутная и электрифицирована на переменном токе (27 кВ), восточнее движение осуществляется на тепловозной тяге.
Строительство
«Чёртов мост» на запасном обходе Северо-Муйского
тоннеля
В 1888 году в Русском техническом обществе
обсуждался проект постройки тихоокеанской
железной дороги через северную оконечность
Байкала, после чего в июле — сентябре
1889 года полковник Генерального штаба
Н. А. Волошинов преодолел с небольшим
отрядом тысячекилометровое пространство
от Усть-Кута до Муи — как раз по тем местам,
где сейчас пролегла трасса БАМа. И пришел
к выводу: «…проведение линии по этому
направлению оказывается безусловно невозможным
в силу одних технических затруднений,
не говоря уже о других соображениях».
Волошинов не был пессимистом, но он трезво
осознавал: ни техники, ни средств для
выполнения грандиозных работ у России
на тот момент не было.
В 1926 году Отдельный
корпус железнодорожных войск РККА
начал проводить
Крупная узловая железнодорожная станция
в Тынде
В январе 1942 года по решению Государственного
Комитета Обороны с построенного к этому
времени участка Бам — Тында были сняты
звенья пути и мостовые фермы для строительства
железнодорожной линии Сталинград — Саратов
— Сызрань — Ульяновск (Волжская рокада).
В июне 1947 года продолжилось (в основном
силами заключённых Амурского ИТЛ (Амурлага))
строительство восточного участка Комсомольск-на-Амуре
— Ургал. До расформирования Амурлага
(в апреле 1953 года) были отсыпаны насыпи
на всем участке, уложены пути, построены
мосты на участке Комсомольск-2 — Березовый
(Постышево). Участок эксплуатировался
Комсомольским объединённым хозяйством
железнодорожного транспорта, контора
и депо которого находились в поселке
Хурмули Комсомольского района. Участок
Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань
сдали в эксплуатацию в 1945 году. Первый
поезд на полном протяжении линии Тайшет
— Братск — Усть-Кут (Лена) прошёл в июле
1951 года, а в 1958 году участок был сдан в
постоянную эксплуатацию.
В 1967 году (24 марта) вышло постановление
ЦК КПСС и Совета Министров СССР, и были
возобновлены проектно-изыскательские
работы. Постановлением ЦК КПСС и Совета
Министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве
Байкало-Амурской железнодорожной магистрали»
были выделены необходимые средства для
строительства железной дороги первой
категории Усть-Кут (Лена) — Комсомольск-на-Амуре
протяжённостью 3145 км, второго пути Тайшет
— Усть-Кут (Лена) — 680 км, линий Бам — Тында
и Тында — Беркакит — 397 км.
Вокзал станции
Новый Ургал, построенный жителями
Украинской ССР
Многие посёлки и станции БАМа строились
одной республикой, областью или городом.
Так, азербайджанцы строили станции Ангоя
и Улькан; армяне — Кюхельбекерскую и
Звездную; белорусы — Муякан; грузины
— Икабью и Нию; казахи — Новую Чару; латыши
— Таксимо; литовцы — Новый Уоян; молдаване
— Алонку; туркмены — станцию Ларба; таджики
— Солони; узбеки — Куанду и Леприндо;
украинцы — Новый Ургал; эстонцы — Кичеру.
Множество разъездов и станций построено
жителями РСФСР: Тамбовской области —
Хурумули; Новосибирской — Тунгала и Постышево;
Пензенской— Амгунь; Волгоградской —
Джамку; Саратовской — Герби; Куйбышевской
— Этыркен; Ульяновской — Ижак; Свердловской
— Кувыкта и Хорогочи; Пермской — Дюгабуль;
Челябинской — Юктали; Ростовской — Киренга;
Тульской — Маревая; Московской — Тутаул
и Дипкун; Алтайского края — Эворон; Красноярского
— Февральск; Хабаровского — Сулук; Ставропольского
и Краснодарского — Лену; Башкирии — Верхнезейск.
Жители Чечено-Ингушской, Дагестанской
и Северо-Осетинской АССР работали на
строительстве Кунермы. Москвичи строили
Тынду, ленинградцы -Северобайкальск.
В апреле 1974 года БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой, сюда приезжали массы молодых людей. По этому поводу ходили шутки, вроде шуточной расшифровки акронима БАМ — «Брежнев Абманывает Молодёжь».
В 1977 году была сдана в постоянную эксплуатацию линия Бам — Тында, а в 1979 году линия Тында — Беркакит. Основная часть дороги строилась более 12 лет — с 5 апреля 1972 года по 27 октября 1984 года, а 1 ноября 1989 года весь новый трёхтысячекилометровый участок магистрали был сдан в постоянную эксплуатацию в объёме пускового комплекса. Самый длинный в России Северо-Муйский тоннель (15 343 метра), строительство которого началось в мае 1977 года, был пробит до конца только в марте 2001 года и сдан в постоянную эксплуатацию в декабре 2003 года.
Стоимость строительства БАМа в ценах 1991 года составила 17,7 млрд руб., таким образом, БАМ стал самым дорогим инфраструктурным проектом в истории СССР. По утверждению экономиста Егора Гайдара, затраты на строительство БАМа оказались примерно в четыре раза дороже, чем предполагалось.
Освоение районов
вокруг БАМа
Байкало-Амурская магистраль проектировалась
как составная часть комплексного проекта
по освоению значительных природных богатств
районов, по которым пролегла дорога. На
пути БАМа изначально планировалось построить
девять территориально-промышленных комплексов-гигантов
(по другим данным — одиннадцать), но в
итоге был был построен только один —
Южно–Якутский угольный комплекс, включающий
Нерюнгринский угольный разрез[7][10].
Некоторые считают, что без массированного освоения значительных месторождений полезных ископаемых, залегающих в «зоне притяжения» магистрали (а оно фактически до сих пор не начато), дорога всегда будет приносить убытки[10] (в частности, в начале 2000-х годов, по словам вице-президента РЖД Анны Беловой, БАМ приносила 5 млрд руб. убытков ежегодно).[11]
Значительные надежды по увеличению загрузки БАМа связывались с передачей в частные руки и планируемым началом освоения ряда месторождений. В частности, компания «Мечел» планировала начать разработку Эльгинского угольного месторождения, «Базовый элемент» Олега Дерипаски — Чинейского месторождения полиметаллов, «Металлоинвест» Алишера Усманова — Удоканского медного месторождения и др. Мировой экономический кризис конца 2000-х годов пресёк эти планы: практически все проекты по развитию зоны Байкало-Амурской магистрали приостановлены.
Объёмы
перевозок
К 1997 году грузопоток по БАМу сократился
вдвое по сравнению с пиковым на тот момент
показателем 1990 года (в сутки проходило
лишь несколько составов). К 2009 году объём
грузоперевозок по направлению Тайшет
— Тында — Комсомольск снова вырос и составлял
примерно 12 млн тонн в год. Вместе с тем,
даже при таких объёмах перевозок дорога
остаётся нерентабельной.
На 2009 год весь БАМ перевозил ежегодно около 12 млн пассажиров — чуть более 1 % пассажирских железнодорожных перевозок всей России.
Современный
БАМ
В 1997 году самостоятельное
управление Байкало-Амурской железной
дороги было ликвидировано, а вся трасса
БАМа административно поделена между
двумя железными дорогами: Восточно-Сибирской
и Дальневосточной. Границей служит станция
Хани.
От ответвления БАМа — линии Тында — Беркакит продолжается начатое в 1985 году строительство на север Амуро-Якутской магистрали (АЯМ). В 2004 году открыто движение от Алдана до Томмота, в апреле 2009 года открыто движение до станции Амга (105 км севернее Томмота), к январю 2010 года уложены рельсы до станции Ханиердах (180 км севернее Амги), в настоящее время ведётся строительство линии до станции Кердем (недалеко от Покровска, на другом берегу Лены), далее — до Якутска.
Медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали»
Планы
развития
В советское время существовали планы
строительства железнодорожной линии
от БАМа по направлению на Чукотский полуостров.
Планировалось также, что через Берингов
пролив будет проложен тоннель и это позволит
соединить железнодорожную сеть СССР
с железными дорогами на Аляске.
В феврале 2006 государственная компания ТВЭЛ и корпорация «Металлы Восточной Сибири» разработали проект строительства железной дороги между БАМом и Транссибом Новый Уоян-Хиагда-Озерная-Могзон длиной примерно 350 км. Дорога должна обеспечить разработку и транспортировку урана с Хиагдинского месторождения и полиметаллов с месторождения Озерное.
В 2007 правительство
одобрило план, согласно которому планируется
строительство «капиллярных»
В 2009 году началась
реконструкция участка
Согласно «Стратегии-2030» планируется специализация БАМа для пропуска тяжеловесных поездов. При этом объем инвестиций в БАМ составит около 400 миллиардов рублей. Будет построено 13 новых железнодорожных линий общей протяженностью около 7 тысяч километров. Это в первую очередь такие грузообразующие линии, как Лена — Непа — Ленск, Хани — Олёкминск, Новая Чара — Апсатская, Новая Чара — Чина, Шимановская — Гарь — Февральск, Улак — Эльгинское месторождение.
«Стратегия-2030» предусматривала резкое увеличение пропускной способности БАМа. Руководитель ОАО «РЖД» В. И. Якунин неоднократно упоминал о планах перевода всего грузового движения с Транссиба на БАМ: Транссиб, по его мнению, должен специализироваться на пассажирских и контейнерных перевозках.
Оценки
проекта
Экономист Егор Гайдар в начале 2000-х высказывал
мнение о БАМе: Проект строительства Байкало-Амурской
магистрали — характерный пример социалистической
«стройки века». Проект дорогой, масштабный,
романтический — красивые места, Сибирь.
Подкреплённый всей мощью советской пропаганды,
экономически абсолютно бессмысленный.
Дороги умели строить — это не производить
конкурентоспособную продукцию или хорошие
товары народного потребления.
В то же время, высказывались мнения, что, несмотря на свою нерентабельность, Байкало-Амурская магистраль дала толчок развитию ряда производств, а также играет значительную геополитическую роль, сшив «стальными стежками наши необъятные пространства».